Урал / Фоторепортажи 28 мая 2012 г. 10:13

СТМ презентовало первый российский гибридный тепловоз

Interfax-Russia.ru – ОАО "Синара-Транспортные машины" (СТМ, входит в группу Синара) в Москве на Международной конференции по сближению систем технического регулирования презентовало первый российский локомотив с интеллектуальным асинхронным гибридным приводом ТЭМ 9Н SinaraHybrid.

СТМ презентовало первый российский гибридный тепловоз

Гибридный тепловоз был разработан ООО "Центр инновационного развития СТМ" (ЦИР) и изготовлен на "Людиновском тепловозостроительном заводе" (входят в СТМ) при поддержке инновационного фонда "Сколково" и ОАО "Российские железные дороги".

Маневровый тепловоз с гибридной силовой установкой ТЭМ 9Н SinaraHybrid – это четырехосный локомотив с электрической передачей переменно-переменного тока, индивидуальным приводом колесных пар.

"В России нет аналогов нашему тепловозу. При создании ТЭМ 9H командой разработчиков было реализовано более 20 новейших инженерных решений. Все основные наукоемкие компоненты созданы российскими учеными и конструкторами", - сообщил в интервью агентству "Интерфакс-Урал" гендиректор ЦИР Антон Зубихин.

Управление локомотивом осуществляется при помощи интеллектуальной микропроцессорной системы на базе GLONASS. Эта система снабжена отдельным блоком интеллектуального предсказания пути. Она планирует расход ресурсов во время движения, выбирает более выгодный для конкретного участка пути источник энергии: либо от дизель-генератора, либо от литий-ионной батареи.

Во время движения локомотива в аккумуляторах происходит накопление энергии. Для этого в конструкции ТЭМ 9Н предусмотрено использование дизель-генератора на 660 КВт и суперконденсаторов на 220 КВт. Двигаясь только за счет использования энергии литий-ионных аккумуляторов, локомотив SinaraHybrid может 20 часов возить собственный вес, либо один час - 2 тыс. тонн грузов, а это примерно тридцать цистерн с нефтью.

При остановке двигатель гибридного тепловоза выключается, и все внутренние нужды обеспечиваются за счёт использования аккумулятора. Применение именно такого подхода к созданию локомотива было обусловлено необходимостью снизить эксплуатационные затраты.

"По подсчётам специалистов, 65-80% топлива маневровые тепловозы сжигают при работе силовой установки на холостом ходу - когда локомотив, по сути, стоит с работающим двигателем. А учитывая тот факт, что маневровая техника, как правило, используется в условиях городской инфраструктуры: на предприятиях, железнодорожных станциях, то вопросы экологии приобретают особую актуальность", - говорит А.Зубихин.

Поэтому использование тепловозов с гибридной силовой установкой будет не только экологически оправданно, но и экономически эффективно: по сравнению с тепловозами предыдущего поколения, ТЭМ 9Н расходует на 30% меньше дизельного топлива и дает на 55% меньше выбросов в окружающую среду.

ОАО "РЖД" является главным научно-техническим партнёром и заказчиком гибридного локомотива. Именно железнодорожники сформулировали жёсткие технические требования по энергоэффективности, экологии, инновационности новой машины. ЦИР, в свою очередь, поставил высокую планку качества всем производителям комплектующих.

На состоявшейся презентации старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович позитивно отозвался о представленной машине. Российские железные дороги уже в нынешнем году хотят получить первый локомотив SinaraHybrid.

"Для этого мы должны завершить сертификацию ТЭМ 9Н в декабре и сразу же передать первую модификацию тепловоза РЖД", - сказал А.Зубихин

Планируется, что следующим этапом развития взаимоотношений между РЖД и Группой Синара будет подписание контракта на производство и поставку партии этих гибридных локомотивов.