Урал / Точка зрения 21 октября 2009 г. 16:05

Следствием установлено - убийство

Interfax-Russia.ru - Начальнику Главного управления ФСИН по Челябинской области Владимиру Жидкову предъявлены обвинения по четырем статьям УК РФ.

Больше года назад, 31 мая 2008 года в колонии №1, расположенной в городе Копейске (Челябинская область) произошло столкновение между сотрудниками исправительного учреждения и заключенными. В результате сотрудники колонии попали на больничную койку, а четверо заключенных - в могилу.

Вот как выглядела первоначальная версия случившегося. 30 мая в транзитно-пересылочный пункт колонии прибывают четверо осужденных, жители Тюменской области и города Воронежа. Утром 31 мая во время прогулки они нападают на сотрудников администрации учреждения и причиняют пятерым из них телесные повреждения различной степени тяжести. К нарушителям применены спецсредства - резиновые палки и наручники. А вечеру состояние здоровья осужденных внезапно ухудшается, и все четверо умирают.

Как заявлял тогда по горячим следам ЧП первый заместитель начальника ГУФСИН по Челябинской области Олег Канашов, в процессе этапирования в Нижневартовске и Тюмени несколько осужденных общались с криминальными авторитетами и получили "определенный инструктаж" с целью призвать заключенных к бунту. Он также сказал, что до тех пор, пока не будут готовы результаты экспертизы, невозможно говорить точно о причинах внезапной и одновременной смерти четырех заключенных. "Необходимо сделать химический анализ крови, который прольет свет на их загадочную смерть. Возможно, они что-то приняли. Мы получили характеристики на них по месту проживания. Каждый характеризуется отрицательно, есть несколько приводов в милицию, все они вели асоциальный образ жизни, в течение нескольких лет употребляли наркотики", - отметил замначальника ГУ ФСИН.

В свою очередь, следственное управление СКП РФ по Челябинской области сообщило, что для выяснения обстоятельств дела в колонии назначены судебно-медицинские экспертизы и другие необходимые следственные действия. По информации следственного управления, при осмотре трупов четырех заключенных обнаружены многочисленные ссадины и кровоподтеки. По данным управления, столкновение произошло, когда заключенных вывели на прогулку, при проведении неполного личного обыска. После чего заключенные напали на конвоиров с лезвиями и заточками. Сотрудники колонии воспользовались резиновыми палками и рассадили бунтарей по разным камерам. "С 17 часов до 18 часов 15 минут 31 мая инспектор, осуществляющий надзор на данном посту, заметил ухудшение самочувствия осужденных и вызвал медработника. Медицинская помощь оказалась безрезультатной, осужденные умерли", - говорилось в сообщении агентства "Интерфакс-Урал" со ссылкой на информацию следственного управления.

В июне 2008 года было возбуждено уголовное дело по статье 286 части 3 п.п. "а", "б", "в" УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, с применением оружия или специальных средств, с причинением тяжких последствий), и 4 уголовных дела по статье 111 часть 4 (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего). Кроме того, по факту неповиновения сотрудникам исправительной колонии следственный отдел по городу Копейск возбудил уголовное дело по ст. 321 ч. 3 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенные организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни и здоровья).

Бунты заключенных на Урале, да и в России вообще - не редкость. Например, осенью того же года массовые беспорядки произошли в Кировградской воспитательной колонии (Свердловская область). Причем начались они с того, что двое осужденных избили младшего инспектора отдела режима в ответ на замечание по поводу нарушения распорядка дня после команды отбой. Поэтому первоначальная версия - о "заключенных-беспредельщиках", накинувшихся на конвоиров с заточками, выглядела вполне правдоподобно. Тем более что трое из пяти пострадавших от действий осужденных конвоиров были госпитализированы с сотрясениями головного мозга, гематомами, резаными ранами рук.

Однако уже в середине июня прошлого года правозащитники выдвигают свою версию: четверо заключенных были до смерти избиты из-за того, что не захотели подчиниться незаконным требованиям администрации колонии. "Заключенные умерли от травм. Мы видели трупы в морге, на них живого места нет. На спинах, ягодицах, ногах сильные следы побоев, в некоторых местах кожа отслаивалась от мышц. Мужчин забили до смерти во время так называемой психологической и физической ломки вновь прибывших заключенных", - заявляет руководитель свердловской общественной организации "Правовая основа" Алексей Соколов на пресс-конференции в Челябинске. Основываясь на беседах с бывшими заключенными копейской колонии, Соколов утверждает, что в это учреждение привозят осужденных из других колоний на физическую и психическую "обработку". Кстати, в 2009 году самому правозащитнику пришлось на себе испытать условия содержания заключенных в СИЗО - он был арестован по подозрению в участии в разбойном нападении.

У следствия были свои основания не доверять версии нападения на сотрудников колонии. Как сообщила агентству "Интерфакс-Урал" 3 июля 2008 года старший помощник руководителя следственного управления при СКП РФ по Челябинской области Елена Калинина, суд удовлетворил ходатайство следствия об аресте восьми сотрудников колонии, дежуривших в тот день и участвовавших в подавлении бунта вновь прибывших заключенных. "Решение об обращении в суд с ходатайством об аресте подозреваемых следствием принято, исходя из обстоятельств дела, необходимостью соблюдения прав потерпевших, свидетелей, а также тяжести и особой тяжести преступлений ", - сказано в сообщении следственного управления. Тогда же следственными органами было высказано предположение, что руководство ГУ ФСИН пытается сгладить вину своих сотрудников за случившееся. "Вместо самой критичной оценки действий подчиненных, выявления истинных причин и условий, приведших к столь трагическим событиям, руководители ГУ ФСИН по Челябинской области пытаются дискредитировать следствие и сгладить свою ответственность за случившееся", - отмечалось в сообщении.

И потянулись следственные будни. В конце июля по делу о бунте в колонии Копейска взят под стражу начальник оперативного управления ГУ ФСИН по Челябинской области. В конце октября дело дальнейшего расследования передано в следственный отдел СКП РФ по Уральскому федеральному округу "в связи с тем, что данное дело имеет повышенный общественный резонанс, а также в связи с тем, что оно сложно в расследовании", - сообщил агентству "Интерфакс-Урал" представитель ведомства. Срок содержания в СИЗО продляли, а в сентябре 2009 года Следственный отдел СКП РФ по УрФО сообщил о завершении расследования уголовного дела. К этому моменту, по информации ведомства, по делу проходили уже 16 обвиняемых - это сотрудники и начальник исправительной колонии, а также руководитель оперативного управления ГУ ФСИН по Челябинской области. Потерпевших тоже прибавилось, их теперь насчитывалось 12 человек, включая четверых погибших заключенных. Судебно-медицинская экспертиза установила, что они скончались от посттравматического шока в результате кровоизлияния в мягкие ткани.

Между тем позиция прокурора Челябинской области Александра Войтовича по этому делу, сформировавшаяся в ходе расследования, была однозначной - фальсификация. "А фальсификации были с самого начала. Как выяснили следователи, не было никаких заточек и супинаторов. Просто был кураж у сотрудников колонии. Мы даже сразу проверили их на наличие алкоголя и наркотиков", - цитирует слова прокурора "Интерфакс-Урал". По его мнению, вся первоначальная версия о том, что якобы сотрудникам колонии пришлось защищаться дубинками от напавших с заточками заключенных, была придумана самими конвоирами и их руководством. "Мне сообщили об этом только в 10 часов вечера, а заключенные скончались поздно днем. Хотя о таких инцидентах должно сообщаться сразу же. У всех фигурантов дела было достаточно времени, чтобы придумать версии", - подчеркнул Войтович.

Накануне официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин сообщил агентству "Интерфакс", что начальнику ГУ ФСИН по Челябинской области Владимиру Жидкову предъявлено обвинение за то, что он скрыл факт убийства четырех осужденных сотрудниками колонии города Копейска. По данным СКП РФ, не было никакой попытки "дестабилизировать обстановку в учреждениях пенитенциарной системы региона", как заявляло руководство южно-уральского ГУ ФСИНа. "Следствием установлено, что 31 мая прошлого года сотрудники колонии № 1 города Копейска Челябинской области совершили жестокое убийство четырех осужденных. Прибывший на место происшествия Владимир Жидков решил организовать укрывательство подчиненных ему сотрудников колонии в этом преступлении", - заявил Маркин.

По его словам, именно по приказу Жидкова сотрудники колонии уничтожили следы совершенного преступления. А потом представили дело так, будто это заключенные напали на них. "С этой целью сотрудники колонии причинили друг другу телесные повреждения, повредили форменную одежду, а также подготовили пакет фиктивных документов в подтверждение заведомо ложного доноса о применении насилия в отношении представителей администрации", - сказал представитель СКП РФ. Несоответствующие действительности сведения об обстоятельствах гибели осужденных в официальном порядке были доложены и руководству ФСИН России. Жидкову предъявлено обвинение по четырем статьям УК РФ: "укрывательство преступления", "злоупотребление должностными полномочиями", "служебный подлог", "организация заведомо ложного доноса".

Он уже допрошен в качестве обвиняемого. В качестве меры пресечения для него избрана подписка о невыезде.

Обозреватель Елена Глушкова