Interfax-Russia.ru – Регионы Урала переориентируют систему профессионального образования на подготовку кадров для реального сектора экономики.
Так как современная система профессионального образования не всегда адекватно реагирует на запросы работодателей, слишком часто в последние годы диплом о начальном, среднем или даже высшем профессиональном образовании становился для молодого человека путевкой на биржу труда. А если учесть демографическую яму, из которой Россия будет выбираться еще несколько лет, то становится ясно, что проблема нехватки молодых специалистов может угрожать модернизации экономики РФ.
Именно поэтому сейчас в регионах Уральского федерального округа активно пересматривают политику в сфере профессионального образования. Например, власти Курганской области поставили себе задачу: к 2015 году 95% выпускников начальных и среднеспециальных учебных заведений региона должны получить самые необходимые области профессии.
Так, 29 ведущих предприятий Зауралья сформировали пакет заказов на молодых специалистов. Как сообщает пресс-служба главы области, сейчас региону, прежде всего, необходимы специалисты в области металлургии, машиностроения и материалообработки. В то же время регион сокращает набор на специальности "Экономика и управление", "Сельское и рыбное хозяйство", "Информационные технологии".
При этом речь не идет о закрытии колледжей и училищ. "Оптимизация системы профессионального образования, которая прописана в целевой программе, предполагает совсем иное. Например, объединение сходных по профилю учебных заведений, расположенных в одном муниципальном образовании или в соседних населенных пунктах. При таком объединении сохраняются педагогические кадры, а контингент учащихся не только не сокращается, а наоборот, увеличивается. Так как в результате слияния образуется новое, многопрофильное учебное заведение с начальным и средним уровнями обучения", - рассказал Interfax-Russia.ru начальник главного управления образования Курганской области Анатолий Додонов.
По его словам, опыт таких "дружелюбных поглощений" уже есть - в Кургане оптимизированы шесть училищ (лицеев) и техникумов (колледжей).
Например, на базе двух строительных училищ создан техникум с необходимой материальной базой. А вот техникум машиностроения и металлообработки после присоединения к нему лицея N 8 стал промышленным техникумом. Аналогичным образом в Кургане появился и техникум сервиса.
"Такая оптимизация позволяет сократить неэффективные расходы на содержание объектов. В результате слияний в Кургане высвободилось два здания, одно мы передали медицинскому колледжу, нуждавшемуся в расширении площадей, второе – педагогическому колледжу и колледжу культуры", - пояснил Анатолий Додонов.
По его мнению, общая экономия от оптимизации составит около 50 млн рублей.
Вместе с тем, на реализацию целевой программы "О развитии профессионального образования в Курганской области на 2011-2015 годы" необходимо выделить 287,3 млн рублей. При этом далеко не все эти средства выделит область. Часть денег дадут сами учебные заведения, часть - предприятия-работодатели.
"Я уже неоднократно говорил, что сегодня мы для частных предприятий готовим кадры, которые им нужны. Пусть они тоже участвуют в образовательном процессе, вносят вклад в укрепление материальной базы, в развитие, создание дополнительных рабочих мест для выпускников, модернизацию производства под профессии, которые они заказывают", - отметил в выступлении на заседании правительства региона, на котором была принята программа, глава Курганской области Олег Богомолов. Он также заявил, что данная программа является одним из этапов подготовки комплексной программы развития трудовых ресурсов региона.
В свою очередь начальник главного управления образования Курганской области Анатолий Додонов считает, что учебные заведения также обязаны налаживать связи с ведущими работодателями, и только так они смогут решить вопрос трудоустройства своих выпускников.
Например, по его словам, в Звериноголовском районе области есть училище, в котором готовит трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства и поваров-кондитеров. Руководство училища наладило тесные связи с работодателями региона, для учащихся организованы производственные практики, и теперь 60% выпускников училища после завершения учебы получают гарантированные рабочие места.
Курганцы надеются, что в будущем такие горизонтальные связи помогут кристаллизовать территориально-отраслевые кластеры профессионального образования. Первым таким кластером станет машиностроительный, а всего в регионе будет создано пять аналогичных кластеров.
В Челябинской области о смене образовательного вектора заговорили еще во время мартовского визита президента РФ Дмитрия Медведева в этот регион. Тогда губернатор области Михаил Юревич посетовал, что учебные заведения Челябинской области готовят кадры, которые не востребованы работодателями. В первую очередь это касается специалистов в сфере менеджмента, экономики и юридической сферы. Кроме того, по его мнению, учебные заведения региона и по традиционным техническим профессиям готовят специалистов в отрыве от производства.
"Я считаю, что вообще наше образование, и инженерное, и не только инженерное, должно быть в гораздо большей степени "пристыковано" к потребностям наших предприятий, наших бизнесменов, и работодатели здесь главные участники, и они должны быть в активных отношениях как раз с университетами, - заявил на этом заседании Дмитрий Медведев. - Что касается утверждения этого заказа на региональном уровне, то у меня, например, возражений никаких нет".
Как сообщили Interfax-Russia.ru в министерстве образования и науки Челябинской области, в этом учебном году значительно сокращен набор в учреждения начального и среднего профессионального образования по специальностям оператор ЭВМ, бухгалтер и секретарь-делопроизводитель. Одновременно с этим увеличен набор на специальности в области металлургии, материалообработки и машиностроения. Кроме того, сейчас региону также жизненно необходимы профессиональные автомеханики.
"Мы познакомились с различными методиками расчета потребностей трудового рынка, - рассказала заместитель министра образования и науки Челябинской области Галина Казакова. – В конечном итоге решили сами разработать анкету и предложить руководителям предприятий ответить на нее. Мы находимся в постоянном контакте с Союзом промышленников и предпринимателей, региональным объединением работодателей ПРОМАСС, комитетом по промышленной политике нашего Законодательного собрания. Так что вся работа по программе профтехобразования базируется на конкретных запросах бизнеса".
Она отметила, что в ближайшем будущем в области будет создан Совет по кадровой политике, который будет координировать действия всех сторон, заинтересованных в подготовке молодых высококвалифицированных кадров.
По планам регионального министерства образования, к 2015 году число лицеев в области сократиться с 79 до 24, зато число средних профессиональных учебных заведений вырастет с 26 до 67. Частично это произойдет за счет слияния лицеев и повышения их статусов до колледжей, частично – за счет присоединения однопрофильных лицеев к колледжам.
"Такая форма обучения расширяет возможности учащегося. Он осваивает азы профессии, проходит производственную практику и сам решает – станет ли он обучаться дальше, на более высоком уровне, либо отложит дальнейшее образование", - пояснила Казакова.
Кстати, вполне возможно, что крупные холдинги Челябинской области будут создавать филиалы учреждений профтехобразования в рамках собственных производств. И тогда выпускник лицея сможет выбирать – учиться непосредственно на предприятии, куда его могут впоследствии взять на работу, либо доучиться в своем учебном заведении, но теперь уже на уровне колледжа.
Сейчас Уралу срочно требуются металлурги и машиностроители, механизаторы и автомеханики, технические специалисты и грамотные рабочие, способные постоянно повышать свою квалификацию. Без взаимного учета запросов производства, возможностей профтехобразования и перспектив экономического развития регионов таких людей больше не станет.
Обозреватель Елена Глушкова