Урал / Точка зрения 18 июня 2009 г. 17:12

На полном скаку

Interfax-Russia.ru - Памятник знаменитому русскому рысаку Сорренто установят на Тюменском ипподроме.

В Тюмень Сорренто, лучший сын Реприза, купленного когда-то СССР за полтора миллиона полновесных тогда еще долларов США, попал, можно сказать, случайно. Питомец Кубанского государственного конного завода, единственный отечественный рысак, вошедший в десятку лучших в Европе, как и многие профессиональные спортсмены, не нашел себя по завершении спортивной карьеры. К тому же это завершение пришлось на начало 90-х годов прошлого века, когда и людям в России приходилась несладко, не говоря уже о рысаках.

Сначала Сорренто сдали в аренду финнам, потом он кочевал по российским конезаводам. Но надежды на племенное использование ветерана не оправдывались, и его перепродавали. А однажды даже обменяли на семена люцерны - по бартеру. В конце 2002 года семнадцатилетнего рысака в очередной раз продали и повезли в Северный Казахстан. Но под Ишимом Сорренто улыбнулось счастье. Его сумел выкупить директор Тюменского ипподрома. Свою жизнь лучшая призовая рысистая лошадь России закончила в мире и довольстве в конюшнях ипподрома.

"Мы похоронили Сорренто в центре бегового ипподромного круга в знак уважения к его достижениям, - рассказал Interfax-Russia.ru директор Тюменского ипподрома Иван Тестешев. - А в июле там же, в центре круга, установим ему памятник".

Появление памятника беговой лошади - это своего рода знак возрождения племенного коневодства на Урале. Еще до революции богатые промышленники и купцы не только держали собственных выездных лошадей, но и содействовали развитию конных состязаний на специально оборудованных площадках. Например, Тюменский ипподром был построен в 1871 году на деньги русских купцов Колокольникова, Колмакова, Колмогорова, Рассошных и немецкого купца Вардонера. В заездах участвовали только орловские рысаки.

Через 113 лет деревянные постройки "купеческого периода" пришли в окончательную негодность и ипподром реконструировали. Появились новые конюшни, павильон с трибунами. Появилась левада, огороженная, покрытая травой площадка для выгула лошадей, а также поля для выездки и конкура, манеж. Сегодня ипподром опять обновляется, но теперь это касается в первую очередь состава беговых лошадей.

"За последние три года мы поменяли почти 80% поголовья, - рассказывает Тестешев. - И уже получили качественный молодняк собственного завода. Это так называемые американизированные рысаки". Наряду с орловцами именно американские рысаки, появившиеся в России в конце XIX века, дали в результате скрещивания первых представителей русской рысистой породы. В 1928 году в СССР был принят целый план орлово-американского коннозаводства, а в 1949 году была признана самая молодая из рысистых пород - русский рысак. Кстати, Сорренто был именно русским рысаком.

Племенная работа принесла свои плоды - Тюменский ипподром, по словам Тестешева, входит в пятерку лучших ипподромов России, а тюменские рысаки и наездники считаются одной из сильнейших в Уральском федеральном округе командой. Но разведение и воспитание племенного рысака - дело, требующее больших затрат. "Губернатор нашей области, насколько может, поддерживает нас. В прошлом году помог с финансированием на закупку кормов, - говорит директор Тюменского ипподрома. - Но ипподром не нуждался бы в поддержке, а наоборот, приносил прибыль, если бы нам разрешили использовать тотализатор, принимать ставки на результаты бегов. В свое время Московский ипподром мог за счет тотализатора содержать Большой и Малый театр вместе с труппой!".

Не знаю, как насчет театров, а вот заводские конюшни, где ведется племенное разведение породных лошадей, наверняка получили бы дополнительный стимул к развитию. У ипподромов появятся средства, которые можно вложить в приобретение лошадей высокого класса, значит, появится спрос. А спрос, как известно, рождает предложение. Кроме того, орловская и русская рысистая - это национальное достояние, его необходимо не только беречь, но и приумножать.

Маточное отделение Курганского ипподрома, например, полностью рысистое. "У нас собраны матки орловской рысистой и русской рысистой породы, - рассказал Interfax-Russia.ru заместитель директора ипподрома Александр Дворянцев. - На днях мы получили 10 племенных кобыл и жеребцов-производителей от Локотского конного завода, он в Брянской области. А первые в этом сезоне бега прошли 6 июня, теперь все лето дважды в месяц будут устраиваться забеги рысаков". По словам Дворянцева, тотализатор значительно расширил бы возможности ипподрома по приобретению племенных лошадей, а также по организации соревнований высокого уровня. Кроме того, бега - это не рулетка, чтобы сделать верную ставку, утверждает Дворянцев, необходимо хорошо разбираться в качествах лошади.

"К сожалению, в девяностые годы интерес к бегам был во многом утерян. Сейчас он восстанавливается, но медленно, - говорит собеседник Interfax-Russia.ru. - Зимой мы сдаем ипподром в аренду под автомобильные гонки. Количество зрителей, наблюдающих за автогонками, и количество любителей конных состязаний, конечно, не в пользу лошади". Эту тенденцию пытаются сломить, вырастить новое поколение зрителей и болельщиков. В дни летних каникул на ипподроме проводят экскурсии для детей и подростков, организуют катания на лошадях.

В середине августа курганцы намерены провести межобластные соревнования рысистых лошадей. Бегам будет предшествовать оценка экстерьера орловских рысаков Уральского федерального округа, для этого в Курган приедут специалисты Всероссийского НИИ коневодства. А в октябре, под закрытие сезона, на ипподроме состоится международный чемпионат женщин-наездниц.

О строительстве собственного ипподрома задумались и в Свердловской области. Старый ипподром в центре Свердловска (ныне Екатеринбург) был закрыт еще в 1960 году, а на его месте выстроен Дворец молодежи. Решение о строительстве современного ипподрома было принято городскими властями еще в 2007 году. Определили и место - на берегу озера Шарташ, на территории будущего Итальянского квартала. Конезаводчики-энтузиасты связывают с появлением ипподрома большие надежды, ведь поклонники конного спорта на Среднем Урале есть. Но нет центра, вокруг которого велась бы планомерная племенная работа, нет возможности проверить качества своей лошади, не выезжая в другие регионы, а это не всем доступно.

А вот южноуральские любители лошадей могут ликовать - в Челябинске в эту субботу откроется современный конноспортивный комплекс. В честь открытия, под эгидой Федерации конного спорта России состоятся соревнования спортсменов из клубов Челябинской области. Как сообщает пресс-служба губернатора области, накануне соревнований комплекс посетил технический делегат Федерации, председатель комитета по конкуру, мастер спорта международного класса, тренер высшей категории Александр Варнавский. Он смотрел готовность объекта для проведения соревнований. По всем критериям оценки - размер манежа, наличие тренировочных полей, обустройство конюшен - южноуральский конноспортивный комплекс получил наивысший балл.

"С уверенностью могу сказать, что это первый в регионах России комплекс подобного уровня и только третий в стране. Два других находятся в Москве, - цитирует Александра Варнавского пресс-служба. - Честно сказать, я даже не ожидал увидеть что-то подобное. Здесь будет не стыдно проводить не только областные, но и российские, и международные соревнования". Кстати, такой сложный спортивный объект возвели менее чем за два года, а финансирование шло из областного бюджета. У челябинцев амбициозные планы - развивать конный спорт как один из олимпийских видов региона, выйти на российский и международный уровень соревнований.

Российское коневодство не раз останавливали "на полном скаку". Война с Германией, затем - гражданская война не щадили ни людей, ни коней. На фронтах империалистической войны погибло около 4,5 млн лошадей. Сохранением лучших представителей ценных пород занималась созданная в 1918 году Чрезвычайная комиссия по сохранению племенного животноводства. Тем не менее, с 1917 по 1925 год была почти полностью уничтожена уникальная Русская верховая (Орлово-Ростопчинская) порода. Во время Великой Отечественной войны только на фронте погибло 8 млн лошадей. Ипподромы, оказавшиеся в зоне оккупации, были полностью разграблены. Но всякий раз государство находило силы и средства для поддержки конных заводов. Надо бы найти эти силы и сегодня. Иначе от побед отечественных рысаков останутся, в лучшем случае, только память и памятники.

Обозреватель Елена Глушкова