Урал / Эксклюзив 14 мая 2012 г. 09:29

Гендиректор ЗАО "Энерал" А.Сегаль: "Теперь предстоит самое сложное - внедрить энергоэффективные двигатели в российскую экономику"

Гендиректор ЗАО "Энерал" А.Сегаль: "Теперь предстоит самое сложное - внедрить энергоэффективные двигатели в российскую экономику"

            Не секрет, что в России на производство единицы ВВП расходуется в 3 раза больше энергоресурсов, чем в европейских странах, поэтому проблема энергоэффективности российских предприятий сегодня выходит на первый план. В нынешнем году вступил в активную фазу 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности" и промышленники, уже не только в добровольном порядке, занялись энергосбережением. Порядка 45% глобального потребления энергии в мировой экономике приходится на долю электродвигателей, поэтому переход российских предприятий на использование энергоэффективных двигателей - одна из очевидных и важнейших технологических задач. В нашей стране до недавнего момента подобное оборудование практически не производилось. В феврале текущего года компания "Энерал" завершила испытания своих электродвигателей европейского класса энергоэффективности Eff1, произведенных, помимо прочего, по стандартам ГОСТ. О специфике новых двигателей, планах по расширению продуктовой линейки и о том, как скоро окупается энергоэффективность в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал гендиректор компании "Энерал" Алексей Сегаль.

            - Алексей Юрьевич, что сегодня представляет собой компания "Энерал", на производстве и продаже какого оборудования специализируется?

            - Сама идея появления компании изначально заключалась в объединении под единым брендом целой серии востребованного промышленного оборудования - всего того, что подпадает под понятие "промышленная электротехника". Это общепромышленные и крановые электромоторы, вентиляционное и насосное оборудование. Плюс сейчас мы расширяемся в сторону мини-электростанций, генераторов.

            Мы придумали бренд, создали торговую марку, по которой выступаем гарантом качества. А дальше мы идем по одному из наиболее известных путей: продукцию под нашим брендом по договоренности производят разные заводы. Одной из таких производственных площадок в России является томский "Сибэлектромотор". Сегодня это один из четырех крупнейших производителей электромоторов в стране. Мы выпускаем совместную серию электромоторов и очень хорошо сосуществуем, несмотря на то, что, в общем-то, являемся конкурентами в другой производственной части.

            Всего же с нами работают более 20 площадок, как в России, так и за ее пределами - например, в Индии и Китае. Такими площадками могут быть как громадный суперсовременный завод, так и достаточно компактное производство, но непременно удовлетворяющее требованиям, необходимым для производства конкретного оборудования. ЭНЕРАЛ приходит туда с технологией, которую нужно получить на выходе, и мы эту технологию с необходимым качеством получаем.

            - Вы разрабатываете собственные двигатели, проводите НИОКРы?

            - Безусловно, мы активно занимаемся собственными разработками, это один из приоритетов. Здесь мы идем по пути избирательного аутсорсинга. С одной стороны, потому что содержание собственного научно-исследовательского института очень затратная задача. А с другой - даже наличие своего института не будет являться гарантией получения самых эффективных разработок. А с учетом того, что мы разрабатываем различные виды оборудования, одним узкопрофильным институтом и не обойтись вовсе. Поэтому в компании мы используем принцип кураторства - конкретный технический эксперт в компании отвечает за конкретное направление. Мы разбиваем весь объем разработки по частям и отдаем в несколько исследовательских институтов. А куратор внутри компании уже занимается сведением разработок в единое целое. И мы видим, что такая модель для нас эффективна.

            - В феврале нынешнего года вы завершили испытания новых, так называемых энергосберегающих, электродвигателей. В чем основное отличие этих двигателей от той продукции, которая традиционно производится в России?

            - Да, действительно, в начале этого года мы запустили серию опытных образцов двигателей высокого класса энергоэффективности Eff1. Мы первые в России попытались произвести в российском ГОСТе эти двигатели. ГОСТ по энергосберегающим двигателям касается электрических машин мощностью до 400 кВт и задает требование по снижению суммарных потерь не менее чем на 20%. Мы это требование выполнили. Сейчас мы завершили их тестовые испытания и перешли к серийному производству. Дальше предстоит самое сложное - внедрение этого оборудования в нашу экономику.

            Сегодня в стране работает программа энергосбережения и энергоэффективности, которую наш президент обозначил в качестве одного из приоритетов. Программа эта хорошая, вопросов нет, и очевидно всем, что потенциал для устранения потерь, увеличения энергоэффективности огромен. И наши моторы - это и есть часть программы энергоэффективности. И эти элементы, безусловно, вкупе будут обеспечивать работу более эффективной экономики.

            - Какую реальную экономию способны дать энергоэффективные двигатели, как это измеряется в деньгах? И где эффективнее всего использование таких двигателей?

            - Целесообразнее всего использовать такие моторы там, где они находятся в режиме постоянной эксплуатации, где нагрузка близка к максимальной. Здесь двигатель нарабатывает большое количество моточасов и формирует совершенно реальный экономический эффект, выражаемый в рублях. Энергоэффективный двигатель теряет на 15-20% меньше электроэнергии, при этом дороже обычного в среднем на 20%. Эта разница в цене полностью компенсируется только за счет экономии электроэнергии в течение 4-8 месяцев, в зависимости от режима эксплуатации, при среднем жизненном цикле двигателя на уровне 3-4 лет. Помимо этого, имея более высокий КПД, энергоэффективные двигатели обладают большей мощностью, меньше нагреваются, обладают пониженным уровнем шума и более долгим сроком службы. И чем больше парк электродвигателей задействован на предприятии, тем выше будет абсолютный экономический эффект: речь идет о миллионах, а где-то и о миллиардах рублей.

            В нашей сырьевой стране первыми по объемам потребления такого оборудования являются нефтегазовый и энергетический комплексы. Дальше огромный сектор, который может и должен использовать это оборудование - это сфера ЖКХ, а также сельское хозяйство, особенно в области мелиорации. В эти сферы сходу просятся энергоэффективные двигатели. Там они сразу начнут сокращать затраты корпораций, доходы которых формируют бюджет страны. А с точки зрения ЖКХ, это экономия наших с вами денег, наших налогов и квартплат.

            Конечно, простая замена одного-двух двигателей на крупном предприятии заведомо не даст ощутимого результата - ввод энергоэффективного оборудования должен проходить комплексно. И если работы по модернизации агрегатов проводятся после правильного анализа всех параметров - режимов, загрузок и условий эксплуатации, то я уверен, эффект даст о себе знать с первого часа работы оборудования. Дополнительные расходы по закупке нового энергоэффективного оборудования окупаются достаточно быстро, в зависимости от условий его эксплуатации и цен на электроэнергию.

            - Какова в настоящее время география поставок продукции?

            - Вся промышленно развитая территория России: от Калининграда до Красноярска. Конечно, есть продажи и в Якутию, но все равно основная часть заканчивается на Западной Сибири. Также мы работаем со странами СНГ - это Белоруссия, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан и Туркменистан.

            Безусловно, есть планы по выходу на рынок Западной Европы. Это вопрос финансирования. Как только мы здесь отладим те процессы, которые хотим, мы обязательно попытаемся выйти на этот рынок. Причем для этого вовсе не обязательно работать из России, можно отстроить бизнес и там. С учетом наших космополитических взглядов по расположению производственных площадок, абсолютно не важно, откуда управлять бизнесом, и уж тем более нет смысла завозить продукцию для продажи в других странах через Россию, в которую, как зачастую бывает, "что попало, то пропало".

            - Кто является основными покупателями вашего оборудования?

            - Это огромный перечень потребителей. Сегодня в числе наших заказчиков - предприятия металлургических холдингов, горнодобывающей, машиностроительной отраслей, сельского хозяйства, региональные подразделения нефтяных и газовых компаний, коммунальные хозяйства большинства крупных городов РФ. Даже если какие-либо корпорации у нас напрямую не покупают, то так или иначе большинство имеют наше оборудование в парке своих подразделений. Ну, вот например, ЭНЕРАЛ напрямую в РЖД двигатели не продает, но и в уральское подразделение РЖД, и в центральные регионы идут поставки нашего оборудования.

            Большой объем нашей продукции идет в энергетику, на объекты "ЛУКОЙЛа", "Газпрома" идут поставки. Есть и "имиджевые", и малоизвестные широкому обывателю клиенты.

            - Как Вы оцениваете свою долю рынка?

            - ЗАО "Энерал" создано как управляющая компания, мы являемся правообладателями интеллектуальной собственности и учредителями нескольких дочерних предприятий. Мы создали единую систему покрытия из более чем 25 торговых подразделений с шестью штаб-квартирами. Мы сами ничего не продаем. Мы производим и поставляем оборудование нашим дистрибьюторам.

            Что же касается доли рынка, то ее довольно трудно оценить точно, слишком мало хорошей статистики и исследований, но порядок такой - продукция под брендом ENERAL - это около 10% рынка электродвигателей России, всего же наша группа компаний имеет долю свыше 23% российского рынка продаж асинхронных электродвигателей. Не буду утверждать, что крупнейший, но один из самых сильных игроков.

            - Какой объем электрооборудования произвел и реализовал "Энерал" в 2011 году?

            - Еще раз скажу, что у нас есть разные параметры масштаба продаж: продажи всей группы компаний и продаж оборудования марки ENERAL, мы их разделяем. Дистрибьюторы нашей группы сегодня, грамотно дополняя ассортиментную линейку, продают оборудование и других производителей. И это наш потенциал роста: даже если мы как "Энерал" пока не закрываем какую-либо нишу, группа в целом держит прочные позиции по этим сегментам рынка.

            В 2011 году выручка группы составила около 2,5 млрд рублей, что в 1,3 раза больше показателей 2010 года. Выручка от продажи оборудования под брендом ENERAL составила порядка 800 млн рублей, что также выше показателей 2010 года.

            Выручка выросла, но, не будем лукавить, это пока эффект низкой базы. Поэтому, по большому счету, мы просто "подравнялись" на тот уровень, который является приемлемым.

            В целом сейчас идет сжатие экономики, и на этом фоне какие бы то ни было успехи выглядят вдвойне ценными. Это с одной стороны, а с другой стороны, цифры заставляют задуматься. Вот, например, если мы выросли на значительный процент в отношении выручки, то относительно этой выручки мы не прибавили по чистой прибыли.

            То есть себестоимость этого бизнеса значительно выросла, а рентабельность - сократилась. Почему она сократилась? Потому что резко повысился уровень конкуренции, а уровень конкуренции повысился из-за переизбытка товара на рынке по причине все того же сжатия экономики по всем фронтам.

            - Каких результатов за пять лет работы на российском рынке вам удалось достигнуть и каковы перспективы дальнейшего развития компании?

            - Безусловно, для любого бренда 5 лет - еще не срок, однако главное сделано - есть стабильная клиентская база, создана производственная база с эффективной системой размещения производственных заказов, когда мы способны обеспечить нашим потребителям достойное контролируемое качество.

            В первые два года мы очень активно стартовали. А вот в 2009-2010 мы восстанавливались после кризиса, как и большинство российских компаний, которые смогли выстоять. За два последних года мы запустили наибольшее количество новых продуктов. К большому перечню электромоторов мы добавили дизельные и бензиновые электростанции, насосное оборудование - здесь и автономные мотопомпы, и консольные насосы, а также освоили специальные двигатели, для особых задач и условий работы. Мы очень сильно расширили линейку крановых моторов и вот сейчас обкатываем энергоэффективные двигатели.

            По энергоэффективному оборудованию класса Eff1 и выше ЭНЕРАЛ намерен и далее активно работать, включая его в собственные разработки, предлагая заказчикам комплексные решения в рамках их программ энергоэффективности. Мы налаживаем контакты с энергоаудиторами, проводим семинары по нашему новому оборудованию. Потребность рынка в двигателях повышенной эффективности есть, и в ближайшие годы интерес предприятий к энергоэффективной модернизации будет расти.