Точка зрения 2 января 2011 г. 18:38

Взрыв на взлете

Interfax-Russia.ru – Ту-154Б загорелся и взорвался на взлете в Сургуте, пассажиры и члены экипажа покинули самолет за минуты до взрыва.

Первый день нового 2011 года группа "На-На" и другие пассажиры ТУ-154, который должен был вылететь из Сургута в Москву, могут смело считать вторым днем рождения. К сожалению, того же нельзя сказать еще о трех пассажирах этого рейса, погибших на месте происшествия. Но, судя по сообщениям с места катастрофы, жертв могло быть значительно больше.

1 января в 15:25 экипаж Ту-154 авиакомпании "Когалымавиа", как сообщил "Интерфаксу" руководитель пресс-службы Уральского регионального центра МЧС России Вадим Гребенников, приступил к выруливанию на взлет. В этот момент загорелась турбина двигателя самолета. Пассажиров и экипаж принялись эвакуировать.

По данным Уральского регионального центра МЧС России, на борту самолета находилось 116 пассажиров (по данным Минзравсоцразвития РФ – 117) и 8 членов экипажа. Всего несколько минут отделяло людей от гибели. Сразу после того, как людей эвакуировали, "в результате продолжающегося горения воздушного судна произошел взрыв топливных баков с разливом горючего на площади 1000 кв. метров. В результате взрыва авиалайнер полностью уничтожен", сообщает пресс-служба ведомства. Сам пожар локализовали за считанные минуты, уже к 15:56.

На борту злополучного Ту-154 находились музыканты, балет и технический персонал группы "На-На". По горячим следам "нанайцы" на сайте группы рассказали, что самолет едва не стал братской могилой для всех пассажиров.

"Я сидел в хвосте самолета и одним из первых увидел пожар. Все вокруг заискрилось, повалил черный густой дым, у людей началась паника, они вылезали прямо по головам друг друга. У меня перед глазами вся жизнь пронеслась, я до сих пор не могу прийти в себя", - рассказывает солист группы Сергей Григорьев.

Его коллега Юрий Рымарев, сидевший рядом с Григорьевым в хвосте самолета, утверждает, что сначала раздался какой-то хлопок, а потом салон начало затягивать черным дымом. По свидетельству музыкантов, во многом положение спасли члены другого экипажа самолета, летевшие этим же рейсом. Один из членов этого "запасного" экипажа быстро открыл аварийный выход.

Выходить из горящего самолета пассажирам пришлось по крылу. Паника, неизбежная спутница ЧП, плюс отравление продуктами горения заставляли людей совершать немыслимые в обычной жизни поступки. По словам Рымарева, он, уже выйдя из салона самолета, добровольно вернулся назад – просто потому, что не увидел никого из своих товарищей на крыле.

"Я начал паниковать: где наши все, хоть кого-нибудь я хотел найти. Я залез обратно, увидел ребенка, сидящего в дыму, орет благим матом. Я успел вытащить этого ребенка и еще хромой женщине помог спуститься с крыла. Мне потом сказали, что я стоял прямо на бензобаке с 30-ю тоннами топлива. Я на нем стоял, а он мог рвануть в любой момент. Мне мужик все время кричал: Спускайся, сейчас рванет!" – передает свои впечатления музыкант.

По данным Уральского регионального центра МЧС, по данным на 20:30 1 января по местному времени (18:30 мск), от пожара в самолете пострадали 43 человека. Из них 39 человек госпитализировали: 32 пострадавших - в Сургутскую окружную клиническую больницу, пять человек – в городскую больницу, двоих - в городской травматологический центр. Троим пострадавшим врачи назначили амбулаторное лечение.

По предварительным данным, во время пожара погибли три человека - Павел Федоров, Альбина Федорова и Тамара Пукач. Но это только предварительные данные, и официально личности трех погибших в результате происшествия будут названы позднее, после проведения необходимых экспертиз.

Как сообщили агентству "Интерфакс-Урал" в пресс-службе Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ, 2 января в Сургуте состоялась серия совещаний по вопросам координации действий всех служб, изучающих обстоятельства авиаинцидента. "На сегодня запланировано изъятие летной и технической документации на самолет у авиакомпании "Когалымавиа". Также продолжают опрашивать пассажиров и экипаж рейса", - сказал собеседник агентства.

Между тем, межгосударственный авиационный комитет (МАК) присвоил сургутскому ЧП статус "авиационного происшествия". Как пояснил Interfax-Russia.ru руководитель пресс-службы Уральского регионального центра МЧС России Вадим Гребенников, представители МАК прибыли в Сургут в ночь на 2 января. Теперь именно они будут давать всю официальную информацию о расследовании происшествия. "В тушении пожара и ликвидации последствий взрыва от МЧС Югры было задействовано 56 человек личного состава и 17 единиц техники. Всего совместно с другими службами, в числе которых управление ГОЧС Сургута, УВД Сургута, скорая медицинская помощь, транспортная прокуратура и служба спасения аэропорта, в ликвидации пожара приняли участие 151 человек и 43 единицы техники", - сообщает Уральский региональный центр МЧС.

Согласно информации МАК, в настоящее время в аэропорту Сургута работает комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с самолетом Ту-154Б-2 RA-85588 авиакомпании "Когалымавиа".

Уже найдены бортовые параметрический и звуковой самописцы. "Комиссия приступила к их вскрытию. Комиссия проводит осмотр элементов конструкции воздушного судна и двигателей, составляет схему разброса обломков самолета", - говорится в сообщении МАК.

В то же время о том, что происходило на борту самолета в момент взрыва на взлете, рассказывают на городском форуме Сургута те, кому удалось пообщаться с очевидцами происшедшего. Судя по их словам, взрыв действительно произошел до того, как Ту-154 успел разогнаться и оторваться от земли. Но зато пожар на борту начался мгновенно. "Все уже пристегнулись, - пересказывает историю своей знакомой, собиравшейся лететь этим рейсом, один из форумчан. - Когда завели двигатели, заорали нанайцы, они сидели возле туалета и первые почувствовали дым. Сразу отрубился свет, и стюардессы кричали "всем на пол". Запахло дымом. Моя знакомая оглянулась и увидела огонь. Пластик мгновенно весь загорелся".

Дело в том, что продукты горения искусственных материалов крайне ядовиты для человека. Но в силу более высокой, чем у окружающего воздуха, температуры угарный газ поднимается вверх. Поэтому возле пола воздух чище, чем на высоте человеческого роста. Солист группы "На-На" Владимир Политов, рассказывая о том, что довелось пережить, добрым словом вспоминает преподавателей авиационного института, читавших студентам основы техники безопасности самолетов. Едва усевшись в кресло в салоне самолета, Политов уснул, и если бы не знания и навыки, полученные в институте, то он мог бы остаться в самолете навсегда.

"Несмотря на то, что я практически спал, я трезво оценил ситуацию. Я четко понял, где выход. Я знал, что нужно нагнуться, потому что кислород внизу, - так описывает свои мысли и действия в момент аварии Политов. - Поскольку я все-таки в авиационном институте учился, у нас был предмет по основам безопасности и эшелонированию самолетов. Естественно, там преподавали как вести себя в экстремальных ситуациях".

Кроме того, считает Политов, членам группы помогло то, что они уже бывали в достаточно опасных местах, в горячих точках. "Опыт работы научил тому, что не надо суетиться, паниковать, - отмечает «на-наец». - Страшно стало не тогда, когда были в самолете, тогда еще как-то не осознавали ситуацию. По-настоящему мы испугались, когда зашли в аэропорт и увидели из окна, как самолет взрывается и разваливается по частям".

Но от ребенка нельзя требовать такого же самообладания и навыков, как от взрослого мужчины. Поэтому один из детей с рейса Сургут-Москва и сегодня находится в реанимации с отправлением продуктами горения в состоянии средней тяжести.

Как сообщил пресс-службе губернатора ХМАО директор окружного департамента здравоохранения Всеволод Кольцов, в аэропорт кроме машин скорой помощи были направлены также бригады психологов из Сургутского психоневрологического диспансера, подключены силы и средства Центра медицины катастроф: "Специалисты прямо в аэропорту осматривают пассажиров авиалайнера, оказывают медицинскую и психологическую помощь. Пострадавших направляют в окружной травматологический центр, Сургутскую окружную и городскую больницы".

Глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова в ночь на 2 января прибыла на место авиационного происшествия и сразу собрала на совещание представителей всех заинтересованных служб и штаба по ликвидации последствий случившегося.

Также губернатор ХМАО выразила соболезнования и сочувствие семьям всех погибших и пострадавших. "На борту самолета находились пассажиры и члены экипажа. Погибли люди, у которых остались родные, близкие и друзья. Выражаю глубокое сочувствие в связи с произошедшим, разделяю боль и горечь утраты. Желаю выздоровления и мужества тем, кто сегодня находится в больницах", - цитирует слова Натальи Комаровой ее пресс-служба.

Позже губернатор округа навестила в больницах пострадавших в результате авиапроисшествия. Кроме того, руководитель региона подписала распоряжение о выплате из резервного фонда правительства автономного округа единовременной материальной помощи пострадавшим: все получившие тяжелые травмы получат по 300 тыс. рублей, получившие травмы средней степени тяжести – по 100 тыс. рублей. В свою очередь семьям погибших выплатят по 1 млн рублей. "Пострадавшим пассажирам самолета Ту-154 и родственникам погибших в результате трагедии будет оказана помощь. Мы сделаем все возможное, чтобы минимизировать последствия авиатрагедии", - подчеркнула глава региона.

Между тем, пожар и взрыв самолета в Сургуте взял на контроль президент РФ Дмитрий Медведев. Как сообщает пресс-служба президента, министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова и министр транспорта Игорь Левитин в воскресенье доложили президенту РФ Дмитрию Медведеву о мерах по оказанию помощи пострадавшим и родственникам погибших при пожаре самолета. Левитин также доложил президенту об организации расследовании случившегося.

Стоит отметить, что пассажиров взорвавшегося самолета, точнее тех из них, кто по состоянию здоровья мог продолжать путешествие, уже вечером 1 января начали отправлять из аэропорта Сургута. Всего к утру 2 января в Москву отправили 86 пассажиров сгоревшего самолета Ту-154, сообщили агентству "Интерфакс-Урал" в пресс-службе главного управления МЧС России по ХМАО. Впрочем, часть из пассажиров злополучного самолета выехали в пункт назначения на поезде.

Понятно, что после пережитого стресса далеко не все смогли решиться вновь лететь, а не ехать в Москву. "Когда сели после всего случившегося в самолет на Москву, было нереально страшно. Я оборачивался на каждый шорох. Мое место было прямо напротив запасного выхода. Я прочитал всю инструкцию досконально, теперь я ее знаю наизусть. Когда взлетали, в самолете была просто гробовая тишина. Я такого взлета никогда не видел. Просто тишина и всхлипывания", - пишет, например, солист группы "На-На " Юрий Рымарев.

Между тем, Ространснадзор РФ предписал своим территориальным управлениям довести информацию об обстоятельствах происшествия в Сургуте до поднадзорных авиапредприятий и авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты, аналогичные тому, что сгорел 1 января. Как сообщается в информации на сайте ведомства, в настоящее время в России эксплуатируют 15 судов типа Ту-154Б, восемь из которых находятся в распоряжении ФГУ "Государственная авиакомпания 223 летный отряд" и еще семь аналогичных самолетов эксплуатируются в гражданской авиации.

Чуть позже стало известно, что Ространснадзор приостановил полеты Ту-154Б в России.

Для пострадавших в ходе авиаинцидента в Сургуте и их родственников работает телефон "горячей линии" Центра экстренной психологической помощи МЧС России в Москве 8 (495) 626-37-07 и телефоны "горячей линии" в аэропорту Сургута 8 (3462) 77-02-08, 77-03-09.

Обозреватель Елена Глушкова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще