Россия / Точка зрения 16 мая 2012 г. 17:26

"Черный ящик" раскроет тайну

Interfax-Russia.ru – Эксперты приступили к расшифровке речевого самописца разбившегося SSJ-100. Второй "черный ящик" пока не найден.

Почти неделю сначала индонезийские, а затем и присоединившиеся к ним российские специалисты продолжали поиск "черных ящиков" разбившегося 9 мая в Индонезии российского самолета Sukhoi SuperJet-100. На данные с бортовых самописцев возлагают большие надежды в расследовании страшной катастрофы, причины которой до сих пор остаются загадкой.

Спасатели изначально предполагали, что "черные ящики" лежат на дне ущелья у склона горы Салак, в который и врезался российский самолет. Действительно, сначала спасатели обнаружили в ущелье хвостовое оперение самолета, а 14 мая хвостовую часть фюзеляжа, в которой находились бортовые самописцы. Однако из-за завала ущелья грудой искореженных останков самолета и сложного рельефа местности - 85-градусных склонов, добраться до этой части лайнера спасателям оказалось чрезвычайно сложно.

Лишь 15 мая поздно вечером руководитель поисковой операции Кетут Парва сообщил местным журналистам, что специалисты, работающие в районе крушения самолета, сумели отыскать бортовой самописец SSJ-100. "Его нашли примерно в 100 метрах от места, где ранее обнаружили хвостовую часть самолета", - рассказал он.

"О ЧЯ (черном ящике – ИФ) сообщали военные. Местный МЧС и комиссию по расследованию, как последние говорят, не уведомляли", - в свою очередь в Твиттере сообщила пресс-секретарь Объединенной авиастроительной корпорации Ольга Каюкова.

Правда, на тот момент не было ясно, какой из двух бортовых самописцев был обнаружен: "Предположительно найденный ящик - регистратор голосовых данных SSJ. Он сильно обгорел. Второй бортовой самописец не найден".

Информацию о том, что найден речевой бортовой самописец разбившегося в Индонезии SSJ-100, подтвердили в Минпромторге. "Черный ящик" сильно обгорел, но модуль памяти цел", - отметил заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь.

Шансы на то, что вся имеющаяся в "черных ящиках" информация, несмотря на сильнейший одномоментный удар самолета о гору и практически его полное разрушение, сохранилась, весьма высоки. Как пояснял агентству "Интерфакс-АВН" источник в авиапроме, SSJ-100 был оборудован бортовыми самописцами нового поколения.

Он объяснил, что запись информации в установленных на самолет бортовых самописцах осуществляется на твердотельный накопитель, имеющий более высокие технические характеристики, чем магнитные пленки или проволоки. При этом сам "черный ящик" намного лучше защищен от ударных перегрузок и воздействия высокой температуры. Так, по оценке разработчиков, защищенный модуль памяти выдерживает ударные перегрузки до 3600 G, сохраняет работоспособность в течение часа при воздействии температуры до 1000 градусов Цельсия, и до 30 суток при погружении в морскую воду на глубину до 6 тыс. метров.

В настоящее время найденный речевой самописец самолета изучают в лаборатории Национального комитета по безопасности на транспорте в Джакарте. С самописцем работает группа из семи российских и четырех индонезийских экспертов.

Примечательно, что еще до того, как был обнаружен первый "черный ящик", в Индонезии разгорелся спор по поводу того, кто займется расшифровкой данных. Так, представитель компании-посредника "Сухого" PT Trimarga Rekatama сообщал, что "черные ящики" с SSJ-100 могут быть переданы для этих целей России. "Судя по всему, российская сторона настаивает на этом", - отметил он.

Однако правительство Индонезии отказалось передать России бортовые самописцы с российского самолета. По данным газеты "Джакарта глоб", власти Индонезии получили запрос об отправке в Россию бортовых самописцев, но вынуждены были отклонить запрос Москвы.

"По международным правилам расследование должно проводиться в стране, где произошло крушение", - приводит издание слова представителя местного Национального комитета по безопасности на транспорте.

"Мы заинтересованы в том, чтобы сделать расследование прозрачным и достоверным. Расследование будет проводиться индонезийскими органами. Россия будет играть вспомогательную роль", - заявил пресс-секретарь вице-президента Индонезии Йопи Хидаят.

При этом, отмечала газета, для расшифровки данных с бортовых самописцев будет использоваться российское оборудование. В комитете надеются, что расследование займет месяц, если "черные ящики" не были серьезно повреждены. Если же серьезные повреждения "черных ящиков" не позволят расшифровать данные, индонезийские власти будут вынуждены обратиться к изготовителю самописцев - США.

Между тем индонезийский эксперт Марджоно Сисво Суварно, отвечающий за исследование "черного ящика", заверил, что расшифровка речевого самописца с российского самолета будет завершена до конца текущей недели. При этом он указал, что индонезийские эксперты будут работать вместе с российскими коллегами. "Нам нужно будет сделать перевод с русского на английский, а затем на индонезийский", - отметил эксперт.

Специалисты надеются в ближайшее время обнаружить и второй самописец с российского самолета, который фиксировал параметры полета. "В настоящее время отряды спасателей усиленно ищут второй "черный ящик", - сообщил журналистам глава Национального поисково-спасательного управления Индонезии Мадья Дарьятмо.

Между тем эксперт Национального комитета по безопасности на транспорте Андреас Рикардо Хананто сообщил журналистам, что и обнаруженного речевого самописца уже достаточно для того, чтобы провести расследование причин катастрофы "Сухого", врезавшегося в склон горы Салак. На это, однако, уйдет лишь больше времени, подчеркнул он.

"Хотя не оба самописца обнаружены, причину катастрофы можно будет определить. Но не так быстро, если бы мы нашли и тот, и другой. При наличии только речевого самописца на это уйдет в лучшем случае год, максимум - два года", - указал он.

Пока же эксперты до сих пор не могут понять, что стало причиной катастрофы. По словам генерального директора по гражданской авиации Минтранса Индонезии Херри Бакти, главная загадка заключается в том, почему пилот запросил разрешение снизиться с 3 тыс. м. перед тем, как он исчез с радаров и врезался в склон горы Салак высотой 2,1 тыс. м.

"Самолет был на подлете к авиабазе Атанг Сенджая, где безопасно лететь на низкой высоте", - сообщил он, отметив, что эксперты не понимают, что произошло затем, и почему самолет врезался в гору.

По мнению спасателей, самолет ударился плашмя о склон горы Салак - видимо, летчик, увидев гору, пытался в последний момент резко набрать высоту.

Представитель Национального агентства по безопасности на транспорте Индонезии Томас Джамалуддин предположил, что Sukhoi SuperJet-100 перед катастрофой пытался снизу обойти мощные кучево-дождевые облака, простиравшиеся до высоты 11 км.

"Для облета облака сверху самолету бы потребовалось забираться на большую высоту - в тот день облака в районе горы Салак простирались от 3 тыс. метров до 11,1 тыс. метров. В такой ситуации пилот будет искать возможность облететь облака слева, справа или снизу", - пояснил он.

По его словам, "просьба пилота снизиться с 3 тыс. метров до 1,8 тыс. метров выглядит вполне разумно, если другого выхода нет". Но, как считает эксперт, возможно, было поздно принимать во внимание горную местность в этом районе.

Кучево-дождевые облака являются наиболее опасными облаками с точки зрения условий полета в них. Образование подобных облаков обычно сопровождается грозами и ливнями. Вертикальная мощность кучево-дождевых облаков достигает 7-9 км, а нижнее основание часто лежит на высоте 300-600 метров и имеет относительно небольшую площадь. Особенно быстро они формируются летом над горами.

Планируется, что первые данные расследования авикатастрофы в Индонезии будут опубликованы в течение месяца. Проект доклада по итогам расследования выйдет через 10 месяцев, а итоговый - через 12 месяцев.

Обозреватель Анастасия Николаева