Interfax-Russia.ru – Уральский федеральный университет запускает новую модель инженерного образования. В подготовке специалистов вновь будут активно участвовать и предприятия.
Проблема нехватки квалифицированных "технарей" с высшим образованием, которых не пришлось бы переучивать, особенно актуальна для Уральского федерального округа, где сосредоточено большое количество промышленных предприятий. Поскольку выпускники вузов заинтересованы в работе, а работодатели – в грамотных специалистах, Уральский федеральный университет (УрФУ) намерен изменять образовательные стандарты с учетом требований, которые компании предъявляют к будущим работникам. Предприятия же, в свою очередь, предоставят свои площадки, где студенты могли бы проходить практику.
Все новое – хорошо забытое старое. Так, в советские времена взаимодействие между предприятиями и образовательными учреждениями было налажено, а образование считалось одним из лучших в мире. Затем, в перестроечные годы, связь оказалась потеряна, качество образования снизилось. "Большая часть вузов "просела" за годы, инженерные кадры готовятся из рук вон плохо, поскольку произошел разрыв между подготовкой специалистов и реальным производством", - сообщил Interfax-Russia.ru президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
Вместе с тем, как рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Урал" ректор УрФУ Виктор Кокшаров, требования к инженерным кадрам постоянно возрастают. "Бизнес говорит, что ему нужны другие люди, которые приходят на производство и сразу в него вливаются, которые обладают практическими навыками. С другой стороны, бизнес не готов вкладываться в это, ждет от государства, что оно будет тратиться", - заявил ректор.
Правда, он отметил, что существуют и другие примеры: "Есть ведь те предприятия, которые это прекрасно понимают и вкладываются в инженерную подготовку. И государство тоже запускает целый ряд программ".
Собственно, поэтому УрФУ и осуществляет апгрейд советской модели обучения инженеров. "Достижения в советской школе инженерного образования были, их нельзя отрицать. Лучшее из этого должно войти в новую модель", - сообщил Interfax-Russia.ru проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета Даниил Сандлер.
По его словам, одним из самых существенных недостатков современного инженерного образования является небольшое количество практик и лабораторных работ, которые выполняют студенты. Объясняется это тем, что в течение почти двух десятилетий вузы испытывали нехватку финансирования и не могли обновлять свою материально-техническую базу, и, соответственно, за эти годы снизились количество и качество практики.
Сейчас у УрФУ есть возможность изменить ситуацию. "Образовательные стандарты дают значительную свободу. Мы в рамках этой свободы хотим существенно увеличить практикоориентированность инженерной подготовки", - отмечает Даниил Сандлер. Он подчеркивает, что практики у студентов третьего-четвертого курса будет больше, чем теории. Основные теоретические знания будущие бакалавры, магистры и специалисты получат на первых двух курсах.
В университет приходят преподавать специалисты-практики, а некоторые компании даже планируют открыть базовые кафедры и финансировать их. Предприятия разрабатывают профессиональные стандарты, в которых прописывается необходимая квалификация молодых специалистов, а университет на основе этого готовит образовательные стандарты.
"В итоге мы должны выдать результаты обучения, соответствующие профессиональным стандартам. Профессиональные стандарты разрабатывают работодатели, но мы им помогаем. Формально образовательные стандарты должен разрабатывать университет, но здесь тоже помогает работодатель", - поясняет суть новой модели Даниил Сандлер.
Он подчеркивает, что, хоть университет и будет опираться на заказ предприятий, также и "думает о студентах", то есть даст им хорошую фундаментальную подготовку.
Если теоретическая подготовка остается преимущественно за университетом, то в практической части компании могут активно участвовать. Так, студенты УрФУ будут проходить практику в учебных центрах, созданных на базе предприятий.
Один такой центр действует на ФГУП "НПО Автоматики" (предприятие занимается разработкой и изготовлением систем управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетной и космической техники). К сентябрю следующего года Уральская горно-металлургическая компания планируется запустить шестиэтажный учебно-лабораторный корпус, где будут готовить бакалавров и магистров-инженеров.
Здание учебного корпуса уже возведено, идет отделка. На сегодняшний момент ведется подготовка учебной части, в том числе новых образовательных стандартов и программ. На создание современной материально-технической базы университет потратит около 150 млн рублей. Помимо этого, будущие металлурги получат возможность обучаться непосредственно на действующем металлургическом производстве УГМК - "Уралэлектромедь".
Похожая модель, только в сфере среднего профессионального образования, уже показала свою эффективность. Вице-президент союза промышленников и предпринимателей Свердловской области Марина Вшивцева привела в пример учебный центр на базе металлургического техникума Первоуральска, созданного Первоуральским новотрубным заводом (ПНТЗ, входит в Группу ЧТПЗ). Ранее агентство "Интерфакс-Урал" сообщало со ссылкой на акционера ОАО "ЧТПЗ" Андрея Комарова, что в создание центра будет вложено 200 млн рублей, за три года планируется подготовить 700 специалистов экстра класса.
"УрФУ продолжает эту линию, только в высшем образовании", - сообщила Interfax-Russia.ru Марина Вшивцева. Она отметила, что участие бизнеса в образовательном процессе будущих инженеров просто необходимо. "Инженер-технолог не может быть самим по себе, а должен специализироваться на химических или металлургических процессах. Особенности должны формироваться на основе профессиональных стандартов, которые предприятия за собой закрепляют", - заявила Interfax-Russia.ru Марина Вшивцева.
Она сообщила, что сегодня практически все предприятия имеют свои учебные центры, которые занимаются адаптацией молодых специалистов. "Никто молодого инженера не бросает сразу на производство, это и невозможно", - говорит Марина Вшивцева. Но сотрудничество вузов и предприятий позволит сократить период адаптации молодого специалиста.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков также подчеркивает, что инженеры должны хорошо понимать производство, только тогда можно создать что-то новое, усовершенствовать существующее.
"Необходимо обеспечить связь между государственно-производственными корпорациями и ведущими вузами, заинтересовать частный бизнес, чтобы он был ближе к вузовской науке", - считает Сергей Комков.
Собственно, УрФУ именно это и пытается делать, но процесс небыстрый. "Определенный скачок в инженерном образовании произойдет в следующем году, когда будет введен центр на базе УГМК. Но на этом революция не заканчивается", - говорит проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ.
Обозреватель Александра Качалова