20-21 сентября в Тюмени пройдет VIII Тюменский инновационный нефтегазовый форум, входящий в пятерку крупнейших отраслевых мероприятий России. Главной его темой станет модернизация топливно-энергетического комплекса страны. В преддверии встречи экспертов нефтяной отрасли научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения РАН,председатель научного совета РАН по геологии и разработке месторождений нефти, газа и угля Алексей Конторович рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Урал" о том, почему компании не спешат открывать новые крупные месторождения, почему количество небольших игроков на нефтяном рынке России должно быть увеличено и как государство может этому поспособствовать.
- Алексей Эмильевич, как известно, объемы геологоразведочных работ в настоящее время не сравнимы с теми, которые были в советские годы. Компании, скорее, занимаются доразведкой на своих лицензионных участках, уточняют строение залежей, а не открывают новые месторождения. На Ваш взгляд, какие факторы сдерживают разведку новых участков углеводородов?
- Современная лицензионная система недропользования создана в России в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Она предусматривает, что и поиски, и разведку осуществляет бизнес. Государство проводит только региональные работы, чтобы снизить риски и повысить инвестиционную привлекательность тех или иных участков. И государство с этой своей задачей в целом, с моей точки зрения, справляется. Мало работ ведет именно бизнес.
Есть и второй момент, который тоже надо учитывать. В советское время поиски были ориентированы на открытие гигантских и крупных месторождений, их площадь составляла 2-4 тыс. кв.км. Для таких открытий требовался огромный объем геологоразведочных работ. Сегодня открываются месторождения площадью 2-3 квадратных километра и с запасами 1-3 млн тонн нефти. Тут разворачивать крупную разведку не надо. Небольшим компаниям, чтобы повысить окупаемость, необходимо разведывать эти небольшие месторождения эксплутационными скважинами. Так делают многие маленькие компании в Башкортостане и Татарстане. Я считаю, что это правильно, и эту практику мы должны узаконить и нормативно закрепить.
- Как еще государство может стимулировать проведение геологоразведочных работ?
- Российские крупные компании располагают таким количеством месторождений, что на их освоение нужны многие годы. И поэтому спроса на новые участки нет. Вот тут нужны нормальные, четкие взаимоотношения, партнерство государства и бизнеса. Закон должен регламентировать: если ты взял лицензионный участок, будь добр его изучать, а не просто держать на "черный день".
Многое зависит от той практики, которую реализуют Роснедра и министерство природных ресурсов. На мой взгляд, с их стороны делается не все необходимое, чтобы привлечь внимание к тем или иным лицензионным участкам. Считается, что главное - это сколько денег получено в бюджет от выдачи лицензий и продажи лицензионных участков. Это чисто минфиновский (Минфина РФ - ИФ) подход, он не имеет никакого отношения к геологии и геологоразведке. Все-таки когда мы говорим о воспроизводстве минерально-сырьевой базы, в основе должна лежать геологическая мысль, а не сиюминутные финансовые расчеты. Мы должны думать о будущем страны, а не о том, сколько сегодня соберем денег с того или иного недропользователя.
- На Ваш взгляд, в каком положении сегодня находятся независимые нефтегазовые компании, насколько сложно им конкурировать с крупными игроками рынка?
- Когда разрабатываются крупные месторождения типа Самотлорского, Федоровского или Ромашкинского, то малые компании тут не могут работать, поскольку освоение этих участков требует огромных инвестиций, которые под силу только суперкомпаниям типа "Роснефти", "ЛУКОЙЛа", "Сургутнефтегаза", "Газпромнефти" и так далее. Но у нас в стране есть огромное количество мелких месторождений с запасами нефти менее 3 млн тонн. Многие из них еще не открыты. Их основная масса расположена в Волго-Уральской провинции, в Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе. Очень много таких месторождений также в Томской области. Такие небольшие участки, с моей точки зрения, крупным компаниям осваивать не сподручно. Для этого как раз и требуется малый нефтяной бизнес.
В последние годы в России из таких мелких месторождений добывается порядка 35-40 млн тонн нефти в год. А может добываться, по нашим оценкам, больше 100 млн тонн! Учитывая то, что на крупных месторождениях, которые уже выработаны, добыча будет падать, небольшие участки могут стать очень серьезным подспорьем для поддержания добычи нефти в "старых" регионах. И вот для этого нужны малые нефтяные компании. Их число нам неизбежно придется увеличивать, и это - одна из важнейших задач ближайшего десятилетия. Что касается конкуренции крупных и малых нефтяных компаний, то я считаю, что ее быть не должно. Необходимо партнерство, чтобы крупные компании поддерживали "малышей".
- Каким образом можно увеличить долю независимых нефтяных компаний в отрасли?
- Традиционные меры поддержки малого бизнеса не подходят для нефтяных компаний из-за ограниченного объема финансов. Малая нефтяная компания, которая разрабатывает мелкое месторождение, зачастую вынуждена прибегать к бурению глубоких скважин, что требует многомиллионных вложений.
Поэтому, во-первых, нужно пересмотреть законодательство о малых предприятиях применительно к нефтегазовому бизнесу. Во-вторых, для них нужно создать ряд преференций, в-третьих - изменить практику недропользования. Есть целый комплекс мер, которые мы планируем обсудить на "круглом столе" в рамках Тюменского нефтегазового форума. К нашей дискуссии присоединятся гендиректор ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций "АссоНефть" Елена Валентиновна Корзун и замминистра энергетики РФ Кирилл Валентинович Молодцов.
Одно дело то, что мы видим со стороны, а другое дело то, что видят специалисты, непосредственно работающие в этих малых компаниях. Количество этих компаний сегодня сокращается, а интересы страны требуют, чтобы увеличилось. Их поддержкой должны заниматься и правительство, и общественные нефтегазовые организации, и законодательные органы власти.
- Что Вы имеете в виду, когда говорите о преференциях, необходимых независимым нефтяным компаниям?
- Это и налоговые льготы, и помощь в доступе к системам подготовки нефти к транспорту и транспорта нефти, и, самое главное, изменения в законодательстве, чтобы четко обозначить, какие из нефтяных компаний можно отнести к малому бизнесу. И потом меняется практика недропользования, нужно, чтобы законодательство отражало эти изменения. Вот, скажем, в геологии существует отработанная стадийность геологоразведочных работ по нефти и газу: поиск - разведка - разработка. Но это применительно к крупным месторождениям, а для мелких месторождений стратегия иная. Все это требует серьезной работы, научного обоснования и нормативных актов, которые должны быть выработаны на уровне государства.