Эксклюзив 26 октября 2021 г. 13:32

Заместитель прокурора Челябинской области Вячеслав Тиунов:

"Ежедневно около 40 жителей Южного Урала попадают в сети мошенников"

"Ежедневно около 40 жителей Южного Урала попадают в сети мошенников"
Фотография предоставлена пресс-службой прокуратуры Челябинской области

Правоохранительные органы отмечают, что в последние годы настоящим бедствием стало интернет-мошенничество. На удочку жуликов ежедневно попадаются сотни людей, и на счета преступников перетекают их сбережения или взятые в банке кредитные средства. О том, какова ситуация в Челябинской области, как часто удается раскрывать подобные преступления и в чем гражданам необходимо проявлять осторожность, "Интерфаксу" рассказал заместитель прокурора Челябинской области Вячеслав Тиунов.

- Вячеслав Геннадьевич, какова на сегодня статистика по преступлениям, связанным с интернет-коммуникациями?

- Если быть точным, то большинство преступлений, о которых мы сегодня говорим, с учетом изменений действующего законодательства и судебной практики, квалифицируются как кражи и являются тяжкими преступлениями. Ежегодно преступлений с применением IT-технологий становится больше. Статистика показывает, что на их долю в общем числе краж приходится примерно треть всех преступлений.

Причем жертвой может стать любой человек. На сегодняшний день в регионе не осталось ни одного района или города, где не регистрировались бы такие преступления, и подобная динамика характерна для страны в целом, здесь наш регион не является исключением.

Так, если за весь 2019 год было зарегистрировано 5 тыс. 735 краж и мошенничеств, совершенных с использованием IT-технологий, то за девять месяцев этого года уже 7 тыс. 608 преступлений. Значит, в среднем, ежедневно около 40 жителей Южного Урала попадают в сети мошенников.

И это только официальная статистика, потому что не все заявляют о том, что стали жертвами мошенников. По разным причинам: кто-то по незнанию, кто-то в силу стыда за свой поступок или от недоверия к правоохранительным органам.

- Почему, на ваш взгляд, несмотря на постоянные публикации о случаях подобных преступлений, все равно десятки людей становятся жертвами жуликов, и как этого избежать?

- Первая и главная причина – это страх потерять деньги. Когда люди слышат, что их сбережения под угрозой, что им звонят "представители банка", они на какое время теряют здравомыслие, сознание их перекрывается.

Единственный способ избежать подобной ситуации – не разговаривать. Сразу же кладите трубку, какими бы вежливыми не показались неизвестные собеседники. Если сомневаетесь, перезвоните в банк сами по опубликованным на их сайтах номерам для связи.

Но есть и другие случаи,  когда люди теряют деньги из-за жажды быстрой наживы и соглашаются участвовать в так называемых "инвестиционных" схемах. Мошенники предлагают разместить средства под высокий процент, люди соглашаются, им якобы открывают виртуальный счет, потом приходят смс с сообщениями о поступлении процентов. Люди вовлекаются, хотят вложить еще больше, чтобы получить еще больший доход. Кто-то берет кредит, занимает, продает имущество - этот процесс мнимого обогащения может идти от нескольких дней до  месяцев. Но однажды человек звонит на контактный телефон "брокера", а ему уже никто не отвечает.

Как ни парадоксально, вера во внезапное обогащение существует и по сей день, поэтому финансовые пирамиды продолжают возникать, а люди продолжают отдавать в них свои сбережения. В ходе расследования нередко выясняется, что сайты таких компаний размещены в иностранном сегменте интернета.

- Как часто удается раскрывать подобные преступления и возмещать понесенный ущерб?

- Несмотря на принимаемые меры, раскрываемость таких преступлений оставляет желать лучшего, к сожалению, в целом по области она остается стабильно низкой.

За девять месяцев этого года раскрыто только 23,5% краж и мошенничеств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Но все же положительная динамика есть. Например, по итогам 2019 года раскрываемость подобных преступлений составляла менее 15%. 

Так что опыт накапливается, в этом и прокуратура играет свою роль. На основании ранее полученных знаний и опыта расследования мы разработали для своих сотрудников методические рекомендации по надзору за раскрытием подобных дел. И требуем от прокуроров осуществления надлежащего надзора, чтобы была дана оценка тому, насколько следователи задействовали весь имеющийся арсенал средств, использовали все возможные механизмы.  

Кроме того, для раскрытия подобных дел крайне важен фактор времени. Если сообщение поступило в правоохранительные органы достаточно быстро, пока преступники еще не успели "замести все следы", шанс раскрутить цепочку назад гораздо выше.

И, конечно, еще одна важная задача – возмещение вреда. Мы принимаем меры к тому, чтобы был наложен арест на все виды имущества. Правда, нередко у мошенника ничего нет, на него никакое имущество не оформлено.  

А учитывая, что большинство преступлений остаются нераскрытыми, причиненный ущерб остается невозмещенным. Так, за 9 месяцев текущего года, по данным информационного центра главного управления МВД России по Челябинской области, потерпевшим от мошенников возмещен ущерб на сумму 55 млн рублей, при этом общая сумма причиненного ущерба составляет 794 млн рублей.

Так что, можно утверждать, что легче не стать жертвой такого преступления, чем вернуть потерянные средства.

- В этом году "расцвел" еще такой вид мошенничества как интернет-банкинг. Удается ли доводить подобные дела до суда, и кто в них считается пострадавшим - банк или гражданин?

- Сегодня очень развито дистанционное банковское обслуживание и преступники этим пользуются. Механизм оформления на граждан кредитов через системы интернет-банкинга схож с приемами "телефонных мошенников" для хищения денежных средств с банковских карт граждан. Разница только в том, что, сообщая данные своих карт и одноразовые пароли из смс-сообщений, гражданин дает возможность злоумышленникам оформить на себя кредит и перевести деньги на подконтрольный злоумышленникам счет.

На данный момент не известно, по какому пути пойдет судебная практика по гражданским делам, будут ли суды признавать такие кредитные договоры заключенными и возлагать на граждан обязанность возвращать банкам оформленные кредиты. Но уже есть прецеденты, когда банки отказываются признавать себя потерпевшими и считают, что ущерб причинен не им, а гражданину. И гражданам, видимо, придется в суде доказывать,  что ситуация наступила по независящим от него обстоятельствам, поскольку он был введен в заблуждение. Доказать это будет непросто. В договорах на он-лайн кредит банки прописывают все возможные последствия заключения сделки, в том числе и последствия признания договора недействительным в судебном или досудебном порядке. Конечно, преступнику эти условия не важны, поскольку он оформляет кредит на чужое имя.

Поэтому ни при каких обстоятельствах не стоит передавать свои данные  третьим лицам, а также оставлять эту информацию на сомнительных сайтах.

- Можно ли запретить банкам выдавать он-лайн кредиты?

- Наверняка такой законопроект о внесении изменений в свободу оформления кредитов он-лайн  разрабатывается. Потому что это, действительно, огромная проблема.  На людей вешают очень большие суммы, иногда по несколько миллионов рублей.

Региональные прокуратуры в ходе надзорной деятельности выявляют определенные проблемы в сфере интернет-мошенничества, свои предложения мы передаем в Генеральную прокуратуру РФ, которая имеет право законодательной инициативы.

Так, на сегодня одна из самых актуальных проблем – обналичивание криптовалюты, в том числе по делам о мошенничестве. Преступники выводят деньги в так называемую криптовалюту, переводят на различные счета, а затем обналичивают. Эта проблема вызывает большую озабоченность. Мы знаем, что Генпрокуратура работает в этом направлении на самом высоком уровне, в том числе с привлечением банков.

- Кто чаще всего занимается мошенничеством?

- Когда мы выходим на конкретного исполнителя звонка и начинаем раскручивать всю цепочку, иногда удивляемся, кто за этим стоит. Иногда организаторами оказываются очень солидные, внешне добропорядочные люди. Например, в ходе расследования одного из подобных дел сотрудники Главного следственного управления ГУ МВД по Челябинской области вышли на группу военнослужащих, которые использовали разные схемы телефонного и интернет-мошенничества.

- Есть механизм, который бы в принципе исключил такую свободу действия преступников?

- На мой взгляд, это легко предотвратить, исключив анонимность телефонного звонка или виртуальной карты. Сегодня мошенники пользуются специальной программой, которая изменяет номера во время звонка. То есть мы не знаем, с кем именно общаемся, мы не видим имени человека. Если бы операторы блокировали звонки от "неопознанного объекта", когда звонок идет с номера, который никому не принадлежит, то это могло бы создать  определенные преграды. И в этом случае каждый владелец сим-карты будет нести ответственность за звонки, которые совершаются с его номера.

-    Но ведь много случаев, когда звонят по сим-картам, имеющим номинального владельца, когда за деньги человек оформляет на себя номер для посторонних.

- Такая проблема, конечно, существует. Нуждающиеся люди соглашаются оформить сим-карту даже за небольшие деньги. Вопрос непростой, он не решается за один день. Прежде чем принимать какие-то новые решения, требуется изучить всю огромную существующую нормативную базу, касающуюся банковской деятельности, движения средств по счетам, телефонии и так далее. Чтобы при внесении изменений один нормативный акт не вступил в противоречие с другими. Я знаю, что работа в этом направлении идет, этим занимаются целые группы людей, в том числе ученые, специалисты в области права, которые изучают, как можно изменить ситуацию к лучшему.

- Можно ли говорить, что разобщенность людей во время пандемии и больший акцент на интернет-возможностях помогли мошенникам?

- В какой-то степени это сыграло свою роль, безусловно. Потому что многие формы товарооборота ушли в интернет, покупать дистанционно стали больше. Обман при интернет-покупках обычно связан с тем, что граждане хотят приобрести какую-либо вещь по выгодной цене, причем иногда значительно заниженной, по сравнению с рыночной.

Я здесь могу дать только один основополагающий совет – не торопиться. Чтобы не попасть на мошенников, нужно внимательно изучить товар, сайт, почитать отзывы и не бояться опоздать приобрести товар. Добросовестный продавец никогда не будет вас торопить в покупке, даст вам время подумать, взвесить и решить, тем более он никогда не будет у вас спрашивать данные карты.

Мошенник будет всеми возможными способами давить на покупателя.  Встречаются случаи, когда мнимый продавец в резкой форме отказывался выполнить просьбу покупателя выслать ему фотографию специфического товара, например, гитары. При этом начинал обвинять покупателя в излишней мнительности или выражал сомнения в том, что тот вообще собирается купить товар. И даже после этого доверчивые граждане перечисляли деньги мошенникам, не получая взамен ничего.

Кроме того, нужно убедиться, что вы покупаете на реальном, а не на фейковом сайте, который внешне будет практически полностью дублировать подлинник. Однако в его электронном адресе будет какая-то другая буква, знак, цифра, малозаметная перестановка символов. Поэтому нужно внимательно читать электронный адрес, проявлять бдительность.

Вообще же, я считаю, что одними техническими мерами проблему процветающего обмана решить сложно, нам нужно подумать об оздоровлении общества. Пора вернуться к истокам воспитания, когда с самого раннего возраста, с детского сада прививаются понятия о чести и порядочности, неприятие обмана.  

- Были ли случаи обращения в прокуратуру по поводу отказов в возбуждении подобных уголовных дел?

 - Мы работаем в этом направлении, в прокуратуре области действует межведомственная рабочая группа, посвященная этому вопросу. Важно отменить, что органы расследования в большинстве случаев уголовные дела возбуждают своевременно. Факты укрытия таких преступлений единичны, как правило, они связаны с конкретными обстоятельствами. Например, когда жертва и предполагаемый преступник сначала вместе распивали спиртное. Соответственно, допускается возможность, что обратившийся в полицию, так называемый, потерпевший сам разрешил пользоваться своей картой.

Поэтому граждане в основном жалуются не на отказы в возбуждении уголовных дел, а на  недостаточную, по их мнению, активность в раскрытии преступления.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще