Эксклюзив 26 июня 2020 г. 14:01

Замгендиректора концерна "Уралвагонзавод" Кирилл Томащук:

"Преференции российским производителям должны быть там, где РФ достигла компетенции по критерию цена-качество"

"Преференции российским производителям должны быть там, где РФ достигла компетенции по критерию цена-качество"
Фото пресс-службы концерна "Уралвагонзавод"

Концерн "Уралвагонзавод" (УВЗ), входящий в ГК "Ростех", на фоне падения спроса на грузовые вагоны уже снизил с начала года их производство на четверть от планируемых объемов. О мерах по стимулированию спроса, а также о важности для оборонных предприятий готовящихся поправок в федеральные законы N44 и N223, в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель генерального директора по гражданской продукции концерна Кирилл Томащук.

— Одна из самых актуальных на сегодняшний день тем для предприятий ОПК, производящих в том числе и гражданскую продукцию, готовящиеся поправки в законы N44 и N223. Поясните, в чем их суть?

— Законопроект предусматривает, что правительство Российской Федерации определяет минимальную долю закупок, а также их перечень государственными и муниципальными заказчиками товаров (работ, услуг), произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза. На сегодняшний день сложилась практика проведения государственных закупок на основании использования характеристик иностранной продукции, в том числе при реализации национальных проектов. Это, конечно, негативным образом отражается на отечественных производителях. На нас в том числе. Новый закон, точнее изменения, призваны изменить негативную практику. В настоящее время ни Бюджетный кодекс, ни федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не обязывает заказчиков формировать техзадания на основании характеристик и описаний российских товаров.

— Как это скажется непосредственно на "Уралвагонзаводе"?

— Концерн "Уралвагонзавод" уже вывел на рынок и, в принципе, успешно реализует продукты для нефтегазовой отрасли – например, контейнеры-цистерны разных моделей для СПГ (сжиженного природного газа - ИФ) и этилена. В ближайшем будущем в серию пойдет еще ряд перспективных моделей. Кроме того, у нас готов к серийному производству инновационный изотермический контейнер с машинным охлаждением и отоплением – так называемый, реф-контейнер. Линейка дорожно-строительной техники УВЗ доказывает свою эффективность, а между тем, эта техника вынуждена бороться с экспансией китайской продукции. В ряде сегментов Китай и другие иностранные поставщики занимают до 90% рынка. Конкурентоспособный проект – автоматические мусоросортировочные комплексы, который реализует наш ЦНИИ "Буревестник". То есть, я хочу сказать, что даже в нынешних условиях мы производим достойную гражданскую продукцию, которая помогает разным отечественным рынкам.

— В связи с чем возникла необходимость внесения этих поправок?

— В декабре 2016 года президент РФ Владимир Путин поставил задачу довести к 2025 году долю гражданской продукции до 30% от общего производства оборонно-промышленного комплекса, а к 2030 году - до 50%. При этом в стратегии "Ростеха", куда входит "Уралвагонзавод", заложены более быстрые темпы роста доли гражданской продукции – не менее 50% выручки к 2025 году. Введение обязанности государственного и муниципального заказчика осуществлять определенный объем закупок российских товаров позволит на постоянной основе ориентировать их деятельность на преимущественную закупку именно отечественной продукции. Все это положительным образом будет влиять на темпы роста потребления российской продукции, в том числе и высокотехнологической. Я подчеркну, речь идет исключительно о конкурентоспособных товарах и услугах. Преференции российским производителям должны быть там, где Россия достигла определенного уровня компетенции по критерию цена-качество. Необходимо постепенно уходить от объективно сложившейся за последние 20-30 лет практики доминирования импортных закупок.

— Как в других странах защищаются интересы местных производителей?

— Власти большинства технологически развитых стран лоббируют своих производителей, начиная с системы квотирования государственных закупок в США, Китае, даже в ЮАР, заканчивая национальными планами Buy America Act, Make in India и так далее. В Японии формально дискриминация иностранных поставщиков отсутствует, однако ввиду сильного промышленного лобби госзаказы получают национальные компании. В последние годы доля контрактов, заключенных с иностранными компаниями в результате победы на тендерах, не превышала 3%.

— Какие формы господдержки сейчас были бы актуальны для УВЗ?

— Мы сейчас не говорим о поддержке "Уралвагонзавода". Поддержать нужно рынок. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение грузовых вагонов, а также реализация мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры "Восточного полигона" (модернизация БАМа и "Транссиба"), позволит существенно подстегнуть спрос на грузовые вагоны, и, тем самым, дозагрузить вагоностроительные предприятия. Кроме того, поддержать отрасль транспортного машиностроения можно было бы субсидиями, выделяемыми на приобретение, подчеркну, инновационного подвижного состава с нагрузкой 25 тонн на ось взамен досрочно списываемого с меньшей нагрузкой – 23,5 тонны на ось.

— Что касается производства вагонов. Минпромторг прогнозирует в 2020 году объемы производства грузовых вагонов в России на уровне 36-40 тыс. единиц, тогда как в 2019 году их было изготовлено 75,3 тыс. единиц. Каковы главные причины спада?

— Основной причиной снижения производства грузовых вагонов, по нашему мнению, послужило снижение спроса на них из-за ряда внешних факторов. Это профицит грузового подвижного состава на сети железных дорог, вызванный значительным объемом производства на фоне сокращающегося объема списания вагонов по достижении максимального срока службы. Кроме этого, наблюдается существенное снижение ставок на предоставление (аренду) подвижного состава и, как следствие, снижение уровня экономической эффективности приобретения нового подвижного состава на этом фоне. На ситуацию также повлияло длительное закрытие внешних границ, связанное с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, снижение темпов погрузки относительно заявленных ранее планов. Из-за снижения спроса и увеличения сроков оборачиваемости подвижного состава значительно снизились и объемы грузовой базы на разных направлениях, что также имело свои негативные последствия.

— Ранее УВЗ заявлял о планах в текущем году изготовить 18 тыс. вагонов. Скорректированы ли эти планы в сложившейся ситуации?

— Учитывая текущую ситуацию с продолжающимся падением спроса на грузовые вагоны, планы на 2020 год приходится корректировать. Так, за истекший период текущего года УВЗ было произведено 5,3 тыс. вагонов, что на 26% ниже аналогичного периода 2019 года. При этом рынок вагоностроения продолжает лихорадить. Учитывая неоднозначное понимание дальнейшего развития событий, связанных с падением рынка вагоностроения, считаем преждевременным прогнозировать объемы производства грузовых вагонов на вторую половину 2020 года.

— Когда следует ожидать возобновления роста спроса? Что будет этому способствовать?

— Повышение спроса на грузовые вагоны, на наш взгляд, возможно при массовом списании вагонов с истекшим сроком службы, которое по прогнозам начнется не ранее 2025 года. Наиболее эффективным способом государственной поддержки может стать стимулирование покупательского спроса методом субсидирования, когда будут компенсироваться затраты на приобретение нового подвижного состава с осевой нагрузкой не менее 25 тс в течение трех лет. Основное условие для получения этой льготы - необходимо установить обязательство собственника подвижного состава о досрочном выводе из эксплуатации грузовых вагонов, до истечения срока службы которых осталось три и более лет. Данное условие позволит перераспределить значительный объем списания грузовых вагонов из будущих периодов на текущий, а также снимет риски продолжения перенасыщения сети подвижным составом.

— Планируете ли вы в текущем году производство новых типов подвижного состава или модификаций старых?

— "Уралвагонзавод" планирует как производство новых типов подвижного состава, так и модификаций уже выпускаемых изделий. В настоящее время ведется подготовка к их производству. Среди новых изделий - специализированный подвижной состав, в том числе и тот, что не выпускается отечественными производителями железнодорожных изделий. Так, в 2020 году планируем сертифицировать и поставить на производство грузовой автономный рефрижераторный вагон (АРВ) на инновационных тележках с нагрузкой 25 тс. Первые опытные образцы были изготовлены в конце 2019 года. АРВ оснащен автономными холодильно-отопительными установками (автономность работы до 30 суток), его грузоподъемность - 55 тонн, объем кузова 158 кубических метров. В конструкции кузова мы применили теплоизоляцию нового поколения, исключающую "утечки холода". Также предусмотрена система телематики. Она позволяет удаленно отслеживать параметры вагона, груза, а также управлять основными функциями холодильно-отопительной установки.

— Ранее УВЗ заявлял о планах в 2020 году начать производство автоматических мусоросортировочных комплексов и рефрижераторных контейнеров для скоропортящихся продуктов. Скорректированы ли планы по этим проектам?

— Что касается мусоросортировочных комплексов, то здесь все по плану: мы получили лицензию на зарубежную технологию производства, локализовали производство на одном из наших предприятий - АО "ЦНИИ "Буревестник" и сейчас близки к подписанию контракта на строительство мусоросортировочного комплекса. В дальнейшем намереваемся занять значительную долю на этом рынке, в том числе благодаря внесению поправок в 223-ФЗ и 44-ФЗ. Это позволит нам вытеснить с рынка зарубежных производителей оборудования. Так, если сейчас доля импортного оборудования в этом сегменте по нашим оценкам составляет порядка 80%, то после принятия закона она упадет до 30%, что позволит отвоевать 50% этой ниши рынка отечественным производителям, в том числе предприятиям ОПК.

          "Омсктрансмаш" (входит в состав УВЗ - ИФ) также продолжает реализацию проекта "Инновационные 40-футовые рефрижераторные контейнеры для перевозки рыбы и скоропортящихся продуктов". На сегодняшний день разработана и утверждена Российским морским регистром судоходства конструкторская документация на 40-футовый рефрижераторный контейнер. В текущем году будет изготовлено шесть опытных образцов контейнеров и получен сертификат соответствия. Начало серийного производства - 200 единиц контейнеров в год, запланировано на 2021 год. С 2022 года предприятие планирует выйти на проектную мощность производства до 500 контейнеров в год. Их производство позволит снизить зависимость отечественных предприятий-перевозчиков от закупок импортной продукции. А с введением квотирования отечественные производители смогут занять существенную долю на рынке.

— Какие еще реализуете проекты по другим видам гражданской продукции?

— "Уралкриомаш" (также в составе УВЗ - ИФ) в рамках развития направления криогенной техники разрабатывает ряд проектов, направленных на решение вопросов, связанных с транспортировкой сжиженного природного газа. Так, на сегодняшний день предприятие ведет работы по постановке на производство инновационных изделий: контейнер-цистерны модели КЦ.Т75-40/0,8 и вагона-цистерны модели 15-5106-01 для транспортировки СПГ. Завершение ОКР, получение необходимых разрешительных документов и сертификатов соответствия запланировано во втором полугодии 2020 года.

          Мы также продолжаем осваивать направление дорожно-строительной техники. Планируется создание опытного инновационного образца гусеничного бульдозера в классе тяги 10 тонн с электромеханической трансмиссией, которая позволит существенно упростить конструкцию машины. В новой модели мы сможем повысить показатели надежности и безотказности, эргономичности и производительности. Поэтому создание такого бульдозера также можно считать перспективным направлением в производстве дорожно-строительной техники.

— Какова ситуация с производством трамвайных вагонов? УВЗ планировал увеличить мощности по их выпуску до 200 вагонов в год. Удается находить заказчиков?

— На сегодняшний день наши мощности по производству трамвайных вагонов загружены не на все 100%. Причина – недостаточность, а теперь еще и вызванное коронавирусом ограничение мер государственной поддержки по финансированию платежеспособного спроса на трамвайные вагоны со стороны муниципалитетов – единственных наших покупателей. И это при том, что трамвайный парк в России сегодня изношен на 90%. Однако, мы не теряем надежды. На сегодня у нас есть качественные инновационные продукты в этой отрасли – частично и полностью низкопольные трамваи, которые после успешного прохождения испытаний c нетерпением ожидают интереса покупателей в различных городах России. Очень рассчитываем, что правительство организует платежеспособный спрос на них, тем более что президент РФ поручил подготовить в этом году до 1 августа соответствующую комплексную программу модернизации пассажирского транспорта и городских агломераций. Мы в этой работе так же принимаем активное участие на площадке РСПП.

 

Беседовала Татьяна Матушкина

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще