Россия / Точка зрения 12 января 2012 г. 19:08

Цены на бензин вновь проверят

Interfax-Russia.ru – Президент РФ Дмитрий Медведев поручил ФАС проверить обоснованность цен на автомобильное топливо. Эксперты прогнозируют, что рост цен на бензин обгонит инфляцию.

Антимонопольная волна

Президент России Дмитрий Медведев поручил руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву обеспечить проведение мониторинга и анализа рыночных цен на автомобильный бензин и другие виды моторного топлива.

Как следует из сообщения на сайте главы государства, ведомству также следует проанализировать динамику роста цен на топливо и, в случае выявления нарушений, принять предусмотренные законодательством меры по их устранению.

В конце прошлого года ФАС оштрафовала ряд крупнейших российских нефтяных компаний в рамках так называемой третьей волны антимонопольных дел. В частности, за завышение цен на дизельное топливо и на авиакеросин почти на 1 млрд рублей было оштрафовано ОАО "Газпром нефть". Для ОАО "АНК "Башнефть" штраф составил 778 млн рублей, для ОАО "НК "Роснефть" - 1,75 млрд рублей. Виновными в рамках третьей волны дел были также признаны ОАО "ЛУКОЙЛ" и ОАО "ТНК-BP Холдинг".

В целом по итогам "трех волн" антимонопольных дел нефтяные компании заплатили штрафы на сумму около 20 млрд рублей, из которых приблизительно 15 млрд рублей - штрафы по первой и второй волнам.

Весной 2011 года в России вновь проявился бензиновый кризис, в первую очередь проблемы стали очевидны в Алтайском крае. Затем проблемы с топливом возникли и в других российских регионах. Среди причин нового бензинового кризиса называли переход на новые требования технического регламента по топливу и нежелание независимых трейдеров приобретать нефтепродукты на бирже; закрытие на плановый ремонт ряда российских НПЗ; повышение акцизов и увеличение экспорта.

ФАС, заподозрив нефтяные компании в картельном сговоре, начала их комплексную проверку, к которой подключились и прокуроры. Для оперативного решения проблемы правительство РФ повысило с 1 мая экспортные пошлины на бензин на 34% больше чем планировалось - до 90% от ставки пошлины на нефть.

Такая мера, по расчетам Минэнерго, должна была сделать поставки на внутренний рынок более выгодными, чем на экспорт, следственно перенаправить объемы, которые раньше уходили на экспорт, на внутренний рынок.

И в конце года министерство констатировало, что "в целом нефтяные компании в 2011 году смогли обеспечить внутренний рынок РФ достаточным количеством топлива, и в настоящее время ситуация полностью стабильна".

Вместе с тем, по данным Федеральной службы государственной статистики, потребительские цены на автомобильный бензин в России в 2011 году выросли на 14,9%. Причем рост цен на бензин в прошлом году оказался в 2,4 раза выше инфляции (6,1%).

Непобедимый акциз

Еще в конце сентября прошлого года ФАС в рамках регулирования ценовой ситуации на бензин на внутреннем рынке выступила за сохранение в ближайшие годы коэффициента экспортной пошлины на бензин в размере 0,9 от пошлины на нефть.

Кроме того, антимонопольщики предложили не индексировать акцизы на топливо в 2012-2013 годах, поскольку это приведет к росту конечных цен на топливо как минимум на два рубля в год.

"Акциз является таким налогом, который прямо транслируется в конечную цену. Каждое повышение акцизов в 2012 и 2013 году будет приводить к обоснованному повышению цен в рознице примерно на два рубля в год. Мы ведем диалог с министерством финансов с просьбой именно сейчас рассмотреть вопросы, связанные с акцизами и повышением цен в рознице", - заявлял глава ФАС Игорь Артемьев на "правительственном часе" в Совете Федерации.

Артемьев считает, что налогообложение в нефтяной отрасли должно быть таким, чтобы оно не транслировалось прямо в розничную цену: "Мы придерживаемся компромиссного решения: при ценах определенного устанавливаемого законом уровня соответствующий акциз не должен выше расти, НДПИ не должен выше расти, иначе это приводит к тому, что цены растут в рознице". В качестве решения проблемы он предложил вводить так называемые ассиметричные налоги.

В 2011 году акциз на бензин 3-го класса составлял 5 тыс. 672 рубля за тонну, но в ноябре президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон об индексации акцизов. Согласно ему, ставки акцизов на бензин индексируются в зависимости от класса топлива. Так, в отношении бензина ниже класса 3 ставка акциза с 1 января 2012 года составит 7 тыс. 725 рублей за тонну, в размере 8 тыс. 225 рублей с 1 июля 2012 года, на 2013 год - 10 тыс. 100 рублей за тонну, на 2014 год - 11 тыс. 110 рублей.

В отношении бензина класса 3 устанавливается ставка на 2012 год в размере 7 тыс. 882 рублей за тонну, на 2013 год - 9 тыс. 750 рублей за тонну, на 2014 год - 10 тыс. 725 рублей за тонну. В отношении бензина класса 4 размер ставки составит в 2012 году 6 тыс. 822 рубля за тонну, в 2013 году - 8 тыс. 560 рублей за тонну, в 2014 году - 9 тыс. 416 рублей. Для бензина класса 5 ставки предложены в размере 5 тыс. 143 рубля в 2012 и 2013 годах, 5 тыс. 657 рублей в 2014 году.

В Минэнерго убеждены, что рост акцизов на топливо не приведет к одномоментному увеличению цен на бензин. Министерство отмечает, что одним из основных факторов, влияющих на ценовую ситуацию, является объем предложения на внутреннем рынке: запасы топлива на НПЗ и нефтебазах достигли годового максимума и почти вдвое превысили прошлогодние показатели; запасы высокооктановых бензинов на конец года составляли 1360 тыс. тонн, зимнего дизельного топлива - 1130 тыс. тонн. Кроме того, спрос в январе традиционно ниже среднего по году.

"В связи с этим Минэнерго не видит рисков роста цен, вызванного недостаточным предложением на рынке", - отмечалось в сообщении ведомства.

Неутешительный прогноз

Аналитик "Инвесткафе" Григорий Бирг говорит, что цены на бензин в 2012 году также будут зависеть от мировых цен на нефть и отношения нашего правительства к регулированию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. "До сих пор правительство жестко пресекало значительный рост цен на нефтепродукты", - заявил Interfax-Russia.ru Бирг.

Он напомнил, что в рамках первых двух волн штрафы для вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в масштабах их бизнеса были небольшими, и серьезно не влияли на политику компании на рынке топлива, да и по результатам последних антимонопольных дел в конце 2011 года ВИНК выплатили суммарно более 4 млрд рублей. "По итогам четвертой волны штрафы будут еще выше. В перспективе усиление потенциального наказания может повлиять на поведение нефтяников на топливном рынке", - считает эксперт.

По его мнению, до середины этого года темпы роста цен на бензин вряд ли значительно превысят темпы инфляции. "Стоимость бензина вырастет на 5-6%. Но стоит учесть, что основная часть роста тарифов, а соответственно и инфляции, придется на второе полугодие следующего года. Поэтому до конца года при стабильно высоких ценах на нефть стоимость топлива вырастет приблизительно на 15%", - предполагает Бирг.

Также, по словам собеседника Interfax-Russia.ru, очередной рост цен способна спровоцировать растущая налоговая нагрузка на нефтяные компании, возможно из-за роста акцизов. "Учитывая резкий скачок инфляции, а также тот факт, что к лету нас будет ждать очередной рост спроса на топливо, то становится ясно, что конфликта между ВИНК и ФАС следующим летом избежать будет крайне сложно. Так как ФАС уже довела до крупных штрафов предыдущие три волны, в случае повышения цен на бензин летом к концу года стоит ожидать и четвертой волны разбирательств", - отмечает Бирг.

Аналитик БКС Андрей Полищук также считает, что не стоит ожидать, что уровень производства светлых нефтепродуктов в России в 2012 году существенно увеличится, поэтому в пиковые периоды потребления ситуация с дефицитом бензинов может вновь повториться.

При этом он надеется, что в этот раз будут сделаны определенные запасы для покрытия дополнительного сезонного спроса. "В дальнейшем же должна быть решена проблема низкой глубины переработки на российских заводах. Перерабатывающих мощностей в РФ вполне достаточно, проблема лишь в объемах выпуска светлых нефтепродуктов", - пояснил Interfax-Russia.ru Полищук.

По его словам, к 2015 году средняя глубина переработки должна как минимум превысить 80%, что будет вполне достаточно для обеспечения спроса на внутреннем рынке.

Что касается цен, то, по его мнению, многое будет зависеть от цен на нефть, но вероятность продолжения роста цен на заправках очень велика. "В первую очередь это связано с ростом акцизов на нефтепродукты. Акцизы на бензин в 2012 году могут увеличиться примерно на 1,2 рубля с литра, следовательно, и бензин подорожает как минимум на эту же величину", - говорит Полищук.

Он также советует не забывать про инфляцию, рост тарифов естественных монополий и снижение курса российской валюты. "Если цены на нефть останутся на высоких уровнях, то цены на АЗС в среднем по РФ превысят 31 рублей за литр Аи-95, и могут достичь 32 рублей", - прогнозирует эксперт.

Такой же точки зрения придерживается и старший аналитик ИК "Арбат Капитал" Виталий Громадин. По его мнению, оптовые цены на бензин уже к середине лета поднимутся к максимумам прошлого года, при том, что розничные цены показывали постепенный рост в течение всего прошлого года и для Аи-95 удерживаются сейчас около уровня в 29 рублей за литр.

"Думаю, неизбежность роста в этом году не подлежит сомнениям при столь высоком уровне нефтяных цен. Уровень в 30 рублей будет преодолен до начала лета. А чтобы исключить дефицит топлива, нефтяникам может быть позволено поднять планку до 33-34 рублей к концу летнего сезона", - заявил Interfax-Russia.ru Громадин.

При этом он не исключил и дальнейшего повышения цен на бензин: "Выход выше зависит от результатов противоборства ФАС с нефтяниками, эффективностью развития биржевых торгов на данном этапе и других мер правительства".

По словам эксперта, на российском рынке нефтепродуктов главную роль все еще играет ручное регулирование - это сильно было заметно в прошлом году, и, скорее всего, будет столь же явно в первой половине 2012 года.

"К ценам на нефтепродукты сейчас особое внимание, так как до президентских выборов остается совсем немного времени. Ну а после выборов издержки в модернизацию НПЗ станут основным оправданием осторожного перекладывания тяжести повышения налогов на население. При этом дополнительный стимул для повышения могут вполне оказать нефтяные цены", - отмечает аналитик.

По его мнению, после выборов президента наступит период, который в прошлом году для многих регионов охарактеризовался дефицитом бензина. Опасения повторения ситуации небеспочвенны, но в этом году, скорее, произойдет рост цен, чем дефицит топлива, считает Громадин: "Для полноценного повторения ситуации прошлого года предпосылок в принципе нет. Предстоящих важных выборов уже не будет. И у правительства есть возможность больше не сдерживать цены".

При этом, по его мнению, на рыночное ценообразование надеяться пока еще не стоит: "Биржевая торговля только развивается, законопроекты ФАС также не смогут дать быстрого результата. Поэтому сложно оценить силу желания нефтяников воспользоваться послаблением для превышения объективного уровня цен с учетом необходимой модернизации перерабатывающих мощностей. Уже был пример в конце 2008 года, когда в правительстве в принципе не были против завышенных цен на бензин, так как нефтяники нуждались в финансовой помощи".

Замруководителя ФАС РФ Анатолий Голомолзин считает, что цены на бензин в России в 2012 году могут обогнать инфляцию. "Если ситуация на внешних рынках будет стабильной, можно предположить, что в 2012 году цены будут расти с темпами, близкими к инфляции, но, возможно, и с некоторым ее опережением", - заявил Голомолзин в интервью "Российской газете".

Замруководителя ФАС отметил, что прогнозировать, какими цены на бензин будут в 2012 году, сложно, поскольку цены складываются из совокупности факторов: ситуации на внешнем рынке, налоговой политики, инфляции и не в последнюю очередь затрат, которые несут компании.

По его словам, основная причина роста цен - повышение акцизов, которые и в прошлом году внесли основной вклад в подорожание топлива. "Мы рассчитываем на то, что рост акцизов не сразу отразится на стоимости топлива. По крайней мере, не в первые месяцы 2012 года, ведь нефтяники успели накопить определенный запас прочности", - сказал он.

В ФАС убеждены, что "в таких вопросах правильнее не на кого-то рассчитывать, а создавать институциональные механизмы для того, чтобы ситуация оставалась устойчивой". "Именно поэтому мы предлагали повышать акцизы постепенно, с темпом инфляции, и сделать их гибкими: при росте цен на внешнем рынке - снижать, а при падении в определенном диапазоне, скажем, со 130 до 90 долларов за баррель, наоборот, повышать", - пояснил Голомолзин.

Это могло бы, "с одной стороны, защитить внутренний рынок от необоснованного роста стоимости топлива, а с другой - уберечь экономику от вредных для нее ценовых колебаний", поскольку "топливо - ключевая составляющая для целого ряда секторов", которые серьезно лихорадит от резких ценовых скачков, подчеркнул замглавы ФАС.

Однако, по его словам, это предложение не нашло поддержки у Минфина. "Возможно, оно еще будет обсуждаться. Пока же нужно исполнять те решения, которые были приняты", - говорит Голомолзин.

По его мнению, надо отдавать себе отчет в том, что доля налогов в структуре стоимости топлива в России в ближайшие два-три года будет расти, стремясь к европейскому уровню, однако это "не самый лучший вариант для российской экономики".

Обозреватель Анастасия Николаева