Точка зрения 8 июня 2011 г. 15:10

Призрак взрывной волны

Interfax-Russia.ru – Южный Урал может стать третьим в России регионом, пострадавшим от взрывов армейских боеприпасов.

Изначально общественная комиссия во главе с уполномоченным по правам человека по Челябинской области Алексеем Севастьяновым ехала в Чебаркульский гарнизон для того, чтобы посмотреть, в каких условиях осваивают военную науку солдаты срочной службы. Условия комиссия признала хорошими, что и было зафиксировано в акте обследования.

"Не во всех квартирах и домах есть такие условия, как у "срочников" в Чебаркуле", - заявил Interfax-Russia.ru начальник отдела аппарата челябинского омбудсмена Юрий Шибанов. С организацией быта военнослужащих в военной части 89547 (командир – полковник Сергей Комбаров) действительно порядок. Во всяком случае, в том, что касается призывников, прибывших в часть в конце мая 2011 года.

"Все казармы переделаны по системе "кубрики". Кубрик состоит из двух комнат на 4 или 5 человек, имеется два туалета, умывальник, душевая кабина, все в исправном состоянии, вода есть холодная и горячая. Также в кубрике имеется комната для сушки одежды – вентиляция работает, трубы отопления горячие. По опросам за ночь просыхает вся одежда и обувь. В общей прихожей имеются шкафы отдельно на каждого проживающего. Во всех комнатах идеальный порядок", - отмечается в акте, составленном по итогам проверки. На руках у бойцов – сотовые телефоны, они могут общаться с родными, на питание также жалоб не поступило. В общем, служи себе да радуйся, занимайся физподготовкой и учи устав.

Но для некоторых военнослужащих срочная служба обернулась переломами, ранами и другими травмами. И дело не в дедовщине или межличностных конфликтах. Дело в полигоне, где до 1 декабря этого года необходимо закончить утилизацию старых боеприпасов.

Комиссия опросила несколько человек, находившихся на излечении в санитарной части гарнизона. И вот что выяснилось: бойцы, занятые на разгрузке и перегрузке подлежащих утилизации боеприпасов не соблюдают требования безопасности и получают травмы.

"Рядовые Титов, Быченко, Усманов – различные травмы ног – переломы пальцев ног и стопы, - говорится в акте проверки. – При выяснении причин получения травм, все военнослужащие сообщили о том, что "они сами нарушили технику безопасности", и поэтому травмировались при разгрузке ящиков со снарядами". На эту же причину – нарушение техники безопасности – указали еще несколько человек с гнойными ранами рук и ног.

Естественно, члены комиссии начали задавать неприятные вопросы командиру части полковнику Сергею Комбарову. По его словам, снаряды, предназначенные для подрыва на полигоне Чебаркуля, прибывают по железной дороге из разных регионов страны. "Получена информация о том, что снаряды для уничтожения приходят большими партиями – по 10 вагонов за один раз. У солдат есть план по разгрузке. Пришли вагоны – их надо разгрузить в этот же день", - говорится в акте комиссионного обследования военной части 89547.

Как заявил комиссии Комбаров, снаряды упакованы в деревянные ящики, причем некоторые были выпущены и уложены в эти ящики еще в 40-х годах прошлого века. Хранили боеприпасы также очень по-разному, да и времени прошло немало. Часть ящиков попросту сгнила. При разгрузке деревянная тара рассыпается в руках солдат, снаряды выпадают, отсюда и переломы, и раны.

Кстати, пострадавшие на разгрузке пациенты санчасти также подтвердили слова командира – травмы получили на работах по разгрузке и погрузке боеприпасов.

Травмы – это, конечно, неприятно. Но это сущие мелочи, если представить себе, что произойдет, если упавший на ногу солдата снаряд взорвется. А на путях в это время будет стоять 10 вагонов с боеприпасами. Хорошо, если снаряд без запала, тогда это попросту болванка. Но, по свидетельству командира части, отраженному в комиссионном акте обследования, "некоторые снаряды вполне могут взорваться и представляют особую опасность при транспортировке, тем более при падении". Кроме того, полковник Сергей Комбаров напомнил, что есть приказ – закончить утилизацию к началу зимы, Пока график соблюдается, изменять технологию работы со снарядами он не может. "Изменить технологию такелажных работ нет возможности, они люди военные и есть приказ, который они должны в соответствии с уставом исполнить", - сообщают члены комиссии, выезжавшей в Чебаркуль.

Между тем, мирным жителям окрестных населенных пунктов, как лицам гражданским, приказов героически погибнуть, но закончить утилизацию к 1 декабря, никто не отдавал. Нет таких полномочий у Минобороны РФ. Полномочий нет, а вот пострадать гражданское население может реально. По крайней мере, так считают члены общественной комиссии. "Эта ситуация (существующий порядок разгрузки снарядов – ИФ) представляет реальную угрозу и близлежащему городу Чебаркуль и деревням Непряхино, Верхние Караси и другим", - утверждается в проверочном акте. При этом общественники напоминают о трагических происшествиях на артиллерийских арсеналах Центрального военного округа, повлекших гибель людей и огромные материальные потери.

Напомним, 26 мая на 99 арсенале артиллерийских боеприпасов в поселке Урман (Башкирия) начался пожар. Снаряды начали взрываться, и хотя к утру 27 мая огонь удалось потушить, пострадали 12 человек. Двое жителей поселка пропали без вести. Как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" руководитель пресс-службы МВД по республике Башкирия Максим Родионов, пропала очень пожилая женщина, жившая в доме, разрушенном прямым попаданием осколка снаряда. Полицейские просеяли пепел и почву на месте сгоревшего дома, но останков женщины так и не нашли. Другой житель поселка в день взрыва выехал из дома на велосипеде и больше его никто не видел.

Через неделю, в ночь на 3 июня в Удмуртии на 102-м арсенале в поселке Пугачево произошел еще один пожар, сопровождавшийся взрывами снарядов. Пострадали 100 человек, 48 из них были госпитализированы, два человека погибли. Материальный ущерб подсчитывается, по предварительным оценкам руководства республики он составляет 1,5-2 млрд рублей.

Как заявил Interfax-Russia.ru начальник отдела аппарата челябинского омбудсмена Юрий Шибанов, также выезжавший в Чебаркуль, акт комиссионного обследования будет направлен руководству Центрального военного округа с тем, чтобы командование ЦВО могло обратиться в Минобороны. Комиссия рекомендует "немедленно обратиться в министерство обороны РФ с требованием прекратить работы по разгрузке и погрузке солдатами вручную без какой-либо защиты боеприпасов на полигоне Челябинского гарнизона, как представляющие угрозу жизни и здоровью и являющиеся веществами и боеприпасами".

Между тем, в ЦВО не видят особой опасности в работах на Чебаркульском полигоне. "Все работы постоянно контролируются командованием. Никакой угрозы взрыва быть не может, так как все боеприпасы приходят без детонаторов и не могут представлять опасности", - цитирует заявление пресс-секретаря командующего войсками ЦВО полковника Ярослава Рощупкина газета "Коммерсант".

Как бы там ни было, но с учетом трагических событий в Башкирии и Удмуртии жителям Чебаркуля и его окрестностей было бы куда спокойней, если бы утилизация снарядов на полигоне хотя бы временно прекратилась. Как это произошло на полигоне "Красный Адуй" под городом Березовский в Свердловской области.

Напомним, жители этого городского округа активно протестовали против ликвидации старых боеприпасов. Из-за взрывов по стенам домов пошли трещины, а в некоторых поселках начались подвижки газовых труб.

Как сообщили Interfax-Russia.ru в администрации города, протесты со стороны руководства городского округа и обращения, подписанные жителями Березовского, нашли отклик у губернатора Свердловской области Александра Мишарина и у полномочного представителя президента РФ в Свердловской области Николая Винниченко. Как сообщает газета "Березовский рабочий", в ответе губернатора сообщается, что "исполнительными органами государственной власти области приняты организационные меры, направленные на скорейшее решение данной проблемы". Кроме того, копия письма березовчан направлена в адрес военного прокурора ЦВО. Полпредство также направило обращение жителей города в прокуратуру военного округа.

Но главная радость – взрывы на полигоне прекратились. "По нашим данным, это произошло после ЧП в Башкирии и Удмуртии, - сообщила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь администрации городского округа Березовский Ольга Петренко. – На полигоне ожидают проверку на предмет безопасности".

Думается, такая проверка не помешала бы и Чебаркульскому полигону. Если опасения общественной наблюдательной комиссии окажутся беспочвенными – все, и военнослужащие, и гражданские, вздохнут с облегчением. А если нет – то лучше предотвратить ЧП, чем героически ликвидировать его последствия.

Обозреватель Елена Глушкова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще