Урал / Точка зрения 30 декабря 2013 г. 10:22

Врачи онлайн

Interfax-Russia.ru - Система, позволяющая врачам прямо во время операций консультироваться с коллегами из других городов, появилась в больницах Ямала.

Благодаря современным технологиям, ямальские врачи в сложных ситуациях смогут прибегнуть к помощи коллег из других больниц, а жители Ямало-Ненецкого автономного округа скоро смогут побывать на приеме у врача, не выходя из дома. Системы удаленного консультирования уже используются в операционных двух больниц, а первый на Ямале кабинет онлайн консультаций врачей заработает с 2014 года.

Система удаленного консультирования, предназначенная для оказания высококвалифицированной неотложной и плановой медицинской помощи, есть в больницах Губкинска, Муравленко и Салехарда.

По данным пресс-службы департамента здравоохранения ЯНАО, подобное нововведение особенно важно для Ямала, где мало дорог. Кроме того, система удаленного консультирования является хорошим помощником для врача в сложных ситуациях, когда он сталкивается с редким заболеванием.

Заместитель главврача по медицинской части Губкинской городской больницы Виктор Демчук рассказал Interfax-Russia.ru, что система представляет собой робота на колесах, который может ездить по заданию дистанционно расположенного центра, позволяет показать пациента со всех сторон, послушать сердце, легкие, записать электрокардиограмму и провести ультразвуковую диагностику.

"Система будет применяться, когда появится пациент с неясным диагнозом. Есть вопросы, которые не можем решить, просим консультации другого медицинского учреждения. На том конце собирается консилиум, устанавливается телесвязь, в том числе с роботом", - рассказал Виктор Демчук.

Сейчас для этого используются возможности телемедицины.

"То есть, по отдельному каналу мы связываемся с тем учреждением, с которым хотим проконсультироваться. Например, институт Бакулева в Москве или институт Бурденко. Качество связи оставляет желать лучшего, но речь слышали очень хорошо. Мы докладывали им о пациенте, они делали свои выводы", - пояснил Виктор Демчук.

В больнице города Муравленко консультациями решили не ограничиваться и уже провели две операции при дистанционном присутствии врачей из больницы Салехарда. Так, в проведении операции на брюшной полости коллегам из Муравленко помогал заведующий отделением эндоскопии Салехардской окружной клинической больницы Игорь Бабин.

"Консультирование проходило в режиме онлайн. Проблем со связью не возникло. В окружной больнице уже установлена управляющая станция, и теперь мы готовы оказывать дистанционную помощь всем врачам округа в выполнении технически сложных этапов в проведении операции", - подчеркнул Игорь Бабин, слова которого приводятся в сообщении пресс-службы департамента здравоохранения ЯНАО.

В дальнейшем врачи муравленковской больницы будут использовать "робота-консультанта" для обучения врачей, для создания медицинского видеоархива и для проведения врачебных комиссий.

"Мы хотим проводить расширенные консилиумы и консультации с участием главных специалистов округа прямо в палате пациента", – отметил также завхирургическим отделением больницы Муравленко Дмитрий Чалков.

Начальник медицинской информационно-аналитической службы Салехардской окружной клинической больницы Алексей Титаренко сообщил Interfax-Russia.ru, что во время проведенных операций перебоев со связью не было, но даже если они и произойдут, то это не страшно.

"Если связь прервется, то ничего страшного, поскольку манипуляции выполняются только специалистами удаленной больницы", - подчеркнул Алексей Титаренко.

Он добавил, что сам момент установления связи между двумя лечебными учреждениями занимает около одной минуты.

"Врачи говорят, что нуждаются в консультации, специалисты договариваются, в какое время они могут проконсультировать. Они включают свое оборудование, мы свое. В течение минуты связь устанавливается", - подчеркнул Алексей Титаренко.

По его словам, единственным недостатком системы является невысокое качество изображения.

Пока одни врачи осваивают новые технологии, специалисты окружного центра медицинской профилактики готовятся открыть виртуальный прием. Жители округа с 2014 года смогут получить консультации эндокринолога, стоматолога, терапевта, психолога и других специалистов по интернету. Виртуальный прием будут вести доктора и кандидаты наук, врачи высшей категории.

Главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения ЯНАО "Центр медицинской профилактики" Сергей Токарев заявил, что в других регионах такая методика уже применяется, но для Ямала она в новинку.

"В идеале, консультации будут проходить именно в режиме онлайн, то есть специалист будет постоянно на связи, в интернете, но не сразу. Для начала наладим консультации офлайн, то есть будет поступать вопрос, мы ответим обратившемуся в течение дня. Но специалист обязательно будет отслеживать вопросы, и, если ситуация требует срочного ответа, то мы в течение буквально нескольких минут постараемся связаться с обратившимся либо по электронной почте, либо по телефону", - сообщил Сергей Токарев Interfax-Russia.ru.

Главврач подчеркнул, что такому пациенту дается рекомендация срочно обратиться к врачу, не исключено, что вскоре специалисты будут оповещать о таких случаях учреждения здравоохранения.

"Но, прежде всего, онлайн консультации направлены на профилактику заболеваний, на помощь по отказу от вредных привычек. Может возникнуть вопрос, не перестанут ли люди ходить в поликлинику. Мы считаем, что, конечно, нет, потому что мы наоборот обратим внимание наших граждан на симптомы, которые могут указывать на болезнь", - сообщил Сергей Токарев.

По его словам, консультации по интернету – идеальный профилактический инструмент, особенно с учетом специфики региона, когда в том или ином поселке нет узкопрофильного специалиста. Тем не менее, и традиционный поход к врачу никто не отменял.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"