Урал / Точка зрения 18 октября 2013 г. 14:35

Хрупкая Арктика

Interfax-Russia.ru – Освоение Арктики ставит перед спасателями, руководством российских регионов и мировой общественностью вопрос о предотвращения и ликвидации возможных ЧС.

Споры относительно необходимости освоения арктических территорий и добычи там природных ресурсов ведутся в международном сообществе давно. Возможные экологические риски и угрозы техногенных катастроф занимают в таких спорах не последнее место.

Выступая на Арктическом форуме в сентябре, президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что экологическая безопасность в Арктике прямо зависит от слаженных действий стран региона и всего мирового сообщества.

"Россия – крупнейшая арктическая держава – готова к самому тесному партнерству в рамках Арктического совета, Глобального экологического фонда и программы ООН по окружающей среде, в первую очередь в разработке современных технологий и формировании единых экологических стандартов", - сказал Владимир Путин.

Президент также отметил, что освоение Арктики должно происходить с обеспечением баланса между присутствием человека и сохранением окружающей среды.

По данным Управления энергетической информации США (EIA), в Арктике в целом может содержаться до 412 млрд барр. (57,7 млрд тонн) нефтяного эквивалента, что составляет приблизительно 22% мировых запасов углеводородов.

Российские регионы также задумываются над освоением и экологической безопасностью Арктики.

Так, например, потенциал Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) по добыче газа оценивается в 22% от мировых объемов, а по добыче нефти в 1%. По словам начальника Главного управления МЧС России по ЯНАО, Ямал в совокупности дает России 55% всех энергоресурсов.

В проекте программы "Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба на территории ЯНАО на 2014-2018 годы" отмечается, что в округе есть 27 объектов, которым нанесен экологический ущерб, связанный с накоплением отходов, брошенным оборудованием и объектами инфраструктуры бывших поселений геологов, военных частей, ликвидировавшихся баз промышленных предприятий. На ликвидацию последствий планируется потратить почти 5 млрд рублей.

Вообще добыча природных ресурсов в Арктике сложна и опасна из-за специфического климата. В процессе разработки новых месторождений возникает опасность загрязнения вод стоками нефти и химических соединений, морским транспортом, а также угрозы накопления отходов и сокращения популяции животных. Многие месторождения находятся в зонах особо охраняемых природных территорий или местностях с высокой рыбохозяйственной ценностью и биопродуктивностью или неподалеку от них.

"Мы считаем, что до начала активного освоения месторождений арктического шельфа необходимо провести комплексные научные исследования экосистем Арктики, включая изучение состояния морских, пресноводных и наземных биоценозов, с участием субъектов Российской Федерации и международных научных организаций", - прокомментировал начальник ГУ МЧС РФ по ЯНАО Аркадий Бессонов начало активного освоения Арктического шельфа в интервью журналу "Вестник МЧС".

В среднем, по данным МЧС на территории Арктической зоны России в год происходит более 100 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом доля техногенных происшествий устойчиво растет. Лидируют аварии на транспорте – 30%, на втором месте обрушения и пожары жилых и административных зданий – 26%.

Устранять последствия ЧС в Арктике непросто из-за низких температур, штормов с высокими волнами, туманов, ледников и айсбергов. Ситуация усугубляется во время полярной ночи, когда действовать приходится в темноте. Есть и другая сторона проблемы: при низких температурах и ограниченном притоке кислорода самоочищение среды замедляется, и нефтяные пятна могут перемещаться вместе с водой далеко от места аварии.

Потенциальный источник рисков – транспорт, перевозящий углеводороды и не всегда находящийся в хорошем техническом состоянии. При этом его количество будет только расти. По словам Бессонова, увеличивается емкость Северного морского пути (СМП). И если в 2010 году по СМП прошли 4 судна, то в 2012 году – 46 судов.

"10 миллионов тонн грузов по СМП это перспектива 2014-2015 годов. А на ноябрь 2016 года из строящегося на Ямале морского порта Сабетта, который станет главными воротами Арктики, запланирована первая отгрузка сжиженного газа. Мощность к тому времени составит – 16,5 млн тонн в год, к 2019 году – 50 млн тонн" – комментирует начальник ГУ МЧС по ЯНАО.

В качестве одной из мер по предотвращению ЧС в Арктике Бессонов видит расширение сети наблюдений в рамках системы государственного экомониторинга, увеличение количества постов и контроль за трансграничным переносом загрязняющих веществ.

В феврале этого года президент Владимир Путин подписал Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Согласно документу, для освоения месторождений Арктики, предполагается, в том числе, обеспечить зону средствами гидрометеорологической и экологической безопасности и создать систему аварийно-спасательной готовности.

К 2015 году завершится создание 10 Арктических комплексных пожарно-спасательных центров МЧС.

"Они будут создаваться на принципиально новой основе всех систем управления, профилактики, предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты территорий от опасностей и угроз", - сказал глава МЧС Владимир Пучков на совещании, посвященном вопросам создания центров в Арктическом регионе.

Первая аварийно-спасательная база открылась 20 августа в Нарьян-Маре. В 2014 году аварийно-спасательный центр откроется в Надыме. По словам начальника ГУ МЧС по ЯНАО, его усилят оборудованием по ликвидации аварийных розливов нефтепродуктов в акватории Обской губы, Карского моря и в пределах границ Ямало-Ненецкого автономного округа.

Сейчас МЧС ищет новые подходы для решения экологических проблем Арктики. В мае ведомство начало сотрудничество с ФГУП "НПО Астрофизика" и планирует использовать лазерные технологии для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

Главное преимуществом лазеров для борьбы с нефтяными разливами – это существенно меньший вред для экологии и большая оперативность, как сообщил Interfax-Russia.ru технический директор ФГУП "НПО Астрофизика" Юрий Опарин. Традиционный механический способ сбора нефти очень долгий, и при этом наносится колоссальный вред экологии, считает эксперт. Кроме того, механическим способом невозможно полностью очистить территорию от нефти.

"Главное отделить нефть от воды. С помощью лазера это делается дистанционно и не нарушает экологию. Лазерное излучение позволяет отделить нефтяные фракции от воды, а затем существуют разные способы сбора уже отделенных фракций", - прокомментировал Опарин.

Также он отметил, что сейчас используются в основном оптоволоконные лазеры, для работы в арктических температурах они размещаются в специальных контейнерах, где поддерживается необходимый микроклимат.

Кроме того, по мнению эксперта, проблемой является еще и то, что о разливах в силу разных причин сообщают не всегда. Тогда возникает необходимость сначала найти нефтяные пятна, а потом уже передать координаты судну, которое ликвидирует последствия.

Обозреватель Александра Галактионова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"