Interfax-Russia.ru – Выставка "Иннопром-2015", прошедшая в Екатеринбурге в шестой раз, впервые привлекла другую страну в качестве официального партнера.
Промышленная выставка "Иннопром-2015" в Екатеринбурге в полной мере оправдала свой международный статус, заполучив официального зарубежного партнера, которым стал Китай. Под стенды китайских компаний была отведена, как минимум, половина одного из трех выставочных павильонов, а обсуждение сотрудничества между странами заняло существенную часть времени в деловой программе. Но, насколько полезным для российских компаний стало участие китайских партнеров, до конца не понятно.
Выставка "Иннопром", созданная в Екатеринбурге с нуля в 2010 году, под которую на болотах недалеко от аэропорта "Кольцово" построили огромный выставочный центр "Екатеринбург - ЭКСПО", все эти годы видоизменялась, искала себя и теперь, похоже, обрела окончательные очертания.
Выставочный центр достроен, к нему на Кольцовском тракте возведена еще одна полоса, чтобы избежать пробок. Кстати, в первый официальный день работы выставки пробок совсем избежать все равно не удалось, поскольку из-за визита премьер-министра РФ Дмитрия Медведева тщательно досматривали каждую въезжающую машину, что сильно тормозило движение. В остальные дни никаких затруднений с проездом не возникало.
На "Иннопроме" всегда присутствовали зарубежные делегации, но с этого года организаторы решили привлекать целые страны в качестве официального партнера выставки. Как заявлял перед открытием "Иннопрома" первый вице-премьер правительства Свердловской области Алексей Орлов, "выставку необходимо провести на таком уровне, чтобы страны-партнеры у "Иннопрома" были ежегодно".
"Нужно, чтобы мы соответствовали всем международным стандартам мероприятия такого уровня", - подчеркивал Орлов.
Видимо, это удалось, поскольку этот "Иннопром" еще не успел закончиться, а новый партнер на 2016 год уже нашелся. Правда, им оказалась тоже азиатская страна - Индия.
В этом же году Китай, находящийся в расцвете промышленного развития, представил свою продукцию. Так, одна из компаний, производящая поезда для скоростных железнодорожных перевозок, сделала симулятор с гигантским экраном и с креслом машиниста, сев в которое, можно попробовать управлять таким поездом. Вообще, как отмечалось на экспертной панели на тему высокоскоростных магистралей (ВСМ), которая стала одним из ключевых пунктов деловой программы "Иннопрома", Китай является мировым лидером по строительству ВСМ.
По данным, озвученным на экспертной панели первым вице-президентом ОАО "Российские железные дороги" Александром Мишариным, в мире насчитывается около 30 тыс. км высокоскоростных железнодорожных магистралей, из них 16 тыс. км – в Китае. "К концу года ВСМ в Китае будет порядка 20 тыс. км", - добавил Александр Мишарин.
В России же предполагается реализовать глобальный проект по строительству ВСМ "Москва-Пекин", которая пройдет через Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Челябинск, Астану и дойдет до Пекина. "На сегодняшний день это крупнейший проект в мире. По масштабам его можно сравнить с Суэцким и Панамским каналами", - подчеркнул первый вице-президент РЖД.
Проектирование данной ВСМ уже началось, пока на участке Москва – Казань. Как заявил на экспертной панели заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, в период строительства данного участка будет создано 80 тыс. рабочих мест, из них 45 тыс. - в сопутствующих отраслях.
"На стадии эксплуатации сохранится 30 тыс. рабочих мест, из них в сопутствующих отраслях 15 тыс.", - подчеркнул Алексей Цыденов.
По его словам, согласно мировому опыту, в регионах, где появляется ВСМ, зарплата жителей вырастает на 30-50% за счет повышения экономической активности.
Китай, обладающий огромным опытом строительства высокоскоростных магистралей, поможет России и консультативно, и материально. Так, Китай готов вложить в проект строительства ВСМ 300 млрд руб., из которых около 50 млрд руб. в виде взноса в уставный капитал компании, которая будет заниматься реализацией проекта, и еще 250 млрд рублей - в виде кредитов на 20 лет от китайских банков.
Кроме того, Китай готов инвестировать более 20 млрд юаней в пилотный проект по крупноузловой сборке многоцелевых вертолетов Ка-3211ВС. Как сообщил журналистам начальник департамента международного сотрудничества ГК "Ростех" Виктор Кладов на выставке "Иннопром-2015", пилотный проект предусматривает производство 20 машин Ка-3211ВС. После завершения пилотного проекта будет оцениваться емкость рынка и спрос на эту машину.
Многоцелевой вертолет предназначен для выполнения специальных поисково-спасательных и высотно-монтажных работ, транспортировки груза, эвакуации больных и пострадавших, тушения пожаров.
Также в рамках "Иннопорма" некоммерческое партнерство "ГЛОНАСС" и китайская госкорпорация Norinco подписали соглашение о сотрудничестве в сфере применения навигационных технологий ГЛОНАСС и Beidou. Совместный проект по оснащению транспорта, пересекающего границу России и Китая, навигационно-связным оборудованием, стартует в декабре.
Помимо этого, российские и китайские компании заключили еще ряд соглашений, начиная от создания бизнес-парка, заканчивая сотрудничеством в сфере производства медоборудования.
Несмотря на то, что на этом "Иннопроме" основное внимание было уделено сотрудничеству России и КНР, российские компании тоже заключали между собой соглашения и представляли новинки. Правда, промышленных сенсаций, какой, например, на прошлом "Иннопроме" стал трамвай R1, представленный "Уралвагонзаводом", не было, но интересные образцы техники все равно встречались.
Так, Уральская горно-металлургическая компания представила на "Иннопроме" макет в натуральную величину самолета L-410, выпускаемого предприятием Aircraft Industries (Чехия, на 100% принадлежит УГМК). Но посетители выставки смогли увидеть лишь корпус самолета, без крыльев. Как уточнили Interfax-Russia.ru на стенде компании, макет решено было сделать бескрылым, поскольку сами крылья сложно перевозить.
Институт электронных управляющий машин (ИЭУМ) им. И.С.Брука продемонстрировал бионические роботизированные экзопротезы. Инженер-разработчик НЭУМ Арсений Гусев рассказал Interfax-Russia.ru, что, если зарубежные аналоги стоит около 2-3 млн рублей, то стоимость отечественного составит менее 1 млн рублей. "Пока завершаются испытания, в 2016 году планируем начать выпуск", - отметил Арсений Гусев.
Разработчики космического скафандра "Орлан МКС" на "Иннопроме" представили его улучшенную версию. Космонавты смогут не только самостоятельно надевать новые скафандры, но и проводить все работы по их настройке и мелкому ремонту.
Не обошлось на "Иннопроме" и без "развлекательных" экспонатов. Например, одна из компаний представила говорящего робота, который запоминает людей и потом может их идентифицировать. Хотя остроумным роботам с прошлогоднего "Иннопрома", он уступал: у робота с этого "Иннопрома" были проблемы со слухом, отвечал он зачастую невпопад.
НПО "Автоматики" (Екатеринбург), разрабатывающее системы управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетной и космической техники, на своем стенде организовало комнату, где демонстрировался запуск ракетоносителя. Любой посетитель мог "запустить" ракету и увидеть ее полет до момента выхода на орбиту. Как сообщили представители компании, реальный полет ракетоносителя занимает 16-17 минут, в демонстрационной комнате он был сокращен в три раза.
Холдинг "Аэропорты регионов" представил свою компанию в необычном виде. Посетители выставки раскрашивали нарисованные самолеты, сканер считывал изображение, оно выводилось на большой экран, и эти самолеты начинали жить самостоятельной жизнью, летая в разные стороны.
В целом же задача организаторов провести "Иннопром" достойно удалась. Далеко не все идеально, но выставка переболела "детскими болезнями" в предыдущие годы и теперь, по оценке Минпомторга, входит в пятерку крупнейших выставок мира.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook