Interfax-Russia.ru – Первая перепись будущих первоклассников завершилась в Екатеринбурге, каждый ученик приписан к территориальному школьному округу.
Добровольная перепись будущих первоклассников началась в Екатеринбурге еще в декабре 2011 года. Начиная с этого времени, согласно распоряжению управления образования администрации города, родители будущих первоклассников могли сообщить чиновникам сведения о своем ребенке.
"В течение декабря и января управление образования проводило сбор информации о месте фактического проживания будущих первоклассников", – сообщила журналистам заместитель начальника управления Наталья Мезенцева.
По ее словам, у управления есть данные о выпускниках муниципальных детских садов, которым предстоит в 2012 году пойти в школу. "Но у нас ведь много детей, которые не ходят в детские сады или посещают негосударственные детские сады. Вот эта информация нас интересовала особо. Спасибо всем, кто к нам обратился", - сказала Мезенцева.
Всего в управление образования Екатеринбурга информацию о своих детях предоставили более 11 тыс. родителей. Эти данные были учтены при формировании и распределении территорий так называемых школьных округов Екатеринбурга. Дело в том, что с 1 января 2012 года в России, согласно требованиям федерального законодательства, начал действовать принцип территориальной доступности образовательных учреждений.
Теперь на основании собранных данных за каждой школой города закреплены определенные улицы и дома. Списки школьных округов по нескольким районам Екатеринбурга уже размещены на официальном портале управления образования администрации города.
Впрочем, представители родительской общественности оценивают результаты переписи с изрядной долей скептицизма. "Я думаю, что для сбора сведения было отведено слишком мало времени. В Чкаловском, Орджоникидзевском, Верх-Исетском районах есть такие дома, до которых только на автомобиле можно добраться, и то с трудом. Никакого интернета у семей, живущих там, просто нет. Едва ли они сообщали сведения в администрацию города, они могли просто не знать, что такой сбор информации уже идет. А это значит, что часть будущих первоклассников осталась неучтенной", - заявил Interfax-Russia.ru президент фонда "Уральский родительский комитет" Евгений Жабреев.
Как отмечает собеседник Interfax-Russia.ru, такие семьи зачастую социально неблагополучные, балансируют на грани выживания, а дети из таких семей не посещают детские сады.
Определенные опасения у родителей вызывает и практика применения территориального принципа записи в школы. В качестве примера Евгений Жабреев привел конфликт, случившийся на Уралмаше (Орджоникидзевский район Екатеринбурга) в прошлом году во время поступления первоклассников в школы.
"В микрорайоне есть гимназия, есть школа с математическим уклоном и есть обычная школа. Естественно, большинство родителей пытались отдать детей в гимназию или в математическую школу. Начался ажиотаж, люди сутками стояли в очередях. В итоге часть первоклассников не попала даже в обычную школу поблизости от дома. Родителям пришлось записывать детей в другие школы, достаточно далеко расположенные. И это не единственный пример. Были случаи, когда и в обычную школу возле дома попасть было невозможно", - рассказал он.
Возможно, территориальный принцип поступления в школу в какой-то мере снимет эту проблему. В проекте приказа министерства образования и науки РФ "Об утверждении порядка приема граждан в образовательные учреждения" указывается, что к 15 февраля территории должны быть закреплены за школами, а органы местного самоуправления обязаны предоставить всю необходимую информацию родителям первоклассников.
"Закрепленным лицам может быть отказано в приеме в учреждение только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа", - говорится в документе.
Между тем, в проекте приказа подчеркивается, что "закрепленные лица" в школу должны поступать гарантировано. Причем первоклассники, проживающие в границах школьного округа, поступают в школу без вступительных испытаний и отбора. Четкое соблюдение этого правила должно положить конец порочной практике отбора учеников, исходя из состоятельности их родителей.
Впрочем, по мнению Евгения Жабреева, бороться с такой порочной практикой будет трудно и после того, как новый порядок приема первоклассников начнет действовать. "Все равно найдут лазейки, появятся новые схемы поборов с родителей", - считает он.
Собеседник Interfax-Russia.ru уверен что, чтобы закон о территориальной доступности школ, как и новые правила приема, заработали по-настоящему, необходимо, чтобы все родители четко знали свои права.
"Необходима социальная реклама, широкая разъяснительная кампания. Чтобы вся информация по новым правилам была доступна не только пользователям интернета, чтобы любой родитель мог получить объективную и исчерпывающую консультацию", - считает президент фонда "Уральский родительский комитет".
В то же время, в связи с территориальным принципом приема в первый класс у родителей возникает вопрос: а что делать тем, у которых ребенок оказался "приписан" совсем не к той школе, куда собирался идти? Например, у малыша явные математические способности, а он оказался в округе школы с гуманитарным уклоном?
Тут проект правил делает общую ссылку на законодательство РФ и подзаконные нормативные акты на местах. "При приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают: в первую очередь граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления".
Такими правами, в частности, обладают так называемые "льготники" – дети-сироты, дети военнослужащих и т.д.
В еще одну условно льготную категорию попали младшие братья и сестры учащихся. Согласно проекту новых правил приема, если у первоклассника есть старший брат или сестра (братья и сестры), и они уже учатся в школе, не входящей в округ, к которому он теперь приписан, то такой первоклассник также имеет преимущественное право на поступление в школу не по месту жительства.
В управлении образования администрации Екатеринбурга новые правила предпочитают не комментировать, поскольку это пока только проект правил. До 6 февраля документ Минобрнауки РФ находился на антикоррупционной экспертизе, в министерстве продолжали принимать поправки и предложения по проекту. Но в ближайшие дни появится окончательный вариант новых правил. И вот тогда у чиновников образования на местах начнутся горячие дни, ведь запись в школы по месту жительства начнется уже 1 марта.
Что касается переписи первоклассников Екатеринбурга, то, как подчеркивают в городском управлении образования, никаких ограничений для тех, кто не сообщил информацию о своем ребенке, нет и быть не может. "Сбор данных шел на исключительно добровольной основе. Прием в первый класс никак не связан с тем, обратился к нам родитель или нет. Мы в любом случае будем рады принять ребенка в первый класс", - отметила заместитель начальника управления Наталья Мезенцева.
Обозреватель Елена Глушкова