Урал / Эксклюзив 24 мая 2013 г. 14:43

Зампредседателя совета директоров "Уральских локомотивов" Е.Копеин: "Мощности завода в перспективе позволят нам сделать любой рельсовый транспорт"

Зампредседателя совета директоров "Уральских локомотивов" Е.Копеин: "Мощности завода в перспективе позволят нам сделать любой рельсовый транспорт"

            ООО "Уральские локомотивы" 25 мая запустит производство скоростных пассажирских электропоездов "Ласточка". Вместе с тем компания наращивает объемы выпуска локомотивов и намечает новые векторы развития предприятия. Вице-президент Группы Синара, член совета директоров "Уральских локомотивов" Евгений Копеин в интервью информационному агентству "Интерфакс-Урал" рассказал о том, когда ждать первую уральскую электричку, а также о планах и проектах компании по выпуску новых видов рельсового транспорта.

            - "Уральские локомотивы" в 2013 году планируют увеличить производство на 17% - до 140 локомотивов. Ранее сообщалось, что предприятие уже вышло на свою проектную мощность - 120 локомотивов в год. За счет чего планируется обеспечить рост объемов производства? Ожидается ли расширение имеющихся мощностей?

            - Выход предприятия на проектную мощность - это не потолок развития. Совместно с нашим партнером - концерном Siemens мы разработали стратегию, согласно которой поэтапно предприятие может выйти на производительность 200 двухсекционных локомотивов в год. Пока у этой стратегии нет временных рамок, но в случае необходимости, мы знаем, как выполнить больший объем.

            В текущем году, чтобы выпустить 140 локомотивов, мы пошли по пути точечных инвестиций. Были ликвидированы отдельные узкие места во всех основных переделах: в заготовительном производстве, на механической обработке. И, главное, мы запустили вторую сборочную линию. Теперь на производстве локомотивов действуют две идентичные сборочные линии, где кузов, перемещаясь по тактам, дополняется необходимыми компонентами.

            На сборочной линии "Запад" собираются локомотивы с асинхронным тяговым приводом "ГРАНИТ" (серия 2ЭС10), а на линии "Восток" идет сборка электровозов "СИНАРА" (серия 2ЭС6) с коллекторным тяговым приводом. В будущем мы также сможем точечно увеличивать мощность для того, чтобы выполнять объемы поставок, предъявляемые заказчиками.

            - Какие средства планируется направить на эти цели?

            - На это мероприятие в 2013 году с частичным переходом на 2014 год будет потрачено порядка 750-800 млн рублей.

            - Производство электричек "Ласточка" планировалось начать в текущем году. Соблюдаются ли эти сроки? Когда будет выпущена первая электричка?

            - Для производства электропоездов на предприятии построен отдельный производственный комплекс площадью более 90 тыс. кв. метров, закупается оборудование. Сроки строительства, пусконаладки оборудования и производства соблюдаются. Темпы взяты очень высокие: ровно год назад 25 мая, был залит первый фундамент нового комплекса, а уже в мае этого года приступаем к сварке кузовов. В 2014 году "Ласточки" пройдут испытания и сертификацию, а с 2015 года начнутся поставки ОАО "РЖД".

            - Как известно, согласно контракту с РЖД, "Уральские локомотивы" должны будут поставить 1,2 тыс. вагонов "Ласточек" с 2015 года по 2020 год. Сохраняются ли эти планы? Есть ли договоренности о поставках электропоездов другим потребителям?

            - Безусловно, эти планы реализуются. Более того, параллельно с освоением базовой модели "Ласточки" и выполнением текущего заказа для РЖД, мы работаем над созданием новых модификаций электропоездов на основе "Ласточки". В настоящее время РЖД сформировала запрос на междугородные составы с плечом оборота до 200 км и так называемый "городской экспресс" с плечом оборота 60 км. "Ласточка" потенциально может быть основой и других вариантов скоростного электропоезда: межрегиональных - с плечом оборота до 600 км, и формата, который мы условно назвали "евразийский экспресс", с вагонами разной классности для поездок до 1000 км.

            Параллельно мы развиваем внутри "Уральских локомотивов", как отдельное направление, производство тележки - определяющего компонента рельсового транспорта. Речь идет о различных модификациях для электропоездов, локомотивов, трамваев, метро… В результате реализации этого проекта мы сможем делать тележки как для себя, так и для сторонних заказчиков. Это очень сложное направление, но перспективное.

            - Договоренности с РЖД предполагают 80%-ную локализацию производства Desiro в РФ к 2017 году. Удастся ли достичь такого показателя? И как обстоит ситуация в настоящий момент? Какова доля комплектующих российского производства?

            - Без сомнения - удастся. Уже сейчас мы вместе с поставщиками комплектующих готовы выйти на уровень 30%-ной локализации и продолжаем работать с потенциальными партнерами. Задача на 2015 год - 55% локализации, но в реальности этот показатель будет, скорее всего, превышен и составит порядка 63%. Как видите, результаты неплохие.

            Сейчас в проекте участвуют порядка 60 компаний-поставщиков. Безусловно, основной поставщик компонентов - Siemens, тормозные системы поставляет Knorr-Bremse, немецкая компания Voith поставляет нам сцепки и так далее. Российские компании также имеют определенную заинтересованность в этом проекте.

            Локализация происходит двумя путями. Либо российские компании находят возможность и средства для того, что оснастить предприятия и пройти сертификацию, чтобы соответствовать высочайшим требованиям по качеству, либо мировые гранды открывают производство в России. К примеру, приводы для электровозов Siemens производит в Санкт-Петербурге, там же будут производиться приводы для "Ласточек".

            - Была озвучена информация, что китайская Jilin Midas Aluminium Industries (JMAI) будет поставлять в РФ алюминиевые конструкции для производства кузовов электричек Desiro Rus? В связи с чем сделан выбор в пользу иностранного производителя алюминиевых конструкций? Почему свердловские предприятия (КУМЗ, ВСМПО) пока не выдерживают конкуренцию?

            - К сожалению, пока наши алюминщики не готовы организовать поставку негабаритных алюминиевых панелей необходимых характеристик, и чтобы не нарушить сроки контракта по изготовлению "Ласточек", было принято решение закупить панели у китайских поставщиков. Для того, чтобы производить алюминиевые панели, из которых изготавливается кузов вагона, необходимо пройти очень длинный путь. Панель - это такая пространственная деталь, профилированный часть кузова длиной 24 метра. И на протяжении всех 24 метров она должна быть одинаковой толщины, одинаковой геометрии и однородной по составу. Такова технологическая задача, которую должны решить российские производители алюминия, чтобы войти в проект.

            В России до сих пор не было производства сложных конструкций из алюминия, сварка алюминия очень редко применялась, поэтому нашим потенциальным партнерам предстоит создать передовое производство, получить сертификат соответствия системы качества железнодорожной промышленности IRIS. Ближе всего к результату сейчас КУМЗ, порядка 80-85% необходимого оборудования предприятием получено и монтируется. Но самый серьезный этап - отработка технологии производства - на предприятии еще не завершена. В ближайшее время мы должны встретиться, "сверить наши часы" и обсудить планы.

            - Каков объем инвестиций в проект организации производства электричек "Ласточка" на 2013 год? Сколько из них привлеченных средств, сколько собственных?

            - Весь проект стоит порядка 10 млрд рублей. Это расчетная цифра, наверное, она чуть-чуть вырастет, как это обычно бывает в крупных проектах. Но, по сути, львиная доля этих инвестиций уже произведена: построен совершенно новый завод площадью более 90 тыс. кв. метров, закуплено оборудование, часть из него уже смонтирована, часть на подходе. То есть, инвестиционная фаза займет порядка полутора лет. В июле 2013 года все оборудование должно быть готово к работе, мы начнем пусконаладочные работы и проведем пробные выпуски.

            - Расскажите, как на предприятии реализуется программа подготовки кадров? Хватает ли квалифицированных специалистов?

            - С кадрами - неплохо. На сегодня численность заводского персонала - более 3000 человек, из них тысячу человек мы приняли только за 2012 год. Это очень серьезный прирост. Примерно1200 заводчан - это молодежь в возрасте до 30 лет. Такая структура персонала имеет колоссальный потенциал роста.

            Молодежь приходит абсолютно осознанно, они хотят получить серьезную профессию и знать, что у них есть возможность дальнейшего развития. Плюс прибавьте к этому уникальные для машиностроительного предприятия условия труда, новое высокотехнологичное оборудование, а также современные подходы к управлению персоналом. Специалисты по всем ключевым операциям проходят обучение либо в Крефельде (Германия), где производятся поезда, либо в Граце (Австрия), где производятся тележки, действует программа обучения и на предприятии. Действует мощная молодежная организация, работники завода участвуют в различных городских мероприятиях в Верхней Пышме и Екатеринбурге. Кое-где и в спорте побеждать начали.

            - Какова чистая прибыль и выручка по итогам 2012 года? Какие планы по этим финансовым показателям на 2013 год?

            - В минувшем году выручка от реализации составила 14,5 млрд рублей, чистой прибыли мы заработали 1,1 млрд рублей. В текущем году ожидаем, что выручка должна подняться на 3,5 млрд рублей - практически до 18 млрд рублей, ну и планируем заработать 1,5 млрд рублей.

            - Ранее сообщалось, что Группа Синара после 2015 года готова производить на своих мощностях скоростные поезда, вагоны метро и другую продукцию. Расскажите, ведется ли работа в этом направлении?

            - Действительно, мощности завода в перспективе позволят нам сделать и "Сапсан", и вагон метро, и трамвай - да, практически, любой рельсовый транспорт, на который появится спрос. Но пока первая наша задача - освоить производство "Ласточек", выпустить 1,2 тыс. вагонов, который нужно сделать в такой короткий срок с жесточайшими требованиями по качеству.

            Так что все остальные проекты - это возможный вектор нашего развития.