Россия / Точка зрения 17 ноября 2017 г. 15:48

Договорились по тарифам

Interfax-Russia.ru - Билеты в плацкартные и общие вагоны начали продавать в вокзальных кассах. ФАС и РЖД договорились о тарифах на пассажирские перевозки.

Договорились по тарифам
© РИА Новости. Владимир Астапкович

Продажа билетов в плацкартные и общие вагоны, приостановленная 4 ноября, возобновилась по указанию премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.

"Есть целый ряд резонансных вещей, не так давно обсуждался вопрос о приостановке продажи билетов в плацкартные и общие вагоны с датой отправления с 1 января 2018 года. Нужно все возобновить, прямо с середины этого месяца. Я такое поручение даю и железной дороге, и, естественно, министерству транспорта, и антимонопольной службе", - сказал Дмитрий Медведев на заседании правительства РФ.

В свою очередь, глава ОАО "РЖД" Олег Белозеров пообещал премьер-министру возобновить продажу таких билетов, сообщив, что все проблемы решены.

"Количество предлагаемых мест в плацкартных и общих вагонах соответствует уровню прошлого года. АО "ФПК" назначило свыше 500 дополнительных рейсов поездов, которые в зимние каникулы будут курсировать во внутригосударственном и международном сообщении по самым популярным направлениям",- сообщается на сайте перевозчика.

Там также отмечается, что "пиковые" даты выезда пассажиров ожидаются 29 и 30 декабря, наиболее высокий пассажиропоток в обратном направлении придется на 6, 7 и 8 января 2018 года.

"В случае необходимости на ряде направлений дальнего следования ОАО "РЖД" может принять решение об увеличении количества дополнительных поездов либо о пополнении уже назначенных составов. Спрос пассажиров на новогодние перевозки в плацкартных вагонах будет удовлетворен в полном объеме", - отмечают в РЖД.

Этому весьма обрадовались туроператоры, так как отсутствие в продаже плацкартных билетов могло сорвать детские туры на зимние каникулы, сообщил РСТ.

Продажу плацкартных билетов приостановили, когда продажа билетов за 60 суток до отправления поезда для организованных групп пассажиров уже началась, напомнили в союзе.

"Информация появилась в праздничные дни, и агентства, направляюще детские группы к нам в Москву, не успели отреагировать. Думаю, все впереди, ведь под такую перевозку всегда выкупают плацкарты, а на Новый год по стране обычно путешествует огромное количество детей", - цитирует РСТ генерального директора компании "Анкор" Елену Шарину.

При поездках детских групп плацкартные вагоны активно используют для того, чтобы все маленькие пассажиры были на виду, уточняет РСТ.

Отмене продаж билетов в начале ноября предшествовало предложение Федеральной антимонопольной службы, выдвинутое 31 октября, понизить на 10% тарифы на проезд в общих и плацкартных вагонах.

Соответствующий вопрос, сообщил журналистам замглавы ведомства Александр Редько, обсуждался на заседании правления ведомства. Предложение регулятора чиновник объяснил "созданием экономических стимулов для населения".

"Поднимать цены, руководствуясь затратной логикой, неверно. Надо ориентироваться на состояние конкуренции и доходы населения. Авиаперевозчики снижают на 10% стоимость своих перевозок - и все клиенты с железных дорог уходят на авиацию", - сказал Александр Редько.

В то же время АО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК, "дочка" РЖД, занимается перевозками в поездах дальнего следования) рассчитывает индексировать регулируемые тарифы в 2018 году на 3,9%. И это при том, что у ФПК падает пассажиропоток.

"Провозная емкость "Победы" - 94%, в плацкарте ФПК - 74%, в общих вагонах - менее 50%. Вот резерв, поезда ходят полупустые. Какой смысл поднимать цены на полупустые поезда? Необходимо решить проблему качества подвижного состава", - подчеркнул Александр Редько.

Кстати, цены на билеты в плацкартные вагоны на ряд направлений превышают цены на авиабилеты на те же направления или равны им по стоимости. На сайте Федеральной антимонопольной службы приводится сравнительный анализ стоимости билетов по одинаковым направлениям на одну и ту же дату, который свидетельствует о том, что на маршрутах Москва-Назрань, Москва-Новосибирск и Москва-Сургут стоимость плацкартного билета превысила стоимость билета у лоукостера. На ряде других направлений, например из Москвы в Красноярск, Сочи и Ростов-на-Дону, стоимость перелета лоукостером оказалась практически равна поездке в плацкарте (разница не более 500 рублей).

Также специалисты ФАС России сравнили цены на билеты в купе и плацкарте. В ряде случаев билет в купе стоит дешевле.

"Однако Минтранс и Минэкономразвития выступили против инициативы. Обсуждение отложено до совещания в правительстве", - заявил Александр Редько.

Между тем, по его словам, "только после решений по тарифам на пассажирские перевозки" будет сформирована позиция антимонопольного ведомства по вопросу грузового тарифа.

"В ФАС получили позицию РЖД по необходимости индексации (последнего - ИФ) на 6%", - уточнил чиновник.

Ранее в РЖД предложили повысить ставки на 4% на все виды грузов, кроме нефтяных, и на 2% поднять базу тарифа, чтобы возместить последствия ряда нормативных решений.

В то же время, как сообщил Редько, антимонопольная служба считает, что можно индексировать ставки на нефтяные перевозки "как все грузы - без изъятий".

"Окончательно говорить об индексации грузового тарифа РЖД, в том числе на 2018 год, можно будет после того, как будет решен вопрос с наличием подвижного состава на пригородное и дальнее железнодорожное сообщение - кто и на чем будет возить пассажиров. Решение напрямую связано с грузовым тарифом", - подчеркнул Редько.

По данным ФАС, в 2017 году в России выбыло 2,3 тыс. вагонов, тогда как закуплено лишь 676.

Регулятор считает, что "Федеральной пассажирской компании" следует обновить подвижной состав и снизить цены на билеты для пассажиров - "только тогда по пассажирским перевозкам можно будет выйти "в плюс". В качестве источника для оптимизации регулятор видит непрофильные доходы и снижение расходов.

Также в ФАС порекомендовали РЖД повысить качество услуг, заключить долгосрочные контракты на закупку вагонов, обеспечить установку кондиционеров и биотуалетов во всех вагонах.

Однако в ФПК объявили, что компания оснащает свой подвижной состав биотуалетами и кондиционерами, но разово оснастить ими весь парк, включая плацкартные вагоны, считает невозможным.

"Поскольку общий парк вагонов компании составляет более 18 тыс. единиц, единовременное обновление и дооборудование парка невозможно из-за объективных финансовых и производственных возможностей", - сказал "Интерфаксу" представитель ФПК, добавив, что сейчас прорабатывается долгосрочная программа закупки подвижного состава до 2025 года.

Он уточнил, что с 2010 года доля вагонов, оснащенных кондиционерами и биотуалетами, увеличилась в компании с 46,1% и 23,1% до 65,2% и 47,4%, соответственно.

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook