Урал / Точка зрения 24 ноября 2009 г. 17:40

Зона ответственности – моногород

Interfax-Russia.ru – Работники Баранчинского электромеханического завода (БЭМЗ) готовы выйти на митинг в защиту предприятия.

27 ноября на центральной площади поселка Баранчинский (Свердловская область) соберутся работники местного электромеханического завода. К этому дню, по данным профкома завода, долги по зарплате на этом небольшом по численности предприятии возрастут еще на 4-5 млн рублей. Но участники митинга будут требовать не только выплаты заработанного. Как сообщает Федерация профсоюзов Свердловской области, трудовой коллектив также намерен добиться полной загрузки завода заказами.

"На сегодняшний день у завода есть заказчики на продукцию, наши изделия востребованы на рынке, хотя мы и потеряли часть портфеля за время вынужденного простоя", - рассказала Interfax-Russia.ru председатель профсоюзного комитета БЭМЗ Светлана Елпанова. В октябре предприятие рассматривало возможность долгосрочного госконтракта на поставку дизельных электростанций для Федеральной системы исполнения наказаний (ФСИН) РФ. Речь идет о производстве до 90 электростанций в квартал. Есть и другие предварительные договоренности, которые могут вернуть завод к жизни.

Но из-за долгов перед поставщиками энергоресурсов БЭМЗ отключили от электроэнергии. Также прекращена подача газа. Счета предприятия блокированы. На имущество наложен арест на сумму 112 млн рублей. Директор предприятия летом был дисквалифицирован за хроническую задолженность по зарплате перед работниками завода. Для того, чтобы не выпускать ситуацию из-под контроля (в период конфликта собственников и руководства БЭМЗ весной этого года с предприятия вывели 200 млн рублей оборотных средств) рабочие создали Совет трудового коллектива (СТК). "Мы организовали СТК для того, чтобы работать в контакте с администрацией завода, следить за прохождением денежных средств, рассказывает Светлана Елпанова. – Но из администрации сегодня на заводе только исполнительный директор. А появляющиеся средства уходят по исполнительным листам".

Судьба предприятия в очередной раз стала предметом обсуждения на заседании областной комиссии по содействию устойчивой деятельности хозяйствующих субъектов Среднего Урала. Заблокированные счета, конфликты с энергетиками и задолженность по зарплате - картина, характерная для многих предприятий Свердловской области, расположенных в моногородах. На заседании представителям проблемных предприятий предложили решить вопрос выплаты зарплат через комиссию по трудовым спорам. Она может добиться первоочередного списания средств с заблокированных счетов на погашение долгов по зарплате. Такая работа развернута и на БЭМЗе.

А в Нижнем Тагиле (Свердловская область) "Уралвагонзавод" (УВЗ) после недельной остановки возобновил работу вагоносборочного конвейера. Надо сказать, остановка конвейера вызвала большие опасения относительно перспектив этого крупнейшего предприятия – число работающих здесь достигало 30 тыс. человек. Из-за недельной приостановки, как сообщили Interfax-Russia.ru на предприятии, около 5,4 тыс. человек оказались без работы. Известие об этом было тем более неприятным, что ранее сообщалось - портфель заказов УВЗ по подвижному составу укомплектован до апреля будущего года.

Федерация профсоюзов Свердловской области предупредила, что в случае, если конвейер не будет запущен в объявленные сроки, то федерация, профком УВЗ и областной комитет профсоюза работников оборонной промышленности "приступят к выработке конкретных действий". По информации профсоюзов, еще в начале ноября полномочный представитель президента в УрФО Николай Винниченко встретился с председателем профкома предприятия. Одним из решений этой встречи было утверждение к 1 декабря плана финансового оздоровления УВЗ, среди условий которого - предотвращение массовых увольнений.

Впрочем, несмотря на возобновление вагоносборочного производства и скомплектованный на первые месяцы будущего года портфель заказов, совсем избежать увольнений едва ли удастся, считают на УВЗ. "Объективно на предприятии есть лишние люди, - заявили Interfax-Russia.ru на "Уралвагонзаводе". – И оптимизация необходима. Другое дело, что из-за кризиса их пока стараются удержать. И какой тут план оздоровления не придумывай, чуда как в сказке не произойдет". Некоторые надежды на предприятии связывают с федеральной программой поддержки и развития моногородов. В эту общефедеральную программу попал и Нижний Тагил.

Насколько болезненной является проблема моногородов для Среднего Урала, показывает хотя бы тот факт, что новый губернатор Свердловской области Александр Мишарин еще до инаугурации высказал свое мнение по этому вопросу. Он считает нецелесообразным закрытие и расселение моногородов и высказался за рациональное распоряжение производственной базой и специалистами, которые там проживают. "В Свердловской области 31 моногород, из них один крупнейший - Нижний Тагил, который будет включен в федеральную программу. Помимо него туда войдет еще несколько городов. И, видимо, придется делать такую же региональную программу", - сказал губернатор.

Со своей стороны, полномочный представитель президента РФ в УрФО Николай Винниченко считает, что совместные действия органов государственной власти, собственников и руководителей проблемных предприятий во всех регионах в настоящее время необходимое условие противостояния кризису. При этом полпред отмечает высокую степень взаимопонимания, достигнутую в этой работе.

"Я не припомню ни одного предприятия, ни одного из собственников, которые бы не откликнулись на наши сигналы. Касается ли это "Златоустовского металлургического завода" или "Уралвагонзавода", любого предприятия, - заявил Николай Винниченко в интервью агентству "Интерфакс". - Очень важно, чтобы и до нас, и до губернаторов своевременно доходила информация о том, что возникают проблемы или намерения у собственника принять непопулярное решение, прежде всего в отношении работающих людей". Как рассказал полпред, определенные трудности возникают тогда, когда собственник предприятия находится за пределами округа. В результате появляется разрыв между уральским предприятием и головной компанией. Но и в такой ситуации возникающие проблемы возможно решить.

Наглядный пример - судьба Курганского автобусного завода ("КАВЗ", входит в "Группу "ГАЗ"). На протяжении полугода, с февраля по август, завод работал только три дня в неделю. По итогам первого полугодия падение производства составило почти 90% к первому полугодию 2008 года. Однако в августе число заказов увеличилось, и завод перешел на пятидневку. При этом на заводе было заключено трехстороннее соглашение, согласно которому до конца года свои места сохраняли все 750 работников, и их зарплата не могла быть менее 10 тыс. рублей.

Однако в октябре собственники КАВЗа приняли решение с января будущего года законсервировать завод. При этом 100 человек планировалось оставить на предприятии, столько же распределить по другим заводам дивизиона, 250 работников сократить и 300 отправить на годовое обучение. Однако такое предложение вызвало категорическое несогласие уральского полпредства. Губернатор Курганской области Олег Богомолов провел ряд встреч с представителями собственников и топ-менеджментом завода. В итоге на встрече Богомолова с представителями концерна "ГАЗ" была достигнута договоренность: производство на другие предприятия группы выводить не будут, завод продолжит работу.

"Рабочая группа, в которую вошли представители департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, менеджеры завода, члены профсоюзного комитета, проанализировала весь комплекс существующих на данный момент проблем, включая юридические, организационные, кадровые, маркетинговые вопросы. В итоге удалось достичь компромисса, который устроил обе стороны", - сообщает пресс-служба главы области.

В будущем году завод готов собрать 600 машин. Кроме того, планируется, что в 2010 году будет реализован контракт с Никарагуа на поставку 250 машин, а также будет продолжена федеральная программа по поставке коммунальной и дорожной техники. В итоге удастся не только собрать озвученное количество автобусов, но даже получить прибыль 37 млн рублей. При этом, как было заявлено, правительство области готово во всем помогать менеджерам концерна, чтобы найти новых заказчиков.

В будущем году в России заработает федеральная программа поддержки моногородов. Собственные программы появятся и в субъектах федерации. Но и тогда, и сейчас судьбу конкретных предприятий и городов, выросших вокруг них, в первую очередь решают три заинтересованные стороны – рабочий коллектив, собственники и управленцы, а также органы государственной власти региона. Это их зона ответственности.

Обозреватель Елена Глушкова