Урал / Точка зрения 29 сентября 2009 г. 11:38

Два вуза на одного абитуриента

Interfax-Russia.ru – Сообщество ректоров России предлагает оптимизировать систему приема в высшие учебные заведения.

Введение ЕГЭ в качестве выпускных и одновременно вступительных экзаменов вызывало много споров и опасений. Но результаты вузовского приема первокурсники и их родители склонны оценивать скорее положительно.

"Две волны исследования наглядно свидетельствуют об увеличении количества учителей, выпускников школ и их родителей позитивно относящихся к ЕГЭ. С июня по август число сторонников нововведения среди учителей увеличилось с 54 до 58%. Аналогичная тенденция наблюдается и в других целевых группах", - сообщили "Интерфаксу" во ВЦИОМ. Опросы проводились среди целевых групп как в июне - после сдачи выпускниками обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике, так и в августе - после зачисления в вузы. Как показал опрос, уровень одобрения ЕГЭ вырос и среди выпускников - с 39% до 44%. Число родителей, одобряющих ЕГЭ, также выросло - с 37% до 43%.

В числе достоинств ЕГЭ около половины представителей целевых групп назвали упрощение поступления, новые возможности поступить в престижные вузы страны, появившиеся у одаренных учеников из регионов. Выпускники школ стали чаще указывать на снижение субъективности в оценках знаний учеников и абитуриентов.

Между тем руководители высших учебных заведений по-прежнему относятся к новым правилам игры с осторожностью. Так, ректор МГУ Виктор Садовничий считает нынешнюю систему единого госэкзамена (ЕГЭ) несовершенной. "Я считаю, что ЕГЭ не является единственной формой принятия в вузы. Он стал серьезным ударом по школам", - сказал Садовничий. Ректор МГУ предлагает развивать и дополнять ЕГЭ олимпиадами: "Хотя бы, все-таки, один экзамен мы должны принимать, чтобы знать, кого берем к себе".

Лучше знать своего студента и использовать различные формы отбора, - об этом говорят не только в столичных вузах. "Я считаю, что любая моносистема приведет к негативным вещам, - заявил Interfax-Russia.ru проректор по учебной работе Уральского государственного горного университета (УрГГУ) Сергей Фролов. – Мы должны предоставлять абитуриенту целый спектр возможностей для поступления, будь то результаты ЕГЭ, победы в олимпиадах, дополнительное тестирование. Главное – унифицировать шкалы оценки".

Дополнительные испытания, как считают руководители вузов, помогут, прежде всего, самим абитуриентам не совершить ошибки при выборе профессии. Способности к творческому мышлению необходимы не только гуманитариям, как принято считать. Инженерно-технические специальности точно также требуют творческого подхода, а его потенциал с помощью ЕГЭ не измеришь. "Для абитуриентов, поступающих в технические вузы, тоже нужно ввести творческий экзамен. Инженер должен быть человеком творческим. Ведь есть же творческие экзамены для поступающих в театральные и художественные вузы, на отделение журналистики, но почему-то считается, что если у выпускника высокий балл на ЕГЭ по математике, то он уже однозначно имеет технические наклонности, - считает ректор Тюменского государственного нефтегазового университета профессор Николай Карнаухов. - Вуз пять лет учит такого человека, а потом тот оказывается неспособным к новаторству, техническому творчеству. В результате теряет государство, теряет сам выпускник вуза. Получив профессию, к которой оказался непригоден, он или всю жизнь делает работу кое-как, или вынужден переучиваться".

Проблема обеспечения промышленности квалифицированными молодыми специалистами напрямую связана с обороноспособностью страны, напоминает профессор МГТУ им. Баумана Валентин Зеленцов. "Все, что мы наметили (в области космической деятельности - "ИФ"), может не свершиться, потому что кадровое обеспечение высокотехнологичных направлений в экономике рискует лет через пять, в крайнем случае, через 10 практически обнулиться", - сказал Зеленцов, выступая на "круглом столе" в Госдуме по проблемам космической деятельности. По его словам, потребность в кадрах для отрасли в полтора раза превышает план приема студентов в вузы по ракетно-космическим специальностям. "Средний возраст специалистов превышает 50 лет, а в науке - даже 60. Специалистов в возрасте 35-50 лет значительно меньше, чем нужно, а это самый творческий возраст", - сказал профессор. Ссылаясь на данные соцопроса, он заявил, что среди выпускников вузов в Москве лишь около 20% идут работать по профильным специальностям на предприятия. "В регионах этот показатель 30-50%", - сказал он.

Кроме того, руководители высших учебных заведений предлагают сократить количество вузов и специальностей, на которые абитуриент с высокими баллами по ЕГЭ может одновременно подавать заявление на прием. "Ограничение позволит избежать неразберихи самим вузам, и самое главное заставит абитуриентов подходить к выбору учебного заведения более ответственно", - заявил Interfax-Russia.ru ректор Тюменского Государственного нефтегазового университета профессор Николай Карнаухов.

"Существенные сложности, требующие изменений технологии приема, возникли на этапе зачисления "в три волны": те меры, которые должны были дать абитуриентам свободу выбора, на деле приводили к большой напряженности. Допустим, если стобалльник подал документы в пять вузов, то в один он поступил, а в четырех "держал" очередь. Представьте, сколько человек сдерживал один абитуриент, подавший заявления в 600 вузов!" – рассказал Interfax-Russia.ru заместитель ответственного секретаря приемной комиссии, директор Академии корпоративного образования Уральского Государственного университета путей сообщения (УрГУПС) Игорь Васильев. По его словам, приемной комиссии приходилось обзванивать абитуриентов с высоким баллом, выясняя, где они в итоге решили учиться. "Но даже в этом случае мы не могли убрать фамилию незаинтересованного человека из таблицы и показать "очередникам" их реальные шансы", - отметил Васильев.

Решить эту проблему, считает он, можно несколькими способами: например, через поэтапное зачисление — на каждом этапе те, кто принес оригиналы, должны иметь приоритет перед остальными. "Тогда "очередь" за стобалльниками перестанет существовать, и те, кто готовился поступать в единственный необходимый им вуз, получат реальный шанс. Второй вариант решения: ввести процедуру повторной подачи заявлений на второй и третий этап зачисления. Те, кто заявления повторно не подал и в вузе больше не заинтересован, будут автоматически отсекаться системой. Эти меры действенны, даже если не ограничивать количество вузов, в которые абитуриент подает заявления на первом этапе", - уверен Игорь Васильев.

Впрочем, по данным Рособрнадзора, большинство абитуриентов этого года подавали заявления в среднем в два вуза, а не в десятки. В среднем на одного абитуриента-2009 приходилось 1,79 поданных заявления о приеме, а число тех, кто направлял заявление в десятки вузов, ничтожно мало. Но, видимо, и такое небольшое число может серьезно затруднить работу приемных комиссий и заставить понервничать абитуриентов, набравших по ЕГЭ меньше баллов, чем лидеры списка. Минобрнауки рассматривает возможность сократить до пяти число вузов, в которые поступающий может подать заявление о приеме, а также ограничить зачисление двумя этапами.

На заседании правления Российского Союза ректоров в Москве с участием министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко обсуждались эти и многие другие предложения по оптимизации процедуры приема в будущем году. Как сообщает "Российская газета", прием должен проходить в более сжатые сроки, тесты надо сдавать не в школах, а в независимых центрах приема, тогда и доверие к результатам будет выше. Должна сохраниться доля тех, кто поступает в вузы не по ЕГЭ, а по иным основаниям - это олимпиады, профильные испытания.

Ректоры также предложили более четко прописать процедуру зачисления. Количество льготных категорий надо сократить или закрепить за вузами квоту на прием льготников. Что касается самого обсуждаемого пункта - надо ли ограничивать количество вузов для подачи документов, мнения разделились. Вузам, которые в этом году вели электронный учет абитуриентов, все равно. Там, где у каждого документы принимали вручную и сшивали в папочку, - за ограничение. Кроме того, предлагалось брать абитуриентов чуть больше контрольных цифр, чтобы после первой сессии не остаться без студентов.

Не за горами первая сессия для первокурсников, принятых на основании результатов ЕГЭ. Как говорят вузовские преподаватели, она и покажет, насколько обоснованными были высокие баллы, предъявленные поступившими абитуриентами. Новые правила приема будут обсуждаться на коллегии в минобрнауки в начале октября.

Обозреватель Елена Глушкова