Челябинское региональное отделение ассоциации юристов России (ЧРО АЮР) работает на территории региона третий год. За это время квалифицированную юридическую помощь смогли получить тысячи жителей области. О проблемах развития современного общества, в решении которых Ассоциация принимает активное участие, итогах и перспективах ее работы в Челябинской области в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказывает председатель ЧРО АЮР Дмитрий Еремин.
- Дмитрий Владимирович, на днях челябинское отделение Ассоциации проводило "круглый стол", посвященный проблеме коррупции в сфере госзакупок. Насколько актуальна эта тема?
- Эффективное использование бюджетных средств – это гарантия экономической мощи государства. По оценкам экспертов, 40% бюджетных денег в результате неэффективной процедуры госзакупок оседает в карманах чиновничьего аппарата. Возможно, эта цифра еще больше. Это гигантские деньги, на которые можно было бы улучшить состояние инфраструктуры, качество жизни пенсионеров, детей, инвалидов.
- В каких сферах госзакупок допускается больше всего нарушений, какие схемы практикуются?
- На мой взгляд, первое – это медицина. Расходы на здоровье можно отнести к тем тратам, без которых не обойдется ни один человек. К тому же мы живем в экологически неблагоприятном регионе и для наших жителей это особенно актуально.
Что касается применяемых схем, то чаще всего это сговор. Например, поставки медицинского оборудования. Поставщиков в этой сфере не так много, и они могут собраться, распределить заранее объем участия в конкурсах, ценовую политику. Зачастую в схемах участвуют и чиновники, которые организуют торги так, что никто со стороны не сможет принять в них участие. Способы для этого применяются разные - начиная с некорректной публикации информации о торгах и завершая банальной потерей документов. Зачастую торги могут проводиться под конкретные фирмы. В этом случае к участникам выдвигаются требования, заведомо невыполнимые для неугодных фирм. В итоге мы можем получить лекарства по неадекватным ценам и с истекшим сроком годности.
Не менее привлекательна для махинаций и продовольственная сфера. Возьмем закуп картофеля для госучреждений. Участники аукциона подали заявки, а недобросовестный чиновник вскрыл конверты и сообщил аффилированной с ним фирме минимальную цену, которая обеспечивает победу в торгах. При этом "выигрыш" для бюджета тут минимальный – 5-10 копеек.
Кроме того, нередки случаи, когда в один лот включают поставку совершенно разных наименований продуктов. Производители, которые обычно предлагают минимальные цены, не могут принять участие в конкурсе: не станет предприятие, выращивающее овощи, поставлять мясо, молоко, крупу, хлеб. Зато это выгодно торговым фирмам, которые покупают продукты у тех же производителей, но уже закладывают в цену свою прибыль. В итоге бюджет теряет деньги, которые бы мог сэкономить, не говоря уже о качестве продукции, которая попадает в столовые школ, больниц, детских домов. Ведь эти компании зачастую покупают не самые свежие, но дешевые продукты, чтобы сделать максимальную наценку и увеличить собственную прибыль. Так действовала, например, фирма "Акцепт", поставляющая продукты в столовые челябинских школ.
Еще одна популярная для коррупционеров сфера госторгов – инфраструктурные проекты. Здесь сосредоточены колоссальные деньги, поэтому так много желающих их "освоить".
- На ваш взгляд, как можно повысить эффективность существующей системы госзакупок?
- Модернизировать эту сферу. Причем здесь не нужно выдумывать велосипед, просто обратиться к опыту европейских стран. Там уважение к государству, традиции цивилизованного взаимодействия с властью воспитываются с детства и передаются от поколения к поколению. В итоге человек стремится в чиновники или полицейские не столько из-за денег, сколько ради престижа. Налогоплательщик ведет себя соответственно. Попробуйте в Германии дать взятку полицейскому. Попадете в тюрьму автоматически! И в России, в первую очередь, нужно обеспечить максимальную прозрачность и объективность распределения госзаказа при помощи электронных торгов. Потенциальные участники получают допуск, включаются в реестр и участвуют в торгах под порядковым номером. Все максимально открыто и доступно. При этом фирмы, уличенные в попытке нагреть руки, должны исключаться из реестра. А их директоров и учредителей следует включать в "черный список".
- Получается, что электронные торги решат все проблемы?
- Здесь также можно придумать какие-то обходные схемы, но введение электронных торгов намного осложнит работу недобросовестных чиновников. Самый главный момент – это неотвратимость наказания. Чиновник либо еще кто-то, уличенный в попытке обмануть бюджет, обязательно должен быть наказан. Это позволит начать работу над формированием чиновников новой формации, с другим менталитетом.
Как бы это ни банально звучало, но чиновник должен жить на свою зарплату. Безусловно, она должна быть достойной, чтобы соблазн провернуть махинацию за счет государственных денег был минимален.
Но повторюсь, никакая хорошая зарплата не может сравниться с дивидендами, которые может получить чиновник в результате торгов, поэтому должна быть неотвратимость наказания. Попался на чем-то – будешь уволен и лишен права работать в подобных госструктурах.
- Как, на ваш взгляд, можно обеспечить реализацию механизма неотвратимости наказания?
- Я считаю, необходимо расширить полномочия силовых структур, которые должны не просто расследовать уже свершившиеся нарушения, а мониторить весь процесс: собирать и анализировать информацию, делать соответствующие выводы. Я даже не исключаю, что силовикам в этой части можно разрешить прослушивание переговоров, отслеживать контакты чиновников, уровень и источники его доходов.
Вспомните скандал с договорными матчами, который недавно разгорелся в Европе. Чтобы раскрыть это дело, была проведена громаднейшая аналитическая работа – отслежены матчи, телефонные разговоры, это ювелирная, трудоемкая работа. Аналогичный контроль в сфере госзакупок со стороны наших правоохранительных структур – это было бы очень неплохо.
К тому же на Западе все общество не остается равнодушным к таким преступлениям. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр два раза съездил на служебной машине по своим делам, а в итоге был вынужден уплатить штраф и извиниться перед нацией! Это яркий пример того, насколько четко там поставлен учет государственных средств.
- Представители правоохранительных органов могут заявить, что они и так отслеживают ситуацию…
- У нас все носит заявительный характер. Поступило заявление - на него отреагировали. Например, написали, что состава преступления нет. То есть оперативной работы на предупреждение коррупционных преступлений не ведется.
На мой взгляд, стоит создать специальную структуру, подразделение под эгидой ФСБ, УВД, которое бы занималось такой работой. В это подразделение набирать проверенных профессионалов, специалистов с хорошим образованием и опытом работы с такими преступлениями, высококвалифицированных юристов, экономистов. Это будет как раз тем реальным воплощением принципа неотвратимости наказания. Чиновник будет знать, что он находится под неусыпным контролем. Это многих бы отрезвило.
- Кто и что еще должен сделать, чтобы бюджетные деньги тратились по назначению?
- Должна быть создана целая система контроля за распределением бюджетных средств. Я считаю, что такие преступления надо приравнивать к экономическим, за которые, может быть, и не всегда надо садить в тюрьму, но человек, допустивший промах, не должен занимать должности, на которых распоряжаются государственными финансами.
Взгляните на строительную отрасль. Объекты начинают возводить, потом замораживают, потом переделывают. И все это на государственные деньги.
Кроме того, должен быть четкий механизм проверки соотношения цены и качества выполненных работ. У нас же не всегда проверяют, какой фундамент заложили, толщину асфальтового покрытия на дороге и соответствует ли она сумме, указанной в смете и оплаченной бюджетными деньгами. Бывает, что пририсовывают объемы. Это никто не проверяет.
Надо модернизировать систему контроля за расходованием бюджетных средств. Когда все будут знать, что качество работ и объем затраченных на них средств будут проверяться, тогда будут качественно что-то делать и тогда останутся деньги на строительство дорог, повышение качества жизни наших сограждан.
- Как АЮР может помочь решить эти глобальные проблемы?
- Мы общественное объединение, у нас нет особых полномочий. Но мы можем вносить законодательные инициативы, обеспечивать гласность в решении проблемных вопросов. Например, оказать влияние на изменение законодательства о госзакупках.
- Может быть, в борьбе за эффективность госзакупок нам обратиться к опыту Китая?
- Мы уже это проходили. Ни к чему хорошему это не привело.
- Если дать силовикам право прослушивать чиновников, можно ли гарантировать, что они не станут оружием в руках тех же самых коммерческих групп?
- Нужно менять менталитет всего общества. Без этого любая схема борьбы с коррупцией будет малоэффективной. Нужно вырастить поколение честных милиционеров, судей, чиновников. В этом и есть задача нашей Ассоциации – доказывать и показывать конкретными делами, что закон работает.
В любом коллективе можно найти негодяя, который порочит честь мундира. Но их нужно выявлять и выгонять. В наших силах воспитать будущее поколение, которое будет жить в правовом государстве. Это медленный процесс, но он идет.
- Если более подробно говорить о работе челябинского отделения АЮР, как вы оцениваете ее эффективность?
- За последний год к нам поступило около 2 тысяч обращений граждан. Отмечу, что мы - единственная организация, которая бесплатно консультирует жителей Челябинска и области по юридическим вопросам. Причем на высоком уровне, поскольку у нас работают настоящие профессионалы, специализирующие в разных областях юриспруденции.
- С чем обращаются люди?
- Обращения являются иллюстрацией тех процессов, которые происходили в экономике и жизни нашего региона. Когда начались массовые сокращения, у нас пошел вал обращений за консультациями на предмет соблюдения трудового законодательства.
Нам удалось отстоять интересы большого количества людей, которые смогли сохранить рабочее место либо получить заработанные деньги в полном объеме. Я считаю, это заслуга наших юристов.
Отмечу, что львиная доля обращений поступает от пенсионеров. Спектр вопросов достаточно разнообразен. Если мы видим, что нарушен закон, то не только консультируем, но и отправляем юриста защищать в суде интересы конкретного человека.
- Вы сказали, что в период кризиса увеличилось количество обращений, связанных с трудовыми спорами. Эта тенденция сохраняется?
- Острая фаза прошла, но сохраняются отдельные вопросы, потому что есть предприятия-банкроты.
Кроме того, по кредитам была большая волна обращений, в том числе по ипотечным. Я считаю, что результат нашей работы проявился и в том, что сегодня на законодательном уровне пересматривается односторонний порядок повышения процентных ставок в кредитных договорах и требования досрочного погашения займа.
- Какова результативность работы с обращениями?
- Думаю, результативны все 2 тысячи обращений. Если нет предмета иска, то наши юристы это разъясняют. Зачастую люди приходят с житейскими проблемами, чтобы решить ее в суде необходимо определенный набор документов. Если человек не может их представить, мы пытаемся восстановить какие-то документы.
- Вы говорили о внедрении IT-технологий в сфере госзакупок, а сами активно их практикуете?
- У нас есть сайт www.zakon74.ru, который работает очень продуктивно. Мы проводим виртуальные консультации, отвечая на вопросы жителей не только нашей области, но едва ли не всей России, организуем онлайн-конференции с участием специалистов разных отраслей права. Очень часто после виртуальной консультации люди приходят к нам за помощью с необходимым набором документов, и мы продолжаем сотрудничество. Нередко те, кому мы помогли, оставляют на сайте отзывы, в которых благодарят нас. Это очень важно – обратная связь необходима.
- Каковы перспективы развития АЮР в Челябинской области?
- Будем открывать новые приемные. Помимо пяти консультационных пунктов в Челябинске, у нас работает приемная в поселке Мирный в Сосновском районе, филиал в Магнитогорске. До конца года планируется открыть еще один пункт приема граждан на базе филиала Южно-Уральского госуниверситета в Металлургическом районе Челябинска, в 2010 году - в Ленинском районе Челябинска.
Кроме того, решаем вопрос по увеличению числа членов Челябинского отделения АЮР. Уже достигнуты договоренности о вхождении в состав нашего отделения областной нотариальной палаты, представителей судебных органов, прокуратуры, милиции. Думаю, в течение 2-3 месяцев мы увеличим численный состав до 1 тысячи человек.