Interfax-Russia.ru - Директорат школ Среднего Урала ломает голову над тем, как оптимизировать расходы без ущерба для качества образования.
Школам Екатеринбурга не хватает денег на зарплату. Как сообщает пресс-служба городской думы, дефицит средств оценивается в 300 млн рублей. Об этом на очередном заседании гордумы заявила депутатам начальник управления образования Екатеринбурга Евгения Умникова.
Дефицит возник не на пустом месте, а стал результатом перехода на новую, подушно-премиальную систему оплаты труда сотрудников муниципальных образовательных учреждений. Заработок педагога теперь зависит от количества учеников в классе, от степени сложности курса и от дополнительных трудовых нагрузок, не входящих в штатные обязанности.
Казалось бы, в новой системе в первую очередь должны быть заинтересованы руководители учебных заведений. Но не все так просто. В пяти школах Екатеринбурга в классах насчитывается в среднем от 9 до 14 учеников. Еще больше таких школ в небольших городах и в сельской местности. "Необходимо было заниматься слиянием и укрупнением таких школ еще до кризиса, при подготовке к реформе оплаты труда, - считает депутат Свердловской областной думы Кирилл Баранов. - Малокомплектные школы вполне можно было перепрофилировать в комплексные центры, объединяющие детский сад, собственно школу и дополнительное образование".
У руководителей крупных городских школ свои проблемы. Постановление правительства Свердловской области подробно расписывает, что необходимо сделать для внедрения новой системы в ближайшие три года. Наполняемость класса довести до 25 человек, с 1 января минимальный размер заработной платы - до 4,3 тыс. рублей. Кроме того, в текущем году размер стимулирующего фонда оплаты труда должен составить не менее 10%, а тем работникам, которые при новой системе потеряют в заработке, необходимо сохранить зарплату на уровне прошлого года. В целом, по словам Умниковой, выплаты учителей возросли на 18%. В областном же бюджете удалось предусмотреть повышение только на 5%.
По логике городских чиновников получается, что директор школы, чтобы уложиться в бюджет, будет вынужден либо недоплачивать подчиненным за дополнительную нагрузку, либо отказываться от дополнительных услуг. Родительская общественность уже встревожена слухами об исчезновении из школьного расписания музыкальных и танцевальных занятий, групп продленного дня, школьных психологов и т.д.
Предоставить муниципальным образованиям Свердловской области транши на выполнение требований правительственного постановления мог бы областной бюджет. Но его доходы ощутимо сократились. Как сообщила депутатам областной думы министр финансов Свердловской области Мария Серова, за первые три месяца сбор налоговых поступлений в областной бюджет составил 96,3% от плана. Максимальное падение отмечено по налогу на прибыль организаций, который полностью поступает в областной бюджет. По сравнению с I кварталом 2008 года уровень поступлений упал более чем в три раза. Впрочем, в руководстве области не считают, что это является основанием для невыполнений обязательств перед бюджетниками.
"Все социальные обязательства будут исполнены в полном объеме, - заявил Interfax-Russia.ru первый вице-премьер Свердловского областного правительства, министр экономики и труда Михаил Максимов. - Даже если возникнут серьезные проблемы со сбором доходов, мы можем рассчитывать на помощь со стороны федерации". Министр подчеркнул, что введение новой системы оплаты труда, в том числе и создание стимулирующего фонда оплаты, рассчитано на трехлетний срок. В этом году задача повышения объема оплаты труда не может быть реализована полностью из-за экономического спада в реальном секторе экономики. Но отказываться от реформы нельзя, поскольку она направлена на повышение качества услуг бюджетной сферы и мотивацию энергичных квалифицированных работников внутри коллектива. "Никакого снижения зарплат работников бюджетной сферы не будет", - пообещал Максимов.
Кстати, первые позитивные изменения после внедрения новой системы отметили бюджетники Ямало-Ненецкого автономного округа. "Мы пока не закончили мониторинг изменения уровня оплаты за первый квартал. Но, по предварительным данным, специалисты сферы образования с высокой квалификационной категорией, высшим образованием и стажем работы стали зарабатывать по итогам февраля 2009 года на 15-20% больше к уровню февраля прошлого года", - сообщили Interfax-Russia.ru в департаменте образования округа.
А вот в Челябинской области сочли за лучшее не рисковать и временно сохранить прежнюю систему оплаты труда педагогов. Как рассказали в региональном министерстве образования и науки, переход к подушно-премиальным выплатам был намечен на 1 ноября прошлого года. Но тут грянул кризис, и пока бюджетники Южного Урала работают по-старому, средняя зарплата школьных учителей сохранилась на уровне 8 тыс. рублей в месяц. Кроме того, временно отказались от дополнительных доплат молодым специалистам. Группы продленного дня и дополнительные образовательные услуги сохранились, но за частичную родительскую плату.
Возможность отложить реформу на более благоприятные времена намерены обсудить и депутаты среднеуральского парламента. "В начале мая на заседании комитета по социальной политике мы будем рассматривать вопрос оплаты труда бюджетников и школьного питания. Если сохранить прежнюю систему оплаты по единой тарифной сетке, то средств в бюджете точно хватит на всех", - сообщил депутат Свердловской областной думы Кирилл Баранов.
Между тем, региональное министерство образования разработало для свердловских школ рекомендации по антикризисному управлению. "Министерство общего и профессионального образования Свердловской области рассматривает этот ресурс как один из способов, обеспечивающих выживание образовательных учреждений", - говорится в преамбуле рекомендаций. В частности, для экономии расходов предлагается максимально использовать для занятий световой день, рассмотреть переход на пятидневную рабочую неделю. Также предлагается изыскивать альтернативные внебюджетные источники финансирования, в том числе использовать спонсорские средства для оснащения классов оборудованием и учебными пособиями.
А еще школам предлагают организовать антикризисные комиссии, в составе которых обязательно должны присутствовать и учителя, и родители учащихся. Возможно, совместными усилиями школьным антикризисным штабам удастся либо отыскать недостающие средства, либо оптимизировать расходы без ущерба для учеников.
Обозреватель Елена Глушкова
Фото ИТАР-ТАСС