Урал / Точка зрения 10 июня 2014 г. 10:59

Закольцованные акции

Interfax-Russia.ru – Две компании судятся с "Корпорацией развития Среднего Урала" за четверть акций аэропорта "Кольцово". Судьба пакета может повлять на работу воздушной гавани Екатеринбурга.

Возможная продажа доли ОАО "Корпорация развития Среднего Урала" (КРСУ, создана правительством Свердловской области) в ОАО "Аэропорт Кольцово" двум московским компаниям превратилась в детектив. Компании, которые приобрели 61,414 тыс. акций или 25,69% уставного капитала аэропорта, через суд требуют от КРСУ передать им акции, продавец пытается оспорить законность сделки, а депутаты Заксобрания Свердловской области, заинтересовавшиеся продажей, хотят понять, где же спорные акции находятся.

Согласно материалам суда, их нет ни у покупателей, ни у продавца. Эксперты отмечают, что такая неразбериха с блокпакетом акций аэропорта может негативно повлиять на его деятельность.

У екатеринбургского аэропорта "Кольцово до недавнего времени было два крупных акционера. Согласно списку аффилированных лиц на 31 марта 2014 года, ОАО "Кольцово-Инвест" (входит в группу "Ренова") владеет 52,48% уставного капитала, ОАО "Корпорация развития Среднего Урала" - 34,56% уставного капитала. Эта доля в 2011 году была передана Свердловской области из федеральной собственности "для привлечения правительством Свердловской области до 2030 года на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в размере не менее 32 млрд рублей" на реконструкцию аэропорта.

Покупатель свердловской доли, казалось бы, был найден. В январе Федеральная антимонопольная служба одобрила ходатайство "Кольцово-Инвест" о приобретении 47,52% уставного капитала аэропорта. Но вдруг возник спор вокруг 25,69% уставного капитала, то ли проданных 20 марта, то ли все еще принадлежащих КРСУ.

Иски в Арбитражный суд Свердловской области подали ООО "Гринлайн" и ЗАО "Инвестиционная компания "Русрегионбизнес". Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", обеими компаниями владеют физические лица. "Гринлайн" появилась в 2008 году, ЗАО "Инвестиционная компания "Русрегионбизнес" - в 2004 году, по одному с этой компанией юридическому адресу в Москве зарегистрировано еще 920 организаций. Дозвониться до обеих компаний оказалось невозможно, о них нет в открытом доступе почти никакой информации.

Единственное, "Русрегионбизнес" упоминался в истории, которая произошла в 2005 году, когда фонд защиты обманутых акционеров "Уральского завода гражданской авиации" протестовал против незаконного проведения консолидации акций предприятия и их выкупа у акционеров. Представитель завода тогда заявлял, что действия фонда завод рассматривает как часть рейдерской атаки с целью захвата предприятия, а скупкой акций по вздутой цене якобы занималась упомянутая инвестиционная компания.

Сейчас ИК "Русрегионбизнес" подала иск к КРСУ о понуждении исполнить договор купли-продажи акций аэропорта "Кольцово". "Русрегионбизнес" заявляет, что приобрела 58,714 тыс. акций (24,56% уставного капитала), "Гринлайн", также обратившаяся в суд с иском о понуждении исполнения договора, заявляет о приобретении 2,7 тыс. акций (1,13% уставного капитала).

В своем иске "Гринлайн" сообщает, что договор купли-продажи акций заключен 20 марта, требует взыскать неустойку, начисленную на 1 апреля, в размере 368,297 тыс. рублей за нарушение обязательств передачи права собственности на акции.

ЗАО "Инвестиционная компания "Русрегионбизнес" требует взыскать 5,506 млн рублей неустойки за нарушение срока исполнения обязательства по переводу акций и еще 2,502 млн 801 рубль за нарушение срока исполнения обязанности по передаче покупателю права собственности.

Помимо этого, компании попросили суд запретить КРСУ совершать какие-либо сделки, направленные на отчуждение пакетов акций аэропорта.

Однако суд в этом требовании отказал, поскольку, как свидетельствует ответ ЗАО "Профессиональный регистрационный центр", по данным реестра владельцев ценных бумаг аэропорта 23 апреля были проведены операции списания с лицевого счета КРСУ акций "Кольцово" и их зачисление на счет другого владельца.

КРСУ также заявила, что спорный пакет акций у ответчика отсутствует. Помимо этого, 26 мая корпорация обратилась в суд с иском к "Гринлайну" и "Русрегионбизнесу" о признании сделок недействительными.

Вместе с тем, как заявил Interfax-Russia.ru начальник отдела правовых споров группы правовых компаний "Интеллект-С" Роман Речкин, оспаривание договора, который подписан, и, возможно, частично исполнялся, по нынешним временам не такое уж частое событие. "Суды очень скептически относятся к ситуации, когда компания подписывает договор, а потом пытается уклониться от его исполнения, ссылаясь на его недействительность или незаключенность. Если этим договоры не нарушают права третьих лиц или публичные интересы, то достаточно сложно их признать недействительными", - подчеркнул Роман Речкин.

В КРСУ вскользь уже упоминали об отмене сделки. Так, в апрельском пресс-релизе КРСУ говорится, что "14 апреля совет директоров КРСУ отменил сделку по продаже акций. Причинами послужили смена руководства в КРСУ и истечение срока действия оценки акций". В другом сообщении корпорации отмечается, что 24 марта совет директоров ОАО принял решение о прекращении полномочий гендиректора Сергея Филиппова.

В настоящее время в КРСУ не комментируют ситуацию с акциями аэропорта. В пресс-службе правительства Свердловской области также воздержались от комментариев. Источник в областном правительстве лишь выразил уверенность Interfax-Russia.ru, что акции до сих пор в областной собственности, отказавшись сообщать подробности.

Получить ответ на вопрос от бывшего гендиректора КРСУ Interfax-Russia.ru не удалось: Сергей Филиппов попросил перезвонить чуть позже, а затем не отвечал на звонки.

Для того, чтобы выяснить судьбу акций, депутаты Заксобрания создали рабочую группу. Один из ее членов депутат свердловского Заксобрания Денис Носков обратился с запросом в областную прокуратуру и на своей странице в "Фейсбуке" выложил ее ответ, который гласил, что КРСУ подало в региональное МВД заявление о возможном совершении предыдущим гендиректором мошеннических действий.

Денис Носков сообщил Interfax-Russia.ru, что, по его мнению, акции находятся в государственной собственности Свердловской области. "Но мы не можем получить информацию, которая подтвердила бы это или опровергла", - отметил он, добавив, что, на его взгляд, произошла попытка рейдерского захвата предприятия.

Как заявил Interfax-Russia.ru депутат Заксобрания Свердловской области Дмитрий Ионин, также входящий в рабочую группу, "пакет акций был раздроблен, чтобы не было необходимости согласования сделки по крупности".

Эксперты уверены, что бесследное исчезновение акций невозможно, владелец станет известен, это лишь вопрос времени. "Передача акций подтверждается записью в реестре акционеров, который ведет регистратор. Всегда можно проследить, у кого акции в данный момент. Совсем потеряться они не могли. Другое дело, что даже в ОАО нет требований абсолютной прозрачности, бухгалтерская отчетность обобщенная, вряд ли в ней можно найти сведения о конкретных сделках. По закону информацию о сделке вправе запросить акционер, у которого более 10% акций, а также правоохранительные органы", - сообщил начальник отдела правовых споров группы правовых компаний "Интеллект-С" Роман Речкин.

Финансовый аналитик Константин Селянин также пояснил Interfax-Russia.ru, что акции не могут пропасть, они могут быть со счета одного держателя переведены на счета другого держателя. "Довольно удивительно, что суд не может эти акции арестовать, потому что суд может запросить информацию из реестра акционеров, понять, какие проводились операции. Другое дело, что мог быть ряд сделок, суд не вправе арестовывать акции добропорядочных приобретателей", - отметил Константин Селянин.

Так что рано или поздно владелец 25,69% в уставном капитале аэропорта станет известен. Но неразбериха с блокпакетом акций может повлиять на деятельность аэропорта. "Этот пакет позволяет заблокировать наиболее важные решения. Для предприятия это тупиковая ситуация, наверняка, "Ренова" заинтересована ее разрешить как можно скорее", - добавил Константин Селянин.

Похоже, что уже влияет. Например, майское внеочередное собрание акционеров аэропорта на тему избрания нового состава совета директоров не состоялось из-за отсутствия кворума. По той же причине признано несостоявшимся внеочередное собрание 28 мая.

На 30 июня назначено годовое собрание акционеров. Остается надеяться, что к этому времени в вопросе с акционерами одного из крупнейших аэропортов России появится ясность.

Обозреватель Александра Качалова