Урал / Точка зрения 1 июля 2011 г. 10:16

Скорости – зеленый свет

Interfax-Russia.ru – Скоростные железные дороги свяжут города Урала и превратят Екатеринбург в логистический центр мирового уровня.

Расстояние от Екатеринбурга до Кургана почти в два раза больше, чем от Екатеринбурга до Челябинска. Но на поезде до Кургана можно добраться за то же время, что и на автобусе до Челябинска.

Как рассказали Interfax-Russia.ru в пассажирском отделе ОАО "Свердловская пригородная компания" (СПК, перевозчик пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении Свердловской и Тюменской областей), ранее в зоне ответственности СПК было 11 электропоездов повышенной комфортности. Они связывали Екатеринбург с Курганом, Челябинском, Тюменью, Пермью, а также Тюмень с Омском. Скорость их движения была выше, чем у обычных электричек.

"Эти маршруты, в том числе Екатеринбург-Челябинск, были востребованы пассажирами. Но поскольку длина маршрутов электропоездов превышала 200 км, они получили статус поездов дальнего следования", - сообщила заместитель начальника пассажирского отдела СПК Ольга Кондакова.

В мае 2010 года СПК перестала обслуживать эти маршруты. Как сообщает официальный сайт компании, "в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД", следующие электропоезда повышенной комфортности, ранее обслуживаемые ОАО "СПК", с 29-30 мая 2010 года переданы в управление Уральскому филиалу ОАО "Федеральная пассажирская компания" (…) После передачи все решения по их назначениям или отменам принимаются этой организацией".

ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) – это дочерняя компания ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), предоставляющая услуги по перевозке пассажиров на дальние расстояния.

Между тем в Уральском филиале ФПК сообщили, что в настоящее время нет прямого сообщения между областными центрами Среднего и Южного Урала.

"Прямого сообщения поездов нашего формирования нет. Есть проходящие поезда нашего формирования (Уральского филиала ОАО "ФПК"): N 142/141 Екатеринбург-Симферополь, N 346/345 Нижний Тагил – Адлер, N 373/374 Тюмень – Баку. Процент от общего объема перевозок на этом участке примерно 4%, хотя такую статистику по этому участку мы не проводим", - рассказала Interfax-Russia.ru помощник начальника компании Юлия Байкова.

Представитель ФПК также сообщила, что документов о разработке проекта высокоскоростной магистрали по данному маршруту компания не получала.

Вместе с тем, на проблему развития пригородных и межрегиональных пассажирских перевозок в Уральском федеральном округе особое внимание обратил председатель правительства РФ Владимир Путин. Выступая на межрегиональной конференции партии "Единая Россия" в Екатеринбурге, он заявил, что хотел бы увидеть скоростное сообщение по маршруту Екатеринбург-Челябинск. Глава правительства призвал РЖД развивать скоростные перевозки пассажиров между этими двумя городами. "Такие планы у РЖД есть, мы их поддерживаем", - заявил он.

Между тем, по планам российского монополиста в сфере железнодорожных перевозок скоростные поезда на этом направлении должны появиться до 2020 года.

"Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года (утверждена распоряжением правительства РФ от 17 июня 2008 года) и Программой развития скоростного и высокоскоростного пассажирского сообщения до 2020 года предусмотрена организация скоростного движения Екатеринбург-Челябинск со скоростями 160-200 км/ч. Развитие данного проекта возможно на условиях частно-государственного партнерства", - сообщила Interfax-Russia.ru начальник отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций Свердловской железной дороги (филиал РЖД – ИФ) Оксана Буторова.

В то же время премьер-министр РФ Владимир Путин на партийной конференции также говорил о частно-государственном партнерстве, однако в контексте другой темы – создания в Екатеринбурге к 2013 году логистического центра международного уровня.

"Уже к 2013 году на базе транспортного узла в Екатеринбурге будет создан крупный логистический центр международного уровня. На этот проект планируется направить 12,3 млрд рублей, в том числе из внебюджетных источников – более 10 млрд рублей. В этой связи хотел бы подчеркнуть: мы будем привлекать серьезные частные инвестиции в инфраструктуру, готовы создавать для этого необходимые условия, использовать механизмы частно-государственного партнерства, возможности институтов развития", - заявил Владимир Путин.

При этом, как подчеркнул глава правительства, "принципиально важно, чтобы подобные проекты реализовывались на основе четких и понятных категорий, таких, как рентабельность, экономическая отдача, окупаемость вложенных капиталов, чтобы частные инвесторы, заявляющие о готовности войти в такие инфраструктурные проекты, строго исполняли свои обязательства".

Кроме того, глава правительства заявил, что государству вообще предстоит "серьезно увеличить возможности железнодорожного транспорта в Уральском федеральном округе". "Особый приоритет - в организации межрегиональных и пригородных пассажирских перевозок", - подчеркнул он.

Владимир Путин не первый раз обращается к вопросу создания скоростных железных дорог. Осенью прошлого года во время посещения ООО "Уральские локомотивы" в Верхней Пышме (Свердловская область) он заявлял, что России необходима программа развития скоростного движения.

"Нам нужно будет совместно с компанией "Российские железные дороги", с регионами РФ и правительством РФ поставить на нормальную экономическую базу программу скоростного железнодорожного движения в России", - сказал премьер. Глава правительства также отметил, что эта программа должна быть связана с подготовкой железнодорожного полотна, производством достаточного количества рельс и подвижного состава.

Тогда же на предприятии премьер-министру презентовали проект производства электропоездов "Ласточка" - состав будут использовать для пассажирских перевозок в олимпийском Сочи, а затем планируется оснастить этим поездом и другие пригородные пути сообщения. Технологии четвертого поколения позволят этому составу развивать скорость до 160 км/час.

К настоящему времени ОАО "РЖД" и "Сименс АГ" подписали контракты на поставку 54 таких поездов, а в будущем дополнительно в России планируется произвести 1200 вагонов для "Ласточки".

Т.е. сейчас в Уральском федеральном округе есть все возможности для производства скоростных электропоездов, есть также разработанная программа развития скоростных железнодорожных магистралей. И, судя по всему, первыми пунктами назначения новых поездов станут Екатеринбург и Челябинск.

"Организация скоростного сообщения между Челябинском и Екатеринбургом позволит создать для пассажиров более привлекательные условия, как с точки зрения увеличения комфортности и безопасности пассажирских перевозок, так и с точки зрения сокращения времени в пути и наиболее удачного времени отправления и прибытия пассажиров", - сообщила Interfax-Russia представитель Свердловской железной дороги Оксана Буторова.

Скоростным поездкам дан зеленый свет на высшем уровне государственной власти. Теперь необходимо, чтобы в регионах в полной мере оценили преимущества этого проекта и подключились к его реализации.

Обозреватель Елена Глушкова