Репортажи 16 мая 2014 г. 14:25

Навязывание допуслуг и отсутствие полисов являются наиболее частыми жалобами на страховщиков по ОСАГО - эксперты

Екатеринбург. 16 мая. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Наиболее частой жалобой на страховщиков, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию владельцев автотранспортных средств (ОСАГО), в Свердловской области является навязывание дополнительных услуг при заключении договора страхования, сообщили эксперты на пресс-конференции в пятницу в пресс-центре агентства "Интерфакс-Урал" в Екатеринбурге.

В частности, по словам заместителя начальника управления Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе Дениса Бурачевского, страхование является одной из самых актуальных сфер с точки зрения обращений.

Так, за 2012 год было порядка 1,2 тыс. обращений, за 2013 год - порядка 1 тыс. - 1,1 тыс. обращений. В первом квартале 2013 года и первом квартале 2014 года примерно по 200-250 обращений на действия страховщиков.

Автострахование, добровольное и обязательное, по его словам, традиционно более массовое в связи с распространенностью данных видов услуг. Доля жалоб по ОСАГО, исходя из количества обращений, составляет в общем объеме порядка 50-60%.

"Характер жалоб по ОСАГО. Первое - это нарушение сроков, второе - несогласие заявителей с размером выплат, третий вид наиболее сейчас актуальный - нарушения, связанные с заключением договора ОСАГО: навязывание дополнительных услуг, отсутствие полисов, недоступность филиалов в месте присутствия заявителя, неучет понижающих коэффициентов при заключении договоров", - сказал Д.Бурачевский.

Он уточнил, что если сравнивать характер жалоб в первом квартале прошлого года и текущего, то сейчас уменьшилось число жалоб, связанных с длительностью рассмотрения обращений в страховые компании, но при этом возросло число жалоб на навязывание допуслуг, а также на проблемы с заключением договора ОСАГО.

Начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Афанасьева отметила, что поступающие в надзорный орган жалобы можно разделить на две группы. Первое - это отказ от заключения договора ОСАГО в связи с отсутствием бланков полисов. Вторая группа - это попытка страховщиков обусловить заключение договора ОСАГО навязыванием предоставления иных услуг, в том числе добровольного страхования.

В данном вопросе, по ее словам, компетенция Роспотребнадзора усматривается, когда идет навязывание дополнительных услуг.

"В этом году нами было возбуждено два административных дела. Мы административные дела возбуждали не на основании одного обращения, а на основании нескольких обращений, для того чтобы собрать доказательства, обосновав их массовостью обращений граждан", - сказала она.

В рамках этих административных дел потребители вводились в заблуждение относительного того, что тариф на ОСАГО повысился и теперь он составляет не менее 5 тыс. рублей. "Второй блок нарушений - о том, что изменилось законодательство и теперь, кроме ОСАГО, обязательно заключать другой дополнительный договор. Третий блок - это частные вопросы, которые не носят массового характера", - сказала Н.Афанасьева.

В настоящее время, по ее словам, постановления по этим делам не вступили в законную силу, они обжалуются в Арбитражном суде Свердловской области. Дата судебного заседания пока не назначена.

"На сегодняшний день многое зависит от того, какую позицию займет арбитражный суд", - сказала она.

Руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в Уральском федеральном округе Вячеслав Тарасов, в свою очередь, сообщил, что в целом в Свердловской области в настоящее время насчитывается 1,3 млн договоров ОСАГО.

"Безусловно, какие-то проблемы возникают, сейчас возникают связанные с тем, что принуждают заключать договоры страхования, возникают проблемы с коэффициентом бонус-малус, когда страховые компании не учитывают эту скидку за безаварийное вождение. В целом закон ОСАГО работает, по Свердловской области полисы продаются", - сказал он.

Он отметил, что характер жалоб, поступающих в РСА, совпадает с обращениями граждан в надзорные органы. "Все те жалобы, о которых говорили коллеги, у нас тоже присутствуют, по ним идут разбирательства, регулирование. Но вопрос, конечно, можно перевести в область тарифов. Да, сегодня страховые компании в части ОСАГО подходят близко к своей убыточности. (…) Нас ждет в любом случае повышение страховых тарифов, вместе с этим, безусловно, будут повышаться и страховые выплаты", - сказал он.

Говоря о том, что некоторые страховщики отказывают в страховании ОСАГО из-за отсутствия полисов, В.Тарасов отметил, что каждая страховая организация, которых в России больше 100, заказывает в Госзнаке через союз полисы ОСАГО.

"На сегодняшнюю дату ни одного не исполненного заказа нет, все полисы получены. Что касается отсутствия полисов - это вопрос на совести, прежде всего, страховых организаций", - сказал он.

Д.Бурачевский также отметил, что в настоящее время надзорные органы столкнулись с проблемой доказывания фактов этих нарушений.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще