Точка зрения 22 января 2009 г. 15:30

Извиниться перед льготником

Interfax-Russia.ru – Власти Кургана принесли официальные извинения горожанам, пользующимся льготным проездом в общественном транспорте.

"Администрация города Кургана приносит свои извинения гражданам, пользующимся льготой в городском пассажирском транспорте, за причиненные неудобства при прохождении регистрации и приобретении купон-талонов на январь 2009 года", - сообщает пресс-служба администрации. Случай для Уральского федерального округа беспрецедентный. Возможно, единственный в новейшей истории России. Что же произошло в Кургане?

Вернемся в декабрь прошлого года. Тогда администрация города приняла решение реализовывать разовые проездные купон-талоны для льготников через нового оператора – Единый расчетный центр (ЕРЦ) "Прогресс". ЕРЦ предложил более выгодные условия продажи талонов. "Кроме того, "Прогресс" обладает возможностью вести электронную базу данных льготников, обратившихся за талонами на проезд. Таким образом, муниципалитет может учитывать реальное количество поездок по льготным билетам и, соответственно, корректировать сумму компенсации транспортным предприятиям, перевозящим эту категорию населения", - пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе администрации города.

Однако неучтенным остался один момент - в конце года в ЕРЦ граждане приходят, чтобы сверить показания оплаты услуг ЖКХ. В результате, чтобы добраться до окошка расчетного центра и приобрести талоны на январь, льготникам приходилось простаивать в очередях по нескольку часов, причем не только в помещениях, но и на улице. Возмущению граждан, среди которых много пожилых людей, не было предела. Поддержание общественного порядка потребовало вмешательства сотрудников органов внутренних дел.

Губернатор Курганской области Олег Богомолов на первом после новогодних каникул заседании правительства региона призвал городские власти не создавать проблему из мелочей, а открыть дополнительные пункты реализации талонов. Таких пунктов в городе всего 12, расположены они неудобно и их просто недостаточно. В начале этой недели депутаты думы Кургана решили объехать места реализации льготных билетов, чтобы проверить положение дел на месте.

"Очереди есть, они немалые, но создать электронную базу необходимо. На этот шаг администрацию города подтолкнула сложная экономическая ситуация, сложившаяся, как известно, не только в Кургане, в России, но и во всем мире. Мы вынуждены считать каждый рубль", - заявил по итогам объезда председатель постоянной депутатской комиссии по социальной политике думы Кургана Иван Камшилов. "Уверен, что теперь не будет махинаций с талонами. А я точно знаю, что они есть. Даже провел небольшое исследование, оно показало, что из всех пассажиров, которые пользуются услугами маршрутки, 48% - льготники. Откуда у нас столько льготников? Куда они едут? Ответ напрашивается сам собой. Водитель не в состоянии проверить наличие ветеранских удостоверений, лжельготники этим пользуются, скупают талоны у перекупщиков и ездят по ним на работу, в магазин и по другим делам. Такого быть не должно", - цитирует слова депутата пресс-служба аппарата главы Кургана и городской думы.

Но факт остается фактом: многие курганцы так и не сумели в январе реализовать свое право на льготный проезд. Директор департамента по управлению ЖКХ и благоустройству Кургана Юрий Коев пообещал, что на ближайшем заседании депутатской комиссии порядок выдачи купон-талонов будет пересмотрен. Планируется, что действие талона будет распространяться на весь календарный год, чтобы не создавать ажиотаж в конце и в начале каждого календарного месяца.

В Свердловской области монетизация льгот на проезд в общественном транспорте стартует через неделю, но, возможно, извиняться перед льготниками придется и здесь. Для областных льготников в регионе предусмотрена ежемесячная выплата в размере 275 рублей, для федеральных – 50 рублей в месяц. Пенсионеры без льгот, привыкшие ездить бесплатно, по пенсионному удостоверению, не получат ни копейки. Из 93 муниципальных образований области только в 13 территориях достигнута договоренность о введении единого проездного социального билета для всех трех категорий населения.

Причем стоимость билета варьируется даже внутри одного населенного пункта. Например, в Каменске-Уральском проездной для федеральных и областных льготников стоит 360 рублей, а для пенсионеров с городской пропиской – 340. При этом пользоваться льготным проездным в "час пик" нельзя. Почва для конфликтов налицо. Недовольство граждан наверняка вызовут неравные условия для выкупа проездного в разных территориях. В Ачите, где льготников меньше 2 тыс. человек, социальный проездной будут продавать им по 400 рублей, а в Нижнем Тагиле, где их почти в 50 раз больше, по 275 рублей. А в Краснотурьинске вообще решили пока сохранить льготу в натуральном виде. "В первом квартале этого года мы намерены продолжать работу по переходу к монетизации, чтобы не наломать дров, не рассорить тех, кто получит 275 рублей в месяц и тех, кто не получит ничего", - заявил на селекторном совещании по монетизации глава Краснотурьинского городского округа Виктор Михель. В Екатеринбурге, где проживает 340 тыс. льготников, решение о стоимости и форме проездного не принято до сих пор.

Беспокоит глав муниципальных образований и руководителей транспортных предприятий вопрос возможной нехватки средств на компенсацию проезда льготников Среднего Урала. Там, где льготникам предложат ездить за наличный расчет, пассажиропоток резко сократится. Одновременно транспортники лишатся муниципальной дотации за бесплатный провоз льготников. Там, где будет действовать социальный проездной, количество поездок по нему не ограничено и никак не учитывается. То есть учесть реальные расходы транспортников также невозможно.

"Мы надеемся, что в следующем году в общественном транспорте области появятся считывающие устройства для регистрации поездок льготников", - сообщил Interfax-Russia.ru председатель региональной энергетической комиссии (РЭК) Свердловской области Николай Подкопай. По мнению руководителя РЭК, это поможет транспортникам доказывать обоснованность тарифов на проезд и размер компенсации из бюджетов всех уровней, на которую они претендуют.

В Тюмени такая система уже работает. ОАО "Тюменская транспортная система" осуществляет функциональное сопровождение выпуска электронных проездных билетов, работы считывающих устройств, электронного учета и обработки информации. "Благодаря внедрению электронных проездных власти города получают полную информацию: сколько льготников воспользовалось транспортом, по каким маршрутам и в какие часы они чаще всего ездят, - пояснил Interfax-Russia.ru заместитель генерального директора компании Евгений Бусыгин. При этом сначала проездные карты были не именными, пассажиру требовалось предъявить документы, удостоверяющие право на льготу. Теперь, в течение трех лет, в городе будет идти процесс замены карт на именные билеты. Завершается перевод школьников и студентов города на проезд по электронным картам, но для них количество поездок лимитировано. В учебных заведениях устанавливаются терминалы, чтобы учащиеся, в случае необходимости, могли пополнять свои карточные счета. Задача на будущий год – отладить систему так, чтобы электронный проездной билет стал единым проездным документом для граждан. Только обычные пассажиры будут пополнять счет на карте самостоятельно, по аналогии со счетом на обслуживание мобильного телефона. "Несколько организаций города уже обратились к нам с просьбой эмитировать проездные карты для их сотрудников, чья работа связана с разъездами по городу. Руководители предприятий хотят получать исчерпывающую информацию о том, сколько поездок по служебной надобности совершили сотрудники", - говорит Бусыгин.

Внедрение такой системы – дело дорогостоящее. Но в конечном итоге она себя окупает. При этом льготникам не приходится стоять в очередях, а властям – приносить им свои запоздалые извинения.

Обозреватель Елена Глушкова

Фото ИТАР-ТАСС

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще