Interfax-Russia.ru – В начинающемся учебном году общеобразовательным школам России предстоит выдержать жесткую конкурентную борьбу за учеников.
Первоклассники в Екатеринбурге (Свердловская область) нынче в цене. И не только потому, что это – будущее нашей страны. Новый "подушевой" механизм финансирования системы школьного образования устанавливает прямую зависимость между качеством обучения и количеством учащихся.
Как пояснили Interfax-Russia.ru в управлении образования администрации Екатеринбурга, теперь деньги в школу будут приходить "вслед за учеником". "Как в медицине. Чем лучше лечат врачи клиники, тем больше людей хотят у них вылечиться. Соответственно, и финансирование увеличивается, - отметила заместитель начальника управления Наталья Мезенцева. – Так и со школами. Чем выше спрос на образование в данном учебном заведении, тем выше его статус и финансирование".
По словам Натальи Мезенцевой, именно качество образования становится решающим фактором при выборе школы для все большего количества родителей. "По предварительным данным нашего исследования до 45% опрошенных нами родителей не связывают выбор школы с ее шаговой доступностью или ее расположением, - отметила она. – Например, в Верх-Исетском районе нашего города есть две внешне одинаковые школы - №6 и №29. Расположены рядом, буквально окна в окна. Более того, обе построены по одному типовому проекту. В каждой есть возможность набрать в первые классы по 175 человек. Но если в шестой школе столько и набрали, то в двадцать девятую подали только 19 заявлений". Разумеется, и оплата труда педагогов при такой разнице в рейтингах должна быть различной.
В администрации Екатеринбурга считают, что к концу 2011 года зарплата эффективных педагогов может приблизиться к сумме 23-24 тыс. рублей в месяц, при средней по городу 26 тыс. рублей. Но далеко не все будет зависеть только от квалификации учителя и его умения работать с детьми. Необходимы правильные управленческие решения со стороны руководства школы, и в этом – главный фактор риска для модернизации системы образования.
"Дело в том, что сейчас в условиях новой системы подушевого финансирования средства идут за количеством учеников образовательного учреждения. И там, где школы хорошо наполнены, заработная плата педагогов, будет выше, нежели в тех школах, где учеников меньше. Школы вступили в нормальную конкурентную ситуацию, - отметила начальник управления образования администрации Екатеринбурга Евгения Умникова. - Есть школы, которые эффективны, а есть школы, которые, к сожалению, малоэффективны. Это и есть та серьезная работа управленцев, которую надо делать, и мы ее будем делать".
Впрочем, это общая проблема для школ крупных городов Урала. "У нас в Челябинске вот уже несколько лет оплата труда педагогов рассчитывается, исходя из количества учеников и уровня квалификации учителя, - рассказали Interfax-Russia.ru в городском управлении по делам образования. – Но есть постоянные затраты, которые от количества учеников не зависят. Взять хотя бы расходы на содержание здания, коммунальные платежи и так далее. Они остаются постоянными, хоть сто учеников школа набрала, хоть тысячу". Именно поэтому малокомплектные школы становятся запредельно затратными для муниципальных бюджетов.
Власти Курганской области в этом году вынуждены были закрыть 41 малокомплектную школу. Как рассказал агентству "Интерфакс-Урал" начальник управления образования региона Анатолий Додонов, все школы закрывались только с согласия сельских сходов. "Только в одном из районов обратились с просьбой сохранить школу", - отметил он. К новому месту учебы школьники из закрытых учебных заведений будут добираться на специальных школьных автобусах, их в области уже более 300.
Курганские школы также переходят на новую систему оплаты труда и новый порядок финансирования. Но, как заявил глава региона Олег Богомолов, процесс этот достаточно сложный, в том числе и психологически.
"Мы понимаем, что перевод всех школ на отраслевую систему оплаты труда потребует времени - нужно предупредить, разъяснить, подготовиться. Период с 1 сентября по 1 ноября у нас "провисает". Мы увеличим премиальный фонд школам на эти два месяца, а с 1 ноября полностью переходим на отраслевую систему", - цитирует слова губернатора агентство "Интерфакс-Урал".
"Городские школы уже эту работу провели. В сентябре-октябре коллективы будут получать повышенную заработную плату за счет дополнительного премиального фонда, который составит порядка 20%", - сообщил глава региона на заседании областного правительства, посвященного школьным вопросам.
Практика нормативно-подушевого финансирования может ударить, прежде всего, по молодым учителям. По новым расчетам, средняя заработная плата директоров школ составит примерно от 17 до 28 тыс. рублей (в зависимости от категорий), учителей-стажистов - от 9 до 14 тыс. рублей. Но "ветераны образования" могут просто не дать им достаточной для нормального заработка нагрузки, опасаются власти Зауралья.
"Нужно будет подвинуться внутри коллективов", - отметил Олег Богомолов и поручил управлению образования региона вместе с профсоюзами исключить практику, когда молодой специалист, приходя работать в школу, получает нагрузку меньше единицы. Кроме того, в рамках модернизации образования зарплата курганских педагогов с 1 сентября 2011 года возрастет в среднем на 30% к уровню 2010 года (с учетом проведенной в июне индексации зарплат).
В администрации Тюменской области уверены, что новая система оплаты учительского труда будет стимулировать молодых специалистов работать с полной отдачей. "Если педагог может вести уроки не три часа в день, а пять, то он и заработает больше, - пояснила Interfax-Russia.ru заместитель директора департамента образования администрации Тюмени Ирина Редикульцева. – При этом важен не стаж работника, а его категория, то есть не количество отработанных в школе лет, а квалификация учителя".
В то же время, по ее мнению, в Тюмени есть школы, в которых обучаются 300-500 школьников. И для них необходимы дополнительные условия финансирования. "У нас есть небольшие школы, куда просто невозможно принять столько детей, сколько хотели бы там учиться, - пояснила она. – Поэтому для таких учебных учреждений разработаны повышающие коэффициенты финансирования".
Интересно отметить, что в Тюмени в этом году не решились отказаться от закрепления первоклассников за определенными школами. Преимущество при поступлении в первый класс по-прежнему имеют дети, живущие неподалеку от школы. "У нас в этом году 8 тысяч первоклассников сядут за парты, это для Тюмени очень много, - рассказала главный специалист отдела общего образования департамента Наталья Старых. – Поэтому мы решили пока сохранять систему микроучастков, закрепляющих за школой определенное количество новых учеников. И все равно есть школы, где открываются десять-одиннадцать первых классов".
По словам специалиста, главным фактором при выборе школы для ответственных родителей остается качество образования. "Очень часто стараются отдать детей в ту школу, где учились сами, или где прошли обучение старшие дети семьи", - отметила она. На втором месте для тюменцев – комфортные условия учебы.
"Огромным спросом пользуются новые, недавно построенные школы, такие как 92-я или 15-я. Причем родители готовы возить детей в эти школы издалека, - рассказала Наталья Старых. – На мой взгляд, это говорит о том, что люди привыкли к определенному уровню комфорта дома, на рабочем месте и стремятся обеспечить такие же комфортные условия для своих детей во время учебы".
Кстати, в понятие "комфортная среда обучения" входит и такой фактор, как безопасность учащихся. Например, в Екатеринбурге все школы города оснащены так называемой "тревожной кнопкой", в 52 учебных заведениях установлено видеонаблюдение, а в 11 объектах образования устроен вход через турникет, по специальным пропускам. Подобные меры вовсе не кажутся излишними, учитывая как опасность террористических актов в школах, так и "повышенно внимание" к детям со стороны маньяков-педофилов и других преступных элементов. Стоит отметить, что именно в Уральском федеральном округе, в городе Миасс Челябинской области местные умельцы разработали собственную систему опознания "свой-чужой" по отпечаткам пальцев и успешно установили ее в одном из детских садов города. Так что доступ в школы можно поставить под еще более жесткий контроль.
Но все-таки День знаний остается, прежде всего, праздником. В новом учебном году в России откроется 49 тыс. 558 школ, за парты сядут 13 млн школьников. От того, с каким багажом знаний они выйдут из школы во взрослую жизнь, зависит будущее нашей страны.
Обозреватель Елена Глушкова