Рынок труда - один из основных индикаторов реального состояния экономики. В кризис, когда предприятия останавливали работу и массово сокращали работников, государству пришлось принимать специальные меры по стабилизации ситуации на рынке труда: создавать временные рабочие места, переучивать уволенных и находящихся под риском сокращения, трудоустраивать выпускников, помогать людям в поисках работы в соседних регионах и организации собственного дела. Сегодня ситуация в экономике изменилась. О том, как реагирует на происходящие в экономике процессы рынок труда Челябинской области, какие меры поддержки эффективны в посткризисный период, во сколько обходится безработица казне, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал начальник Главного управления по труду и занятости населения региона Владислав Смирнов.
- Владислав Валентинович, какие тенденции будут определять в среднесрочной перспективе ситуацию на рынке труда Челябинской области?
- Если темпы снижения безработицы сохранятся, то, начиная с 2011 года, мы вернемся к докризисному уровню 2008 года. Тогда рынок труда был дефицитный, потому что работодателям не хватало подготовленных высококлассных специалистов. Учитывая общую демографическую ситуацию, моду на образование, основные отрасли экономики региона могут остаться без кадров.
К сожалению, в последние годы областная экономика развивалась таким образом, что основное внимание со стороны собственников и руководителей предприятий уделялось вопросам обновления основных фондов. И только несколько крупных предприятий области занимаются грамотным пиаром в молодежной среде, создавая положительный имидж вокруг себя.
Молодежь, к сожалению, до сих пор считает, что работа на производстве - это конец света. Сейчас ситуацию придется изменять. Это будем делать не мы и даже не работодатель, а сам рынок труда. Думаю, что, начиная с 2011 года, нас ожидает бурный рост заработных плат именно в производственных сферах. Он будет наносить серьезный ущерб инвестиционным возможностям предприятий. Мы призываем работодателей обратить внимание на этот момент. Но, честно говоря, они заняты "расшивкой" экономических проблем, связанных с преодолением последствий кризиса.
- Вы считаете, что нынешние выпускники школ должны задуматься о выборе специальности в производственной сфере?
- Именно производство в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет давать для молодых ребят реальную возможность карьерного роста. Сегодня можно противопоставлять промышленные специальности сложившейся моде на невостребованные специальности в финансово-экономических и управленческих секторах, которые не обладают и не будут обладать на ближайшие 10-14 лет перспективами карьерного роста.
Средний возраст по некоторым отраслям, особенно связанным с финансами, торговлей недвижимостью, просто торговлей, гораздо ниже, чем в среднем по экономике. А в таких отраслях, как машиностроение, металлургия, энергетика средний возраст работников гораздо выше. Учитывая те задачи, которые решают собственники по модернизации производства, для работодателя крайне невыгодно переучивать пусть даже опытного, но высоковозрастного работника на новое оборудование. Им нужны молодые кадры, и работодатель вынужден будет платить высокую зарплату, чтобы люди не перебегали.
Работодателям нужно готовиться не только к привычной товарной конкуренции, но и осознать такое новое для них явление, как межотраслевая конкуренция за кадры. Это очень серьезная экономическая проблема для них. Но это очень хорошая новость для работников.
- Сколько безработных будет в регионе к концу года? Какова динамика этого показателя в сравнении с началом года?
- По данным на 1 марта, в регионе насчитывалось 69,7 тыс. безработных, потом пошло резкое снижение. Мы ожидали, что с 20 августа мы выйдем на "площадку" - это когда колебания в плюс и минус дали бы в итоге достаточно ровную горизонтальную линию по графику уровня безработицы. Ожидали, что остановимся на "отметке" в 44,5 тыс. человек, но пошло резкое снижение, и на конец сентября безработных в регионе было 40,9 тыс. человек.
Контрольный показатель по числу безработных к концу года, который установлен для региона по линии Роструда, Минсоцздравразвития - 62,5 тыс. человек. У нас такого показателя не будет.
Мы для себя считали еще летом, что будем держаться где-то в диапазоне 53-55 тыс. человек. Последний экспертный опрос показал - и я с ним согласен - что на 1 января 2011 года число безработных составит 42-44 тыс. человек. Опять же, пока рынок "забирает" безработных очень быстро. Возможно, это закончится отскоком, то есть будут затухающие посткризисные колебания.
Впервые мы пытаемся внятно смотреть на кризисную ситуацию и, самое главное, мы первый раз переживаем нормальный экономический кризис, а не искусственный.
- Каков минимум для региона по числу безработных?
- Минимальный показатель, которого достигала Челябинска область, при этом там была немного другая методика учета, 15-17 тыс. человек. Это было до кризиса. И это дефицитный рынок труда, когда контингент безработных составляют люди, которые совсем не могут работать, но вынуждены встать на учет, либо люди, которые реально не хотят работать.
Есть проблема социального иждивенчества, и она сейчас достаточно четко проявилась. Надо понимать, что антикризисные меры, в том числе подвигают людей, склонных к такому стилю жизни, так жить.
- Какое количество работников будет сокращено в регионе до конца года? Какие меры принимает областное управление по труду и занятости в связи с этим?
- Работодатели предупреждают наше управление о предстоящих сокращениях за три месяца. Дают они довольно приличные цифры - о сокращении по 400, по 160 человек. Это, в основном, Чебаркульский район, где расположено довольно большое количество военных частей (военнослужащие освобождаются в связи с передислокацией воинских частей – ИФ).
Еще одна большая проблемная составляющая - это Челябинское высшее военное автомобильное училище. Речь идет о сокращении 520 человек. Часть из них, как я полагаю, будет трудоустроена.
Для решения проблемы в автомобильном училище организован временный пункт центра занятости Челябинска с задачей максимально внятно и четко информировать людей о тех правах, которыми они обладают в соответствии с действующим законодательством в отношении работодателя, который производит сокращение.
Естественно, проводится превентивная работа, чтобы люди, находящиеся под угрозой увольнения, получали возможность доступа к банку вакансий и ко всем информационным услугам, которые может предоставить служба занятости (СЗН).
Это первый серьезный фактор, который формирует рост числа предупрежденных об увольнении.
Второй серьезный фактор - это перезапуск в целом экономики в посткризисной ситуации. Очень многие предприятия, решая свои финансовые проблемы, проходят период реорганизации, то есть формально либо банкротятся, либо просто закрываются.
Вы знаете ситуацию по "Челябгортрансу" (муниципальный оператор общественных перевозок в Челябинске - ИФ). Там работники формально будут уволены, они стоят у нас на учете как находящиеся под угрозой увольнения и они нам дали приличный рост, но работодатель обещает трудоустроить их в новых коммерческих структурах.
Такие моменты мы отслеживаем, отмечаем, стараемся отследить ситуацию по конкретному работодателю, что будет происходить в отношении его работников - сколько из них придет к нам трудоустраиваться и так далее. Есть и тяжелые случаи сокращений, но я еще раз говорю, что мы их заранее видим и стараемся максимально минимизировать последствия, используя свои ресурсы.
- Какой объем финансирования получит регион в текущем году на мероприятия по стабилизации ситуации на рынке труда? Хватает ли этих ресурсов?
- У нас сегодня два вида финансирования - субвенции по переданным федеральным полномочиям и субсидии. Субсидии - это как раз средства, направляемые на мероприятия по программе стабилизации ситуации на рынке труда, так называемые антикризисные меры. В целом по 2010 году объем финансирования по этим двум направлениям составил 4 млрд 222 млн рублей. Это все федеральные средства. Денег у нас достаточно.
- Как будет складываться ситуация с финансированием в 2011 году?
- На следующий год мы ожидаем некоторое увеличение финансирования по субвенциям - предварительно на сумму порядка 60 млн рублей. Раньше в кризисную ситуацию нам давали средства из расчета, что безработный будет получать минимальное пособие. Но его получают люди, имеющие статус безработного полтора года и больше. В кризис появились "новые" безработные, которые имели право получать максимальное пособие по безработице. Эту ситуацию учли.
Кроме того, мы полностью разобрались с ситуацией по выводу "досрочников". По действующему законодательству люди, начиная с 58 лет, имеют право на досрочную пенсию, если являются безработными и не могут найти работу. У нас были проблемы с этой категорией до августа, но мы разобрались. На следующий год проблем не ожидается.
Судьба субсидий в рамках постановления правительства на 2011 год пока не решена.
- Как вы оцениваете эффективность отдельных направлений поддержки в рамках программы по стабилизации ситуации на рынке труда? Что больше всего помогло рынку труда - переобучение, создание временных рабочих мест, самозанятость?
- Нужно отметить, что все наши антикризисные меры на рынке труда в своей основе имеют задачу не экономической эффективности, а снижения социальной напряженности. Раздача пособий и создание временных рабочих мест - вынужденная мера, пока она имеет серьезный эффект. Но приведу пример: стоимость создания одного временного рабочего места по нашей линии по Челябинской области составляет от 4 до 8 тыс. рублей. А стоимость рабочего места, в котором реально нуждается экономика Челябинской области с учетом задач по модернизации и росту производительности труда - $50 тыс. То есть налицо некоторое расхождение интересов экономики и реальной ситуации. Но сегодня мы пытаемся эту ситуацию немного скорректировать.
Практика показывает, что с точки зрения экономики наиболее эффективна программа самозанятости. Мы в два раза с начала года увеличили себе задание по самозанятости, потом еще добавили порядка 25%.
По программе самозанятости государство готово выдать безработному для организации собственного дела 58,8 тыс. рублей. Естественно, получателю выдвигаются определенные условия. Это регистрация безработного в налоговой, согласование бизнес-плана в ведомственной муниципальной комиссии. Сразу отмечу, мы отслеживаем целевое использование выдаваемых субсидий. Просто взять деньги и потратить их на что-нибудь не удастся. Если безработный человек, получивший 58,8 тыс. рублей, создает такой проект, который позволяет ему привлечь в качестве наемных работников еще безработных, мы ему выдадим аналогичную субсидию под каждое создаваемое рабочее место. Создаст 10 рабочих мест - получит 588 тыс. рублей. Деньги есть.
Кстати, программа по самозанятости помогает "расшивать" ситуацию по моногородам. Летом мы защитили получение дополнительных средств общим объемом 202 млн рублей, из них 192 млн рублей - это федеральные средства. Это позволит улучшить ситуацию в моногородах.
Очень эффективной оказалась программа переподготовки безработных и находящихся под угрозой увольнения. Реальная эффективность программы - 87,5%. Мы теряем фактически только 12,5%. Столько людей возвращается к нам в статусе безработного. Чтобы переподготовка была эффективной, у нас есть государственные бесплатные службы психологов и бесплатные услуги по профориентации.
- Вы сказали, что в разы увеличили в сравнении с прошлым годом планы по выдачи субсидий на организацию собственного дела…
- В прошлом году было запланировано выдать около 1 тыс. субсидий по самозанятости. Вообще тогда все настороженно относились к этому направлению: не очень была ясна методика применения. Все боялись, что эти деньги просто разворуют. Сейчас стало понятно, как это все организуется. Созданы межведомственные комиссии для одобрения бизнес-планов.
Первая контрольная цифра на текущий год была - 3,2 тыс. человек. В июле мы переписали подпрограмму и попросили изменить нам задание на 6,4 тыс. человек. Дело в том, что у нас сложилась значительная экономия в размере более 40 млн рублей за счет проведения конкурсов на профобучение среди учебных заведений. Эти деньги были направлены на увеличение финансирования по программе самозанятости. Подумав и осмотревшись, мы решили, что реально привлечь по этой программе 6,8 тыс. человек.
- Сферы деятельности, на которые выдаются субсидии по самозанятости, ограничены?
- Нет. У нас есть территории, которые традиционно развивают народные промыслы. Мы призываем внедрять и тиражировать их опыт среди безработных.
В частности, предлагаем организовывать артельный способ организации самозанятости: посадить четверых безработных на производство какого-то продукта. Каждый получит по 58,8 тыс. рублей. Еще четверых организовать в службу доставки, предположим, 2 экспедитора и 2 водителя. Еще 2 человека - продавцы. Получается, что стартовый капитал составит порядка 600 тыс. рублей. Газель точно можно купить, арендовать места можно. Но пока "артельный способ" никто из наших безработных не "дотянул".
- Какие самые распространенные сферы, на которые выдаются деньги?
- В основном, получатели - это люди со своим огородом, попавшие под увольнение. То есть фактически это вывод "из тени" личных подсобных хозяйств. Человек, например, начинает профессионально и системно заниматься разведением кроликов. Он это и раньше делал, но объемы были другие, не было излишков для продажи. Самое главное, что эти люди регистрируются в налоговых органах и фактически выходят из тени. Создается налогооблагаемая база, так что эти 58,8 тыс. рублей еще вернутся в государственную казну.
- Удастся ли выдать все зарезервированные ресурсы?
- Мы сейчас вступаем в фазу активной информационной работы по безработным, чтобы подвигнуть их к принятию решения о том, что можно попробовать себя в самостоятельной коммерческой, практической деятельности.
С 5 октября у нас стартовала информационная рекламная кампания, направленная на людей, которые хотели бы, но не знают, как стать индивидуальными предпринимателями.
Люди, которые хотят себя попробовать в самозанятости, совершенно бесплатно могут пройти курсы подготовки начинающих предпринимателей. Это достаточно важно, чтобы потом компетентно обосновать свой проект перед межведомственной комиссией по защите бизнес-плана. Потому что встречаются вполне нормально реализуемые идеи, но человек абсолютно не понимает, как составляется документация.
- Как управление работает над доступностью своих услуг для населения?
- Ситуация подвигает к тому, чтобы заниматься людьми, которые имеют ограниченную транспортную доступность. Зачастую попасть в центр занятости - это проблема. А человек, если вовремя не отметится в центре занятости, может лишиться пособия.
В связи с этим мы начали получать передвижные пункты центров занятости. Это специально оборудованные микроавтобусы. До конца года мы получим минимум 12 машин. Их распределяем, в первую очередь, по территориям, которые у нас имеют большую площадь, и в населенные пункты, с которыми затруднено транспортное сообщение. Эта программа, судя по всему, будет продолжена в следующем году.
- Сейчас активно обсуждается тема наступления второй волны кризиса. Справится ли с ней служба занятости?
- Если что-то произойдет, мы будем готовы к этому. Служба занятости отработала все меры поддержки, вплоть до возможности пропускать отдельно взятым центром занятости несколько сотен человек в день. В начале года просто помещений не хватало. Сейчас там нет очередей. То есть, появилось понимание, как работать в таких ситуациях.