Для МЕТКОМБАНКа, недавно отметившего свое 16-летие, этот возраст оказался во многом сродни человеческому - банк, имея за спиной уже серьезный багаж знаний и опыта, оказался на пороге, когда нужно сделать ключевой выбор, определить тот путь, который, вполне вероятно, станет решающим, повлияет на всю дальнейшую судьбу. Руководители и акционеры банка этот выбор сделали. О том, каким он оказался, рассказывает председатель правления ОАО "МЕТКОМБАНК" Рустам Маматов.
- Рустам Муратович, скоро исполняется год с того момента, как экономический кризис в России перешел в активную фазу, и банковский сектор ощутил его на себе одним из первых. Как вы прожили этот год, с какими результатами выходите из него?
- Если брать последние 4 квартала, то мы росли: не только расширяли географию присутствия, но и увеличивали объемы бизнеса. Каждый квартал, например, мы уверенно демонстрировали прибыль. Несмотря на ситуацию, которая складывалась на рынках, банк продолжает наращивать свой капитал. Растет и объем активов - пусть не так сильно, как планировалось, но и здесь мы постоянно двигаемся вперед. Кстати, в рэнкинге российских банков Интерфакса мы уже вплотную подошли к первой сотне, и, я надеюсь, в ближайшее время преодолеем и этот рубеж. Это произошло бы раньше, если бы не помешала общая сложная ситуация на рынке.
Однако продвижение в различных рейтингах не является нашей главной целью. В приоритете банка - стабильная работа и исполнение всех обязательств перед клиентами, акционерами, сотрудниками, а выгодные позиции в ТОП-листах - это лишь один из показателей нашей деятельности.
- В мае текущего года Вы заявили о планах по увеличению капитала банка на 4 миллиарда рублей. Эти планы остаются в силе?
- Да, идет плановый процесс. В среднем процедура увеличения капитала банка занимает 6-8 месяцев, мы находимся во второй половине этого пути. Эмиссия в Банке России уже зарегистрирована.
- Тогда же Вы говорили о том, что, помимо наращивания капитала, развитие МЕТКОМБАНКа будет идти в том числе и путем приобретения других кредитных учреждений. На какой стадии этот процесс?
- Если говорить кратко, то сегодня активно ведутся переговоры о возможности сделок слияния-поглощения. Раскрыть названия банков-участников этих переговоров мы пока не готовы. Одна из задач, которую мы хотим решить путем поглощения банков - это расширение географии нашего бизнеса. Интересны, прежде всего, развивающиеся регионы - например, Северо-Запад, Поволжье.
- Приход кризиса и расставание с одним из ключевых партнеров и клиентов банка - СУАЛом - практически совпали по времени. Насколько серьезным ударом для банка это стало?
- Действительно, после создания UC Rusal уже 1 сентября 2008 года предприятия, входившие в СУАЛ, не имели счетов в МЕТКОМБАНКе. Долгое сотрудничество с этим холдингом объективно привело к ассоциации МЕТКОМБАНКа с алюминиевой промышленностью Свердловской области, поэтому скептики и выражали неуверенность в нашем завтрашнем дне. Однако благодаря диверсификации клиентской базы мы показали устойчивый рост, чем рассеяли эти сомнения.
- За счет чего это удалось, какие шаги были предприняты, чтобы преодолеть всю массу негативных факторов?
- На самом деле, акционеры видели и понимали основные грядущие риски, и в 2007 году они утвердили нашу стратегию развития. Мы по-прежнему строго следуем ей, кризис лишь вносит некие коррективы. Сама же по себе стратегия не меняется, даже в современных условиях, поскольку выбрана правильно. В рамках этой стратегии, например, была запланирована докапитализация банка: первое плановое увеличение капитала произошло в октябре 2008 года, второе увеличение должно завершиться к концу этого года.
Согласно данной стратегии, для банка было определено несколько приоритетных направлений развития. Их технологическая основа была готова уже к прошлой осени, однако из-за событий на финансовом рынке мы сознательно замедлили их реализацию, решив постепенно дорабатывать техническую и концептуальную базу продуктов в соответствии с "вызовами" сегодняшнего дня. И сейчас, спустя год, в четвертом квартале, мы готовы приступить к открытым массовым продажам наших продуктов. Этот год позволил нам поменять технологическую базу и "заточить" все ресурсы под выполнение тех задач, которые изложены в стратегии.
- В чем суть и отличительные черты новых продуктов?
- Один из ключевых моментов для нас - занятие конкретной ниши на рынке банковских услуг и разработка целевых продуктов при сохранении конкурентоспособной линейки традиционных банковских услуг. Будучи нишевым банком, мы не собираемся конкурировать с крупными федеральными игроками - мы выстраиваем свои бизнес-ниши, в них будем развиваться и в них будем лидерами.
И корпоративный, и розничный продукты, которые мы запускаем на массовый рынок, уникальны. Например, мы сделали продукт "Корпоративное Казначейство", в котором есть несколько направлений - управление ликвидностью, управление бюджетами предприятия и управление финансированием. По сути, это уже не классический банковский продукт, а инструмент, позволяющий компаниям эффективно управлять собственными финансами. Комплекс услуг "Корпоративное Казначейство" предназначен для холдинговых структур, упрощает контроль над расходами дочерних компаний и способствует увеличению финансовой эффективности всего холдинга. В условиях, когда все стремятся к оптимизации ресурсов, такой продукт, на наш взгляд, будет востребованным.
- Как выглядит розничный продукт, ориентированный на физических лиц?
- Он называется "Персональный расчетный центр". По сути, это комплексный продукт, включающий в себя Интернет-банк, кредитование, развитую терминальную сеть, управление собственным счетом, а также сервисы, связанные с пластиковыми картами. Заключив один раз договор с банком, остальные опции клиент может подключать удаленно и иметь весь спектр банковских услуг, вплоть до дистанционного получения кредита или проведения платежей "Вестерн Юнион". Плюс в том, что совершенствовать и развивать этот продукт можно бесконечно. Сейчас мы находимся на стадии упаковки и запуска прямых продаж.
- Как продвигается работа по созданию терминальной сети?
- В Екатеринбурге уже сейчас установлено порядка десяти терминалов, мы будем продолжать расставлять их там, где это будет удобно нашим клиентам. Терминалы уже закуплены, и сейчас сеть разворачивается на полную мощность. Только в Перми, где банк работает около года, планируем разместить порядка 50 терминалов.
Терминалы, по сути, представляют собой устройства, позволяющие клиентам самостоятельно проводить платежи (как по банковской карте, так и с помощью наличных денежных средств), получать выписку по карте, пополнять карточный счет.
- Если говорить уже о текущем дне и ключевых проблемах банковского сектора, прежде всего кредитовании, насколько серьезно они вас касаются?
- Касаются, безусловно. Приток заемщиков с хорошей отчетностью и стабильным финансовым положением резко снизился. При этом деньги нужны всем. Но банки не хотят нести потерь, связанных с невозвратом кредитов и созданием излишних резервов - эти риски сегодня очень высоки. Поэтому и мы кредиты даем взвешено. Мы всегда были консервативным банком в этом вопросе, именно поэтому доля просрочки в кредитном портфеле даже сегодня у нас не превышает 2,5% от общего портфеля. Но мы продолжаем кредитовать бизнес и реальный сектор экономики в том числе, хотя и в несколько меньших объемах, чем прежде.
Если говорить шире о тех рисках, с которыми сталкиваются в период финансовой нестабильности все кредитные учреждения (например, такими, как отток вкладчиков), то развитие МЕТКОМБАНКа в качестве нишевого учреждения позволяет значительно их минимизировать.
- Какова динамика по депозитам?
- Сейчас мы наблюдаем стабильный прирост пассивной базы. При этом в настоящее время уровень ликвидности кредитного учреждения весьма высок. Мы также имеем доступ к механизмам управления краткосрочной ликвидностью: например, МЕТКОМБАНК допущен к участию в беззалоговых аукционах ЦБ. Однако, после того как в марте мы вернули заемные средства, полученные в рамках аукциона, к данному механизму мы не прибегали.
- Вас коснулись ограничения Банка России по кредитной ставке по привлекаемым средствам, которая не должна быть выше 16,75%?
- По большому счету - нет; самая высокая и при этом абсолютно честная годовая процентная ставка по депозитам у нас - 16,5%. Вкладные продукты МЕТКОМБАНКа пользуются устойчивым спросом у населения, так как в линейке вкладов есть продукты, способные удовлетворить самые разные категории клиентов. Мы предлагаем депозиты на разные сроки, в разной валюте, с капитализацией, с пополнением, с частичным снятием основной суммы вклада и сохранением капитализированных процентов при досрочном расторжении. За 8 месяцев 2009 года, например, остатки по счетам физлиц в нашем банке выросли почти на 800 миллионов рублей.
- Недавно вы стали уполномоченным банком корпорации "Роснано". Что дает это сотрудничество?
- Мы рассчитываем стать оператором по государственным программам, через которые будут финансироваться предприятия данной отрасли. Уже сейчас занимаемся реализацией данной операционной схемы по нескольким предприятиям. Кстати, одним из преимуществ, позволивших нам стать уполномоченным банком "Роснано", послужило наличие в МЕТКОМБАНКе продукта для холдинговых структур "Корпоративное Казначейство", одним из составляющих которого является возможность контроля платежей.
- Какими Вы видите перспективы банка на ближайшие несколько лет?
- Перспективы, на мой взгляд, огромные. Во-первых, они связаны с программой нишевого развития МЕТКОМБАНКа в розничном и корпоративном секторе. Во-вторых, увеличение капитала банка дает возможность работать с более широким сегментом клиентов. В частности, капитал выше 5 млрд рублей является обязательным условием доступа к участию в различных конкурсах, организуемых органами государственной власти. В-третьих, это возможности роста самого банка.
Мы находимся в завершающей стадии серьезных внутренних преобразований, касающихся организационной структуры, бизнес-процессов, ответственности, что позволит нам увеличить эффективность нашей работы, доходность, рентабельность.
- В связи с этим не предполагается ли изменение образа банка?
- Мы рассматриваем возможность ребрендинга, так как уже развиваемся в новом качестве: изменились не только масштабы, но и специфика нашего бизнеса.
- 16 лет - это достаточно значительный возраст для российского кредитного учреждения, как вы оцениваете динамику развития банка?
- Соглашусь с вами, 16 лет - это уже совсем близко к совершеннолетию, все эти годы банк активно рос: от кредитного учреждения формата городского банка до межрегионального финансового института, работающего в десяти российских городах, в том числе в Москве и нескольких областных центрах. Благодаря же качественному изменению нашей работы МЕТКОМБАНК, уверен, станет уникальным институтом для российской банковской системы.