Урал / Эксклюзив 26 февраля 2018 г. 14:39

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Н.Комарова: "Задача инвестиционной политики на 2018-2020гг - развитие системы проектного финансирования"

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Н.Комарова: "Задача инвестиционной политики на 2018-2020гг - развитие системы проектного финансирования"

             Несмотря на непростые экономические реалии в стране, Югра продолжает наращивать объем инвестиций в основной капитал и валового регионального продукта. Их росту способствуют налоговая, бюджетная, долговая политика, проводимая властями автономного округа, а также поддержка бизнеса. О том, какие еще меры принимаются в ХМАО для привлечения инвестиций и роста ВРП, зачем округу понадобилась карта промышленности, а также как он помогает компаниям преодолевать влияние санкций, вводимых Западом, агентству "Интерфакс-Урал" рассказала губернатор ХМАО Наталья Комарова.

            - Наталья Владимировна, какой объем инвестиций Югра получила по итогам 2017 года? Насколько он вырос по сравнению с 2016 годом, какой прогноз на 2018 год?

             - Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования сложился на уровне 876 млрд рублей. Это на 9% больше, чем в 2016 году. Планка по привлечению инвестиций у региона высокая, мы работаем над тем, чтобы ее ни в коем случае не уронить.

            Поскольку регион занимается нефтегазодобычей, то большую долю инвестиций занимают вложения именно в эту отрасль. Она капиталоемкая. С учетом того, что мы все больше и больше переходим на трудноизвлекаемые запасы, требуются новые технологии и новое оборудование - все это связано с инвестициями. Задача инвестиционной политики на 2018-2020 годы - развитие системы проектного финансирования с выбором приоритета на импортозамещение, внедрение технологий бережливого производства, создание условий для развития "цифровой" экономики при активной государственной поддержке.

            При этом увеличение инвестиций в основной капитал в 2018-2020 годах будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне оптимизации государственных инвестиционных расходов.

            Среднегодовому приросту инвестиций будет способствовать налоговая, бюджетная, долговая политика, а также государственные меры по активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности.

             - ВРП региона по итогам 2016 года превысил 3 трлн рублей. Какие цифры покажет 2017 год и какой прогноз дается на 2018 год?

            - По предварительным итогам 2017 года, валовой региональный продукт Югры составил 3,254 трлн рублей, а по итогам 2018 года планируется 3,3 трлн рублей. Динамика, если пересчитать на проценты, кажется не очень большой. Однако такого прироста трудно добиться, поскольку цифры и так очень высокие. В силу высокой доли в региональной экономике добычи полезных ископаемых приоритетной задачей Стратегии Югры до 2030 года является расширение экономической специализации, диверсификация экономики в целях обеспечения долгосрочной устойчивости экономического роста, повышения качества жизни населения. Качественному изменению структуры ВРП способствовали институциональные преобразования в сфере стратегического планирования, создание нормативно-правовой базы, Фонда развития промышленности Югры и государственная поддержка.

             - В Югре активно заполняется региональная карта промышленности. Какую пользу она принесет для региона?

             - Мы действительно создаем такой интерактивный информационный ресурс. Рассчитываем, что региональная промышленная карта станет эффективным механизмом управления. Мы планируем запустить ее в первом полугодии текущего года. Сейчас завершили тестирование ее отдельных узлов. Она будет постоянно пополняться. На этой карте будут и проекты, которые уже реализовываются, и идеи, предложения по проектам. Карта будет сегментирована по муниципальным районам.

Предполагается, что на ней будет несколько слоев - расположение, виды деятельности, меры господдержки, которые могут быть предоставлены. Кроме того, мы хотим, чтобы на ней было указано состояние социальной инфраструктуры в каждом муниципалитете с визуализацией. Для инвесторов это важная информация.

             - Одним из самых масштабных инфраструктурных проектов региона должен стать мост через реку Обь в Сургутском районе. Подписание соглашения с концессионером ранее было отложено на 2018 год. Когда в действительности оно произойдет?

            - В настоящее время мы в процессе подготовки этого проекта. Для нас важно, чтобы этот проект получил статус федерального. Тот мост, что сейчас действует, свой ресурс пропускной способности исчерпал еще лет десять назад. Есть очевидное финансово-экономическое обоснование того, что региону необходим второй мост через Обь. Мы работаем с Минтрансом, чтобы действующий мост остался региональным, а новый мост стал федеральным. Нам кажется, что это правильно. Минтранс сейчас изучает это предложение. Могу сказать, что многие инвесторы интересуются этим проектом.

             - Ощущает ли Югра влияние санкций, вводимых Западом в отношении компаний и организаций РФ, в частности Сургутнефтегаза и его дочерних структур? Вы, как исполнительные органы власти, помогаете, участвуете?

             - Конечно. У нас созданы специальные налоговые режимы для тех, кто занимается увеличением добычи углеводородов. Это не простые решения. Это льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество. Мы поддерживаем инвестпроекты, которые направлены на увеличение объема производства или увеличение коэффициента извлечения нефти. А также проекты, которые реализуются в области охраны окружающей среды.

            Конечно, это поддержка импортозамещения. Мы способствуем созданию условий для локализации на территории региона производства всего того, что необходимо для осуществления добычи. Статистические данные говорят о том, что предприятия справляются. В прошлом году и Роснефть, и Сургутнефтегаз бурили больше, чем в предыдущие годы. Объем добычи нефти был выше прогнозного - вместо 231 млн тонн мы получили 235 млн тонн.

            Кроме того, мы выступили с законодательными инициативами, чтобы налоговые режимы отвечали сегодняшнему положению дел в этой отрасли. Это налог на дополнительные доходы - НДД. Важно то, что правительство РФ прислушалось к нам и приняло решение о том, что нужно менять налоговое законодательство. Они будут тестировать этот новый подход, прежде чем будет принята общая для всех система.