Точка зрения 8 июня 2011 г. 11:21

"Мертвая дорога" станет музеем

Interfax-Russia.ru – Попасть в лагерный пункт сталинской стройки N501 смогут посетители ямальского музея под открытым небом.

Барак, помещение для охранников, административное здание, кухня, баня, - словом, все, как в настоящем лагерном пункте, которых немало построили во время строительства железной одноколейной дороги Салехард-Игарка, или стройки N501, более известной как "Мертвая дорога".

"Музей под открытым небом поможет сохранить артефакты сталинской стройки, сделать их доступным для ямальцев и гостей округа", - отметил первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Владимир Владимиров на совещании, посвященном сохранению остатков стройки.

Дорогу, которая должна была соединить Ямал с Сибирью и, по сути, стать приполярным аналогом будущего БАМа, начали возводить сразу после войны. Строительство заморозили после смерти Сталина, хотя к этому моменту была завершена прокладка 800 км трассы из 1500 запланированных. Подробнее об истории строительства и упадка "объекта N 501" Interfax-Russia.ru рассказывал, когда небольшой участок "Мертвой дороги" стал культурным наследием Ямало-Ненецкого автономного округа.

Впрочем, как сообщает пресс-служба губернатора ЯНАО, тема сохранения памятников 501-й стройки обсуждается неравнодушными к истории гражданами довольно давно. "Со стороны жителей округа неоднократно поступали многочисленные предложения о необходимости сохранения объектов, разбросанных практически по всему Ямалу", - говорится в сообщении.

Целый ряд интересных объектов относительно неплохо сохранился и до сегодняшнего дня. Например, разъезд "Долгий" в Красноселькупском районе ЯНАО. Как сообщает служба по охране и использованию объектов культурного наследия округа "Наследие Ямала", в 2008 году сотрудники и студенты Тюменского государственного архитектурно-строительного университета обследовали территорию разъезда и пришли к выводу, что этот объект является наиболее ценным. Здесь стоит практически весь сохранившийся подвижной состав "Мертвой дороги".

Не меньший интерес, хотя и иного плана, представляют разъезды "Глухариный", "Щучий" и "Комариный". Лагпункт 501-й стройки N76 у разъезда "Глухариный": сохранились пропускной пункт, ограждение из колючей проволоки, штрафной изолятор, бараки, сторожевые вышки. Состояние сооружений в лагпункте "Щучий" сотрудниками Фонда охраны археологического наследия из Омска также признали удовлетворительным. Сохранился периметр из колючей проволоки, две смотровые вышки для охраны, четыре жилых дома, конюшня, пять бараков, огороженных двойной "колючкой" и штрафной изолятор.

Стоит отметить, что от разграбления и растаскивания эти и другие объекты 501-й стройки спасло то, что добраться до них очень трудно. Тем же омичам, чтобы обследовать лагпункты, пришлось пройти 159 км пешком по частично сохранившемуся железнодорожному полотну и преодолеть 136 мостовых переправ. Но сомнительно, чтобы обычный турист, желающий познакомиться с жизнью и бытом строителей сталинской дороги, смог и захотел повторить этот экстремальный путь.

Именно поэтому перед властями Ямала встал вопрос – как сохранить памятник истории. Участники совещания в правительстве округа решили – если турист не может добраться до интересующего его объекта, значит, сам объект необходимо приблизить к туристу. Идеальным вариантом в этом случае мог бы стать музей под открытым небом, расположенный в Салехарде. Новый музей объединит на одной территории комплекс помещений, обычных для сталинских лагерей. Экспозиция музея будет наполнена предметами быта заключенных и их охранников, собранными на руинах реальных лагпунктов, расположенных вдоль всей линии 501-й стройки.

Есть еще одна причина, которая заставляет ямальцев торопиться со сбором и сохранением артефактов "Мертвой дороги". Строительство автомобильной и железной дороги "Салехард-Надым".

"Любая деятельность человека, так или иначе, влияет на состояние окружающей среды и исторических памятников, - заявил Interfax-Russia.ru заместитель начальника управления культуры Надымского района Олег Мосиенко. – Я не говорю о сознательном вандализме строителей. Но человек не знающий истории дороги, неподготовленный, даже не поймет, что перед ним – лагпункт, а примет строения за обыкновенные бараки. И с легким сердцем разрушит их и использует как стройматериал или на другие нужды".

Надымчане решили "пройти свою половину пути" и исследовать дорогу по направлению к Салехарду. К сентябрю здесь подготовят экспедицию, призванную как следует изучить объекты 501-й стройки, находящиеся на территории района.

"Это не первая экспедиция. По дороге ходили специалисты-археологи, представители общественных организаций. Но эти исследования были точечными, бессистемными, - пояснил Олег Мосиенко. – У нас до сих пор нет полной информации по участку дороги на территории нашего района, по лагпунктам и другим объектам на пути. Нет привязки к спутниковым навигационным системам, или хотя бы к топографическим картам".

Как сообщили в информационно-аналитическом управлении администрации Надымского района, в начале сентября группа надымчан отправится за пределы города в сторону Салехарда для изучения объектов, оставшихся со времен возведения так называемой 501-ой стройки. В группу войдут представители администрации района, молодежь, краеведы.

Предварительно план маршрута уже намечен. Группа дойдет до территории Приуральского района и посетит 20 лагерных пунктов. В общей сложности участникам экспедиции предстоит преодолеть порядка 140 километров – пешим ходом и по воде. Те артефакты, которые экспедиция сможет доставить в Надым, пополнят экспозицию Музея истории и археологии города, посвященной этой странице развития Ямала.

"Мы пока не готовы сказать, каким будет наш музей "объекта N501". Мы обязательно представим на суд общественности выводы экспедиции, чтобы граждане могли принять участие в обсуждении решения. Возможно, удастся превратить в музей один из хорошо сохранившихся лагпунктов, если в перспективе к нему можно будет легко подвозить туристов. Возможно, мы все-таки остановимся на варианте музея под открытым небом недалеко от города, куда можно перевезти подлинные экспонаты и здания", - отметил заместитель начальника управления культуры Надымского района Олег Мосиенко.

Концепцию музея разрабатывают и в Салехарде. Разработка концепции и проектно-изыскательские работы займут около трех месяцев, так что к сентябрю уже будет какая-то ясность. Кроме того, проект разместят на сайте департамента культуры ЯНАО для того, чтобы все заинтересованные жители округа могли принять участие в его обсуждении. Предварительное название музейного комплекса – "ГУЛАГ N501".

Обозреватель Елена Глушкова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще