На протяжении последних лет правительство Тюменской области последовательно стимулировало экономическую активность ряда отраслей оказанием государственной поддержки. С 2010 года вступили в силу изменения в бюджетное законодательство, согласно которым в федеральный бюджет будут зачисляться 100% доходов от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Поскольку для Тюменской области НДПИ был существенным источником пополнения бюджета, предусмотрен переходный период до 2014 года. Так, в 2010 году региону будут предоставлены дотации в размере 100% прогнозных поступлений, в 2011 году - 75%, в 2012 - 50%, в 2013 году - 25%. В течение этого срока перед регионом стоит задача запустить качественно новые механизмы развития экономики. О мерах по укреплению конкурентоспособности экономики региона в условиях меняющихся бюджетных возможностей агентству "Интерфакс-Урал" рассказал заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь.
- Сергей Анатольевич, с 2010 года Тюменская область намерена стимулировать развитие конкуренции, разработана трехлетняя областная программа. Чем обусловлена необходимость таких мер?
- Перед региональной властью всегда стояла и стоит задача поиска новых ресурсов развития экономики с целью повышения ее эффективности, обеспечения условий экономического роста и достижения устойчивых конкурентных преимуществ на межрегиональном и даже международном рынках. А учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, связанную с сокращением доходной части бюджета, такой поиск приобретает особую актуальность.
Региональная программа развития конкуренции разработана в соответствии с логикой и требованиями Федеральной программы развития конкуренции в РФ, а также рекомендациями Минэкономразвития России.
Может быть, скажу очевидные вещи, но конкуренция – это стимул роста и развития региона. Она направлена на создание условий для состязательности участников рынка, модернизации предприятий, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики области, наконец, на обеспечение потребностей населения в качественных товарах и услугах.
Отсюда и наша региональная программа призвана содействовать повышению уровня конкуренции в приоритетных сферах экономики Тюменской области, в том числе путем создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках области. Программа даёт краткую характеристику и оценку конкурентной среды региона, описание основных мер для ее улучшения, определяет основные задачи по развитию конкуренции, в том числе в приоритетных отраслях, целевые показатели и план мероприятий по развитию конкуренции.
Среди основных задач программы - создание системы, исключающей установление органами власти административных барьеров и ограничений для перемещения товаров, сокращение их прямого участия в хозяйственной деятельности, организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей. Также очень важно развитие инфраструктуры товарных рынков области в приоритетных сферах и т.д.
Таким образом, программа развития конкуренции содержит комплексный подход к стимулированию развития конкуренции через организационные, институциональные и где-то финансовые мероприятия. Логично, что это должно отразиться на объеме и уровне оказываемой государственной поддержки всех отраслей экономики, особенно тех предприятий, конкурентоспособность которых обеспечивалась именно помощью государства. Соответственно, в зависимости от этапов и эффективности реализации программы будет идти процесс постепенного замещения элементов прямой господдержки иными механизмами.
- Как вы оцениваете конкурентоспособность экономики региона на сегодняшний день? В каких отраслях конкуренция развита хорошо, какие отрасли требуют дополнительного развития и посредством чего?
- На мой взгляд, конкуренция достаточно сильно представлена в трех сферах. Это предоставление услуг сотовой связи, развитость которых характерна для всей страны, строительство и розничная торговля. Добавлю, что розничную торговлю региона можно признать конкурентной в основном за счет областного центра. В остальных муниципальных образованиях торговля пока развита недостаточно.
Есть три отрасли, конкуренция в которых наименее развита - это розничная реализация нефтепродуктов, жилищно-коммунальный комплекс, традиционно дотируемый из бюджета, и энергетика. Причем подобная ситуация свойственна для всей России, и Тюменская область здесь не исключение.
Что касается первой, то основными поставщиками нефтепродуктов по югу Тюменской области на сегодняшний день являются лишь две компании, занимающие порядка 70% рынка - ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Тюмень", входящие в структуры вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Отмечу, что по заявлению руководства ФАС, в целях демонополизации рынка предлагается законодательно запретить нефтекомпаниям, занимающим более 35% регионального розничного рынка исходя из объемов выручки, расширять свою сеть АЗС. Не допустить увеличения этой доли ФАС намерена двумя способами: во-первых, отказывать компаниям в предоставлении земельных участков и, во-вторых, законодательно ограничить возможность приобретения новых АЗС. Думается, такие меры предоставят возможность новым участникам данного рынка конкурировать с уже существующими сильными и опытными игроками. Выиграть, безусловно, должен прежде всего потребитель.
Относительно энергетики скажу, что действующая система государственного регулирования субъектов естественных монополий, в том числе посредством установления тарифов методами индексации и экономически обоснованных затрат, не стимулирует в должной мере субъекты естественных монополий сокращать операционные затраты и повышать эффективность инвестиций.
Добавлю также, что с конца прошлого года в регионе идет разработка и внедрение модели поэтапного ухода от бюджетного финансирования в сфере коммунальных услуг. Предполагается, что тарифы будут изменяться поэтапно, резкого роста для населения не будет. Замещение бюджетных средств станет возможным за счет привлечения банковских кредитов при одновременном сокращении операционных затрат и повышении эффективности внебюджетных инвестиций.
Несмотря на все вышесказанное, в целом, по мнению экспертов, анализ сочетания сильных и слабых сторон Тюменской области позволяет сделать вывод о высоком уровне конкурентоспособности региона и наличии предпосылок для ее дальнейшего развития.
- Каковы основные параметры программы развития конкуренции?
- В программу включены 10 наиболее значимых сфер экономики, которые формируют потенциал Тюменской области: АПК, торговля, розничная реализация нефтепродуктов, фармацевтика, здравоохранение, строительство, ЖКХ, электроэнергетика, связь, а также пассажирские перевозки. По каждой отрасли разработан свой комплекс мер, направленных на обеспечение условий состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности отрасли.
В частности, разработаны мероприятия по созданию системы, упрощающей ведение предпринимательской деятельности, исключающей административные барьеры и ограничения для перемещения товаров. Запланированы шаги по сокращению прямого участия госорганов в хозяйственной деятельности предприятий - приватизация государственных унитарных предприятий, передача некоторых видов деятельности органов власти на аутсорсинг, например, функции по управлению зданиями, по предоставлению услуг связи, автотранспорта, финансового учета, подбора кадров.
На основе анализа для каждой сферы выработаны подходы по развитию инфраструктуры товарных рынков. Так, для развития конкуренции в сфере городских и междугородных перевозок предлагается заключать договоры об их организации через процедуру проведения конкурсов, для этого на портале органов госвласти региона должна быть размещена информация о действующей маршрутной сети, возможности корректировки расписания, преимуществах по провозной плате для отдельных категорий граждан.
В здравоохранении и фармацевтике, в частности, будут созданы условия, обеспечивающие увеличение на рынке числа представителей частных форм бизнеса и возможность участия медицинских организаций различных форм собственности в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Приоритетным направлением развития агропромышленного комплекса является максимальное наполнение внутреннего продовольственного рынка отечественной конкурентоспособной продукцией на основе сокращения звеньев в цепи товародвижения и создания инфраструктуры цивилизованного рынка реализации качественных продуктов питания и, как результат, снижение потребительских цен.
- Предполагается ли в перспективе полный уход от господдержки?
- Это было бы, наверно, идеальным вариантом. Но, думается, в ближайшей перспективе этого не случится. Во-первых, существуют мероприятия, хотя и носящие организационный характер, но требующие материальных затрат для их реализации, например, разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных и муниципальных функций, специализированных информационных ресурсов, организация и проведение консультаций с предпринимателями и т.д. В этом случае мы действуем опосредованно - без прямого финансового вмешательства создаем предпосылки для возможного равноправного участия бизнес-структур в тех или иных процессах, - формируя тем самым благоприятное конкурентное пространство.
Во-вторых, есть такие сферы экономики, как, например, сельское хозяйство, где мы не сможем полностью уйти от господдержки, поскольку это очень затратное производство, а кроме того, оно связано с обеспечением продовольственной безопасности и социальным благополучием сельских населенных пунктов. При этом, оказывая господдержку, мы будем совершенствовать механизмы ее предоставления с целью сохранения рыночного баланса.
- Каких результатов предполагается достичь к концу срока действия программы?
- Разработана система индикаторов результативности, на основе которых будет осуществляться мониторинг. Каких результатов мы хотим достигнуть… В основном идет речь, конечно же, об инновациях, поскольку это основа конкуренции. В качестве основного индикатора мы закладываем инновационное развитие предприятий.
Например, среди производителей стройматериалов мы ожидаем рост числа предприятий, использующих технологические инновации, с сегодняшних 37% до 60% в 2012 году. Рост объема инновационной продукции в объеме отгруженных товаров к уровню 2009 года должен составить около 250%. В электроэнергетике, по нашим ожиданиям, число предприятий, использующих инновации, за два года должно увеличиться до 32. Если говорить о рынке жилищно-коммунальных услуг, то оптимальным будет увеличение доли предприятий частной формы собственности до 68%. Конечно, эти показатели не догма, они могут видоизменяться с течением времени. И как показывает практика, они становятся более напряженными.
Полагаю, реализация программы конкуренции на территории нашей области расширит возможности бизнеса и даст дополнительный импульс развитию региона.