Interfax-Russia.ru – Через четыре месяца после призыва Руслан Айдерханов вернулся в родное село в гробу. Официальная версия смерти – самоубийство, родные солдата считают, что его убили.
В шести деревнях и селах Челябинской области Шемахинского сельского поселения начался сбор подписей за приостановку осеннего призыва на срочную службу. Матери призывников заявляют, что их сыновья не будут брать повестки и не пойдут в военкомат. Причиной протеста послужила смерть молодого парня из села Арасланово.
Руслана Айдерханова провожали в армию в середине мая. По официальной версии, Руслан самовольно оставил воинскую часть в Еланском гарнизоне 31 августа. А 3 сентября его нашли в петле, в лесу неподалеку от части. Родственникам сообщили, что юноша покончил с собой. Родственники и земляки Руслана не поверили в версию самоубийства. Восемьдесят подписей с требованием остановить осенний призыв собрали только в одном селе Арасланово, подписался каждый десятый житель. Об этом Interfax-Russia.ru рассказала инспектор военно-учетного стола Шемахинского поселения Нязепетровского района Челябинской области Раиса Бугаева.
"Депутат нашего районного Собрания депутатов Мухаматдин Сахаутдинов написал письмо-протест в адрес министра обороны России, в котором он требует разобраться в причинах гибели нашего земляка"- пояснила Interfax-Russia.ru Раиса Бугаева.
Арасланово с момента основания было татарским селом, здесь и сегодня много мусульман. Родственники Руслана Айдерханова хотели похоронить его согласно требованиям ислама.
"Когда гроб с телом Руслана привезли в село, его дядя и тетя хотели подготовить умершего к погребению, как положено у мусульман. И обнаружили множество повреждений на его теле. Они говорили мне, что тело было не окостеневшим, что казалось, будто кости рук, ног, ребра – все перебито. У меня в компьютере хранятся фотографии, на которых зафиксированы повреждения – снимки сделали, когда открыли гроб. Когда люди видят эти фотографии, они перестают сомневаться", - объяснила Interfax-Russia.ru инспектор военно-учетного стола.
Те, кто знал Руслана лично, не верят в самоубийство еще и потому, что он вовсе не был "маменькиным сынком", не знавшим реальной жизни. Руслан рос без отца. Но выучился в школе, закончил училище, получил рабочую профессию. Не обошло его и личное горе.
"Его мама тяжело заболела – онкология, - пояснила Раиса Бугаева. – Он и в армию пошел не в восемнадцать, а в двадцать лет потому, что два года ухаживал за больной матерью. Из-за этого ему давали отсрочки. В феврале она умерла. А в мае он прошел медкомиссию и призвался".
По словам собеседницы Interfax-Russia.ru, многие односельчане старались опекать оставшегося сиротой парня, а он, со своей стороны, помогал пожилым соседям.
"Его тетя и дядя тоже живут в Арасланово, но у них свой дом. Руслан жил отдельно. На похоронах соседи вспоминали, что он всегда был готов откликнуться на просьбу о помощи", - отметила Раиса Бугаева.
В психологический портрет потенциального самоубийцы такая модель поведения не вписывается. Впрочем, каким бы закаленным не считал себя человек на "гражданке", служба в армии все равно становится серьезным испытанием. Прессинг старослужащих, произвол офицеров, побои, поборы и издевательства со стороны землячеств могут сломать психику молодого человека. По одной из версий, Руслана довели до самоубийства.
Как сообщил агентству "Интерфакс-Урал" 21 сентября помощник военного прокурора Центрального военного округа Сергей Богомолов, военная прокуратура Еланского гарнизона (Центральный военный округ) проводит проверку в воинской части, где проходил службу погибший солдат. Военные следственные органы возбудили и расследуют уголовное дело, назначены судебно-медицинские экспертизы. Как говорится в сообщении, размещенном на сайте СК РФ, дело возбуждено по ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства).
Военная прокуратура Еланского гарнизона даже организовала анонимное анкетирование военнослужащих гарнизона на предмет выявления неуставных отношений. Позже пресс-служба Центрального военного округа сообщила журналистам, что в Елани служба идет строго по уставу, а Рулсан Айдерханов мог покончить с собой из-за переживаний, связанных со смертью матери.
"В соответствии с предварительными результатами расследования фактов насильственных действий и нарушения уставных правил взаимоотношений в отношении военнослужащего выявлено не было. Также выяснилось, что военнослужащий находился в состоянии психологической подавленности из-за смерти матери в феврале этого года", - заявил агентству "Интерфакс-АВН" начальник пресс-службы Центрального военного округа полковник Ярослав Рощупкин.
"В настоящее время следствие по уголовному делу продолжается. Результаты расследования будут доведены родственникам", - добавил он.
Между тем дело о гибели южноуральца стало кровным делом не только для его родственников. Депутат Мухаматдин Сахаутдинов и те, кто поддержал своими подписями письмо-протест в адрес министра обороны РФ, считают, что в Еланском гарнизоне произошло убийство и что в гибели их земляка виновны те, кто отвечает за порядок в военной части.
"По словам ранее служивших в этой части, Елань – это концлагерь. Там процветают национализм, дедовщина и денежные поборы", - сообщает депутат Мухаматдин Сахаутдинов в своем письме. По его словам, Руслан не пытался избежать призыва, более того, хотел связать свою жизнь с армией.
"Служить он пошел с огромным желанием. При возможности хотел остаться на сверхсрочную службу, так как в деревне все равно работы нет", - пишет депутат. Понятно, что произошедшее с Русланом Айдерхановым заставит многих призывников Шемахинского поселения, а может, и целой Челябинской области еще десять раз подумать, стоит ли отдавать "долг Родине"?
История Руслана Айдерханова, не боявшегося армии и стремившегося честно в ней отслужить напоминает историю другого южноуральца, Леонида Малкина. Он тоже призвался в мае 2011 года, и тоже не бегал от армии, хотя на момент призыва уже учился в университете. Правда, его срочная служба закончилась не так трагично, как служба Руслана.
Уроженец Еманжилинска Леонид оказался в воинской части в Ставропольском крае, где 7 июля при загадочных обстоятельствах выбросился из окна казармы с пятого этажа. Дежурный офицер бил его прикладом по голове. Леониду, можно сказать, повезло – он остался жив и был госпитализирован в больницу с множественными переломами.
Когда выяснилось, что Малкин может остаться калекой, потерять ноги, глава администрации Еманжилинского района Валерий Чараев тогда же написал открытое письмо министру обороны РФ Анатолию Сердюкову. Впрочем, одними письмами дело не ограничилось. После того, как Леонида Малкина перевели на лечение в главный военный госпиталь им. Бурденко, администрация района организовала сбор средств в помощь матери Леонида.
"Она находится рядом с ним, мы еженедельно созваниваемся, чтобы узнать, как идет лечение, нет ли в чем-либо нужды. По нашим данным, Леонид идет на поправку, ему надели аппарат Илизарова", - рассказала Interfax-Russia.ru начальник отдела по связям с общественностью и СМИ администрации Еманжилинского района Светлана Соловьева
Пока медики буквально по кусочкам "собирали" Леониду Малкину сломанные ноги, в недрах министерства обороны подготовили ответ на запрос главы администрации Еманжилинского района Валерия Чараева. По словам Соловьевой, ответ пришел в администрацию 6 сентября и подписан временно исполняющим обязанности начальника одного из управлений С. Николенко.
"Ни одного конкретного ответа на вопросы, которые были заданы в нашем письме, нет. Разве что сообщается, что граждан с погашенной судимостью в части, где служил Леонид, было не более 5% от состава", - сообщила Interfax-Russia.ru Светлана Соловьева.
Между тем, через неделю в России начнется осенняя призывная кампания. Но, как заявляет в письме-протесте депутат Мухаматдин Сахаутдинов, в селе Арасланово, поселке Арасланово, селе Шемаха, деревнях Межевая и Ташкиново, а также в поселке Сказ призыв приостановлен до тех пор, пока в военной части, где погиб Руслан, не наведут порядок и не накажут виновных.
Обозреватель Елена Глушкова