Interfax-Russia.ru – Сотрудники органов внутренних дел, попавшие под сокращение, не должны пополнить ряды криминалитета, считают в МВД.
Масштабное сокращение штатов ждет подразделения МВД: из рядов милиции может быть уволен каждый пятый сотрудник. От того, как сумеют устроить свою дальнейшую жизнь правоохранители, попавшие под сокращение, во многом зависит повысится или понизится градус преступности в регионах России.
Об этом, в частности, напомнил заместитель министра внутренних дел РФ Сергей Герасимов на оперативном совещании в ГУВД Свердловской области. "Сотрудник милиции может быть востребованным криминальным миром. Опыт у него есть, связи есть - просто находка для наших потенциальных противников", - отметил он.
Само совещание было посвящено представлению нового начальника свердловского областного милицейского главка Михаила Бородина. Как сообщалось, прежний начальник ГУВД Михаил Никитин был освобожден от занимаемой должности, а в последствии назначен исполняющим обязанности главы департамента уголовного розыска МВД РФ. Михаил Бородин в свою очередь приехал в Екатеринбург из Москвы, где до последнего времени возглавлял УВД Юго-Восточного административного округа столицы. Известно также, что Бородин до 2004 года работал руководителем управления собственной безопасности Москвы. Но, как заявил сам Бородин, эта часть его послужного списка не должна волновать тех, кто опасается грядущих сокращений.
"Мои требования самые обычные: честность, порядочность, профессионализм. Терпеть не могу хамство, стяжательство. С этим будем жестко бороться. Это не уэсбэшные (управление собственной безопасности - ИФ) замашки, а нормальные требования", - заявил Бородин.
Тем не менее, новому руководителю все же придется заниматься вопросом сокращений вплотную. Для того чтобы бывшие милиционеры не оказались в подручных у преступников, или сами не возглавили криминальные группировки, уже принимаются превентивные меры. В частности, при ГУВД Свердловской области создана специальная комиссия для помощи высвобожденным сотрудникам внутренних дел. Кроме того, МВД обратилось к свердловскому губернатору и уральскому полпреду с просьбой помочь в работе по ресоциализации сотрудников.
Как сообщили Interfax-Russia.ru в свердловском ГУВД, в подразделениях милиции нет ни материальных, ни организационных возможностей, чтобы переобучать милиционеров на "мирные" профессии. "Судя по опыту ресоциализации сокращенных сотрудников Минобороны РФ несколько лет назад этим должны заниматься региональные власти и структуры федерального уровня, отвечающие за переобучение и трудоустройство", - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.
В свою очередь председатель комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, глава Ассоциации юристов России Павел Крашенинников, также побывавший на днях в Екатеринбурге, считает, что организация переобучения должна быть межведомственной, и заниматься ей должны на разных уровнях власти.
"Я думаю, чтобы переобучение сокращенных сотрудников милиции было эффективным, на уровне области надо составить программу, причем не только по обучению новой профессии, но и по дальнейшему трудоустройству", - заявил Крашенинников.
Он отметил, что опыт и знания милиционеров могут потребоваться в смежных сферах. "Если есть вакансии в охранных предприятиях, вполне возможно организовать трудоустройство в эти ЧОПы. Вообще надо внимательно смотреть возможности сокращаемого работника. Какими направлениями он занимался, возможно он работал в сфере расследования экономических преступлений. Тогда его опыт может пригодиться на предприятиях в службах безопасности. И так по каждому человеку", - считает депутат.
Кстати, конкурентным преимуществом именно свердловских сотрудников органов внутренних дел Павел Крашенинников назвал высокий уровень юридического образования. "В нашей юридической академии (Уральская государственная юридическая академия - ИФ) дают очень основательные знания, отличное образование. Возможно, специалисты со Среднего Урала будут востребованы в других регионах, например в автономных округах, в Тюменской или Курганской областях. Значит, координацией региональных программ переобучения и занятости надо заниматься полпредству", - говорит депутат.
Тем временем, в Тюменской области подготовка к максимально безболезненному сокращению милиции началась еще летом. Всего здесь в 2010 году предстоит сократить 1200 штатных должностей. Как рассказал журналистам замначальника управления по работе с личным составом областного ГУВД Вадим Зезев, сейчас в областном ГУВД создан консультативный центр для решения вопросов дальнейшего трудоустройства уволенных сотрудников.
"Разработан совместный план ГУВД и департамента труда и занятости, который предусматривает сбор предварительной информации об увольняемых сотрудниках, чтобы заранее подыскать им другое рабочее место либо решить вопросы с переподготовкой, получением новых специальностей", - подчеркнул Зезев.
По его словам, в консультативный центр вошли руководители ГУВД, а также сотрудники центров занятости, областного департамента труда и занятости населения.
Зеев отметил, что более половины милиционеров округа имеют юридическое образование. Однако большой вопрос, будут ли все они востребованы. Так, в результатах поиска по специальности "юрист" в базе данных Федеральной службы занятости в регионе "Свердловская область" нет ни одной вакансии. Зато есть в большом количестве вакансии врачей, а также вакансии "оператор станков с программным управлением", "фрезеровщик" и даже "слесарь-сантехник". В Тюменской области ситуация аналогичная: юристы не нужны, зато требуются грамотные рабочие и специалисты-инженеры.
В Федерации профсоюзов Свердловской области считают, что положение сокращаемых милиционеров осложняется тем, что они не могут состоять в профсоюзах. "У нас есть соглашение с ГУВД Свердловской области, но оно касается вольнонаемных работников, - пояснил Interfax-Russia.ru председатель обкома профсоюза работников госучреждений Федерации профсоюзов Свердловской области Фридрих Эбель. – Вот если их увольняют или сокращают с нарушениями трудового законодательства, мы можем вмешаться и вмешиваемся. Стоит отметить, что в ГУВД, как правило, идут навстречу и исправляют допущенные ошибки".
В то же время Фридрих Эбель считает, что отраслевые профсоюзы принесут пользу, участвуя в разработке программы переобучения и трудоустройства милиционеров. По его мнению, сейчас необходимо очень точно просчитать, в какие отрасли нуждаются в рабочей силе, и какие именно работники необходимы.
Кстати, собеседник Interfax-Russia.ru считает, что высшее образование и большой опыт работы в определенной сфере не всегда являются конкурентным преимуществом на рынке труда. "Например, в прошлом году в аппарате областной налоговой службы разом сократили 160 штатных единиц из 450. Да, кого-то перевели в городские и районные управления, кто-то по возрасту ушел на пенсию. Но многие остались не у дел", - рассказал Эбель.
Вместе с тем, по его словам, переобучить таких людей на востребованную на рынке труда специальность очень трудно. Уволенные зачастую не могут отказаться от приобретенного с годами определенного социального статуса, да и чисто психологически им очень непросто начать новую жизнь. Что касается попавших под сокращение работников милиции, то им, по мнению Эбеля, труднее всего придется в небольших городах, где свободных мест просто нет, либо они есть, но оплачиваются "по минимуму".
Разумеется, все эти обстоятельства не являются секретом и для руководства МВД. Иначе глава министерства Рашид Нургалиев еще в начале сентября не направил бы письма в адрес глав субъектов федерации с просьбой обратить внимание на вопросы трудоустройства бывших милиционеров. Кроме того, как сообщает пресс-служба МВД, милицейское руководство также обязано принять активное участие в трудоустройстве увольняемых.
Главное, чтобы эта работа не носила формальный характер. Иначе вторая профессия сокращенного правоохранителя может оказаться совсем не такой, как хотелось бы законопослушным россиянам.
Обозреватель Елена Глушкова