Урал / Точка зрения 12 июля 2011 г. 20:45

Рукотворная молитва

Interfax-Russia.ru – Российские священнослужители осваивают опыт проповеди православия глухим на языке жестов.

Такого в Екатеринбургской епархии Русской Православной церкви (РПЦ) еще не бывало. На четыре дня Дом культуры Свердловского отделения Всероссийского общества глухих (ДК ВОГ) стал базой для первого в новейшей истории РФ учебно-методического семинара, посвященного проблемам проповеди православия глухим и слабослышащим людям.

В декабре прошлого года Священный Синод РПЦ принял "Рекомендации по организации пастырской, диаконической и миссионерской работы с глухими и слабослышащими". И уже в начале 2011 года по благословлению архиепископа Викентия в Екатеринбургской епархии начал работу Региональный учебно-методический центр по пастырскому, миссионерскому и социальному служению глухим и слабослышащим. Начал свою деятельность центра с семинара, организованного совместно с областным отделением Всероссийского общества глухих.

На этот семинар собрались православные священники, сурдопереводчики, неслышащие прихожане из различных городов России - Воронежа, Вятки, Зеленограда, Иваново, Кемерово, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ростов-на-Дону, Томска, Улан-Удэ, Хабаровска, Челябинска, Электростали.

"Мы шли к этому 10 лет, с апреля 2001 года. Именно тогда, 7 апреля в храме Трех Святителей прошла первая служба для людей с ослабленным слухом или совсем его лишенных. Все эти годы студенты духовной семинарии, ее выпускники, священнослужители духовно окормляют верующих, помогают им глубже понять Святое писание", - рассказал Interfax-Russia.ru иеромонах отец Виссарион (Кукушкин).

По его словам, службы и занятия в воскресной школе для глухих проходят на Уралмаше, в арендуемом епархией здании на улице Ильича, 50б. "Прошло 10 лет, и накопленным опытом служения глухим людям мы захотели поделиться со всеми, кто желает посвятить себя проповеди православия неслышащим чадам Божьим. 10 лет назад практически не было курсов по сурдопереводу, не было необходимой литературы, - вспоминает священник. – Поэтому в первый день семинара мы знакомили наших гостей с книжной выставкой "Я слышу вас, руки!". Ее основу составила специализированная литература из фондов Екатеринбургской духовной семинарии и общины глухих прихожан.

"Началась наша дружба и сотрудничество со Свердловским региональным отделением Всероссийского общества глухих удивительным образом, - вспоминает отец Виссарион. – На исповедь к игумену Донату пришел молодой человек, и выяснилось, что он глухой. Параллельно тогдашний председатель областного отделения Всероссийского общества глухих Тамара Кузнецова искала возможности организовать изучение основ православия для взрослых членов общества, воцерковить верующих". На занятия пришел о. Донат с помощником – выпускником духовного училища Игорем Кукушкиным.

Кузнецова родилась в семье глухих, но сама слышала и прекрасно владела языком жестов. Она была постоянным переводчиком и в воскресной школе, и на службах. Бессменным переводчиком стала и Раиса Егорушкина. Но очень скоро стало ясно, что для полноценного служения священникам тоже необходимо осваивать язык жестов. Кроме того, встал вопрос перевода библейских текстов, молитв, православной литературы на этот язык.

Русский жестовый язык глухих достаточно сложен. Он базируется на русском языке, но представляет собой отдельную лингвистическую систему, так что дословно переводить молитвы не возможно. Дело в том, что жестовый язык богат обозначениями конкретных вещей и действий. Но вот передать на нем обобщенные понятия, образные выражения достаточно трудно. Трудно, но возможно.

В самом начале своей деятельности уральцы получили большую помощь от Московской общины глухих, которая уже имела опыт проведения литургий с сурдопереводом. Также они обратились в Симонов монастырь и получили посылку с видеокассетами перевода богослужения. Позднее по крупицам нарабатывали собственный опыт. И через 10 лет таких трудов гости и участники семинара получили проверенные на практике рекомендации по адаптации сложнейших церковных текстов к языку глухих.

Опыт уральцев несомненно важен еще и потому, что верующим и священнослужителям было необходимо разработать новые жесты для передачи слов и выражений, используемый в церкви. Поскольку аналогичная работа велась не только в Екатеринбурге, но и в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, такие жесты появились. Однако в ходе семинара выяснилось, что в разных регионах России некоторые слова имеют различные жестовые аналоги. Даже такие распространенные, как Бог, Пасха, грех и исповедь. Сейчас необходимо обязательно унифицировать религиозные жесты и составить их словарь.

Участники семинара уделили большое внимание тому, как общаться с инвалидами по слуху. По мнению священнослужителей, окормляющих глухих, слышащему обывателю трудно понять психологию человека, который никогда в жизни ничего не слышал, поэтому очень важно разговаривать с инвалидами на их жестовом языке.

"Нам кажется, что слепота страшнее глухоты, но это иллюзия, свойственная здоровым людям, - утверждает отец Виссарион. – Слепота отделяет нас от вещей, мы не можем их увидеть. А глухота отделяет человека от другого человека, от всего мира, наполненного звуками. Если наш прихожанин оглох уже после того, как научился говорить, у него есть некий запас образов, связанный с тем временем, когда он еще слышал. В конце концов, он может молиться вслух. А если это инвалид с детства? Как ему творить молитву и не просто творить, а осознавать передаваемые жестами слова? Например, такие сложные понятия, как Троица, благодать?".

Чтобы показать все тонкости организации службы для глухих людей наглядно, для участников семинара и неслышащих прихожан в Храме-на-Крови совершили литургию с сурдопереводом.

Служба для глухих несколько отличается от обычной. И не только повторением слов на языке жестов. Священник служит лицом к прихожанам. И если адекватно перевести текст из Священного Писания невозможно, то его заменяют другим, который будет понятен наверняка. Даже певчие поют в определенном ритме, чтобы слова песнопения переводчик успевал передавать жестами.

Как сумели убедиться за 10 лет члены православной общины глухих и слабослышащих во имя св. Иоанна Кронштадского, участие в богослужениях помогает социализации и адаптации глухих, которые не только молятся, но отмечают вместе церковные праздники и дни рождения, ездят в паломнические поездки и играют в театрализованных постановках.

Подводя итоги семинара, его участники отметили, что у факультативного изучения языка жестов в духовных семинариях РПЦ есть большие перспективы.

В настоящее время студенты Екатеринбургской семинарии изучают факультативно русский язык жестов. В будущем без работы они точно не останутся. Ведь помимо Екатеринбурга православные общины глухих есть в Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском. Да и в других городах России наверняка есть неслышащие люди, нуждающиеся в рукотворных молитвах.

Обозреватель Елена Глушкова

Фото Михаила Глазкова