Урал / Точка зрения 6 мая 2013 г. 16:16

Обломки тайны

Interfax-Russia.ru – Охотники нашли Ан-2, загадочно пропавший вместе с пилотом и 12 пассажирами почти год назад под Серовом.

Серовские охотники случайно разгадали тайну исчезновения Ан-2, который 11 июня прошлого года вместе с пассажирами вылетел с аэродрома Серова и не вернулся. Масштабные поиски с земли и воздуха продолжались более пяти месяцев, но не дали результата. Спустя 11 месяцев после исчезновения самолета местные охотники обнаружили его обломки вместе с останками всех 12 пассажиров и пилота всего в восьми километрах от взлетной площадки. Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию для выяснения причин авиакатастрофы.

Новость о находке самолета стала сенсацией. Несмотря на то, что поиски Ан-2 официально прекратили еще осенью, интерес к исчезнувшему самолету не затихал до сих пор. Продолжали появляться "свидетели" последнего полета Ан-2. Телефон пилота вдруг начал посылать sms, будто абонент снова в сети, причем сотовый оператор до сих пор не дал ответ, что это было - технический сбой или что-то иное. Жители Серова даже организовали инициативную группу, чтобы самостоятельно продолжать поиски самолета, как только потеплеет.

Идея с поисками Ан-2 казалась безрассудной, ведь в свое время ежедневно самолет пытались обнаружить до 1,4 тыс. человек и 331 единицы техники, в том числе до 13 самолетов и вертолетов. Ан-2 искали в радиусе 500 км: и в Свердловской области, и в соседних регионах. Тем удивительнее, что нашли обломки воздушного судна рядом с местом вылета. Однако, как заявляют в ГУ МВД по Свердловской области, нельзя упрекать спасателей, что они недостаточно интенсивно искали воздушное судно.

"Искали самолет вплоть до ноября 2012 года, прочесывая тайгу и проверяя все сигналы от местных жителей, и вот теперь, кажется, следы пропавшего "кукурузника" обнаружились", - отмечается в сообщении на сайте управления.

Там же подчеркивается, что "самолет упал в болото, обнаружить его даже охотникам, которые хорошо знают тайгу, оказалось непросто".

Местные жители подтверждают, что это действительно так. Самолет нашли в Катасминском болоте два местных охотника Сергей Скрябин и Александр Кузнецов. Сначала они решили, что показавшиеся им странными поваленные деревья повалила упавшая ЛЭП, но потом они поняли, что линии электропередачи в этом глухом месте быть не может.

"Они ходили по лесу и в сумерках вышли на холм, увидели что-то похожее на обломки. Подходить не стали, потому что уже стемнело", - рассказал Interfax-Russia.ru двоюродный брат Сергея Скрябина Дмитрий Скрябин, подчеркнув, что эти болота среди местных жителей считаются гиблым местом, где легко можно пропасть.

"Он (двоюродный брат - ИФ) позвонил мне, днем мы приехали на место. На навигаторе была отмечена точка, где находится самолет, но даже с этой точкой мы плутали больше получаса в радиусе 30 метров. С одной стороны видно этот самолет, с других сторон не видно. Я брату верю, но сомнение все равно возникло, что самолет там есть", - описывает поиски Дмитрий Скрябин.

По его словам, в какой-то момент сгоревшие обломки Ан-2 удалось обнаружить. И сразу же в нос ударил запах гари, несмотря на то, что самолет пролежал в этом месте все лето, осень, зиму и часть весны.

"Когда вышли на поляну, по коже пробежали мурашки. Жутко, гарью пахнет и людей жалко. Даже куртка пропахла гарью", - признался Дмитрий Скрябин.

Он рассказал, что кабина самолета почти полностью ушла в болото, примерно на одном квадратном метре – груда частично обгоревших черепов и костей. В полуметре от обломков самолета – обгоревшие деревья и кусты.

Теперь экспертам предстоит идентифицировать личности погибших с помощью ДНК-экспертизы. Найденные останки уже доставили в Екатеринбург. Исследование тел может занять одну-две недели. После этого останки передадут родственникам погибших для похорон. Также родственникам погибших по решению областного правительства будет выплачено по 1 млн рублей. Денежное поощрение ждет и охотников, нашедших обломки самолета.

Для вывоза же самих обломков самолета необходимо время, и пока не совсем понятно, как это вообще можно сделать. Пока же губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поручил проработать с авиакомпаниями вопрос поднятия обломков тяжелыми вертолетами.

В настоящее время всех интересует вопрос, почему произошла эта авиакатастрофа. Версии звучат разные. Источник в службах технического надзора Свердловской области, например, сообщил "Интерфаксу", что причиной катастрофы мог стать как отказ двигателя, так и популярная в тех местах забава "воздушной травли лис".

"Рассматривается версия отказа двигателя, поэтому двигатель будет отправлен в ближайшие дни на специальную экспертизу в Москву, однако есть и другая версия: среди пилотов малой авиации на Урале существует популярное развлечение - пугать диких зверей, чуть-чуть придавливая их колесами шасси. Не исключено, что участники полета также решили попугать лис", - отметил источник.

Также налицо и нарушение техники безопасности. Во-первых, взлет самолета был несанкционирован. В связи с пропажей ранее было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц). Расследование этого уголовного дела ранее было приостановлено в связи с тем, что самолет не могли найти, а теперь его вновь возобновили.

Во-вторых, по данным источника в службах регионального технадзора, по инструкции такой тип самолетов должны пилотировать одновременно два пилота, а пилотировал один.

Руководитель пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области озвучил агентству "Интерфакс-Урал" еще одну версию крушения: самолет мог идти на посадку, крылом зацепил дерево и упал носом вниз, сломав два дерева. "При падении самолет сложился, и, скорее всего, вспыхнуло топливо в бензобаках", - сообщил Валерий Горелых.

Согласно сообщению пресс-службы Уральского следственного управления СКР на транспорте, в настоящее время рассматриваются три основные версии крушения Ан-2, и ни одна из них не является приоритетной. Причиной крушения могла быть как техническая неисправность воздушного судна, так и ошибка пилотирования или ненадлежащие погодные условия.

Руководитель авиакомпании "Авиа-Зов" Олег Золин, в аренде которой находился Ан-2, также не выделяет приоритетную версию. "Пожар мог возникнуть как в воздухе, потому что на борту находилось столько людей, и уследить одному командиру, что они там делали, невозможно, так и на земле. Может быть любая причина. Гадать нет смысла", - заявил Олег Золин Interfax-Russia.ru.

Расследовать этот трагический авиаинцидент будет Международный авиационный комитет. Но работу специалистов усложнит тот факт, что аналог "черного ящика", установленный на разбившемся самолете, скорее всего, сгорел. "На таких самолетах в классическом понимании "черные ящики" не устанавливаются, их заменяют барографы, так называемые "высотописцы" с бумажной лентой. Чаще всего во время катастроф они сгорают. Здесь, скорее всего, произошло то же самое", - заявил "Интерфаксу" источник в службах технического надзора Свердловской области.

Но, по его словам, эксперты все же надеются, что на борту были альтернативные устройства, например, личный GPS пилота. "По правилам это (брать с собой в полет GPS - ИФ) запрещено, но большинство летчиков малой авиации это делают. И с такого устройства можно получить значительные сведения о произошедшем", - добавил источник.

Руководитель пресс-службы свердловского ГУ МВД РФ Валерий Горелых также подтвердил, что "черного ящика" на Ан-2 не было: "Так называемого "черного ящика" на Ан-2 не было, так что восстановить картину последних минут жизни людей пока не представляется возможным".

Несмотря на то, что самолет найден, вполне возможно, никто никогда в точности не узнает, что же произошло на борту тем вечером 11 июня.

Обозреватель Александра Качалова