Россия / Точка зрения 17 декабря 2015 г. 15:49

Долговое признание

Interfax-Russia.ru – МВФ признал официальный статус российского кредита Украине на $3 млрд. Киеву придется пересмотреть перечень коммерческих кредиторов и начать переговоры с Москвой.

Погашение евробондов, посредством которых Россия незадолго до смены власти в Киеве одолжила Украине $3 млрд из Фонда национального благосостояния, должно состояться 20 декабря. Киев предложил Москве реструктуризацию этого выпуска на общих условиях с держателями коммерческих обязательств, однако РФ отказалась обсуждать этот вариант, настаивая на суверенном, а не коммерческом, характере долга. Украина заявила, что других предложений для России не будет. В ответ Россия предрекла скорую встречу в суде.

Впрочем, РФ предлагала свой вариант реструктуризации украинского долга с рассрочкой погашения на 3 года под гарантии США, ЕС или первоклассного международного финансового института.

"Именно для того, чтобы обеспечить получение денег, возврат этих денег, и для того, чтобы не ставить Украину в сложное положение, мы сделали, на мой взгляд, неожиданное предложение нашим партнерам: мы не просто согласились на реструктуризацию украинского долга, но и предложили лучшие условия этой реструктуризации, чем от нас просил МВФ. Нас просили перенести этот платеж в объеме $3 млрд на следующий год. Я сказал, что мы готовы пойти на более глубокую реструктуризацию, готовы на то, чтобы в этом году вообще не получать никаких денег, а в следующем году получить миллиард, в 2016-м; в 2017-м - еще миллиард и в 2018-м - еще один миллиард", - описывал суть российского предложения президент РФ Владимир Путин.

По словам главы государства, в ответ на это предложение Россию уверили, что кредитоспособность украинского государства будет расти, и есть все основания для получения $3 млрд уже в следующем году. "А если это так, то нет никаких опасений у наших партнеров выставить гарантии по этому кредиту. И мы попросили таких гарантий либо от правительства США, либо от Евросоюза, либо от одного из солидных международных финансовых институтов", - рассказал Путин, добавив, что этот вопрос необходимо решить до начала декабря.

Однако США отказались предоставить гарантии, а Евросоюз так и не дал официального ответа на российское предложение. При этом по неофициальным каналам было заявлено, что гарантии России по таким обязательствам даны не будут.

Тем временем Международный валютный фонд (МВФ) провел спешную реформу правил кредитования зарубежных заемщиков, чтобы из-за ожидаемого дефолта не пришлось сворачивать программу помощи Украине.

Дело в том, что политика кредитования МВФ (Lending-into-Arrears Policy) ранее исключала возможность предоставлять финансирование государству - члену фонда, имеющему задолженность перед официальным кредитором. Однако исполнительный совет МВФ 8 декабря решил снять это ограничение, что дает МВФ возможность продолжить кредитование Украины по действующей программе расширенного финансирования объемом около $17 млрд, даже если она допустит дефолт по евробондам на $3 млрд.

После изменения правил кредитования МВФ в Киеве посчитали непринципиальным статус долга перед РФ. "Если не найдем возможность делать реструктуризацию, то у нас не закрываются двери по финансированию МВФ", - заявляла глава украинского Минфина Наталия Яресько.

Международное рейтинговое агентство Moody‘s Investors Service также назвало изменение МВФ правил кредитования благоприятным для кредитоспособности Украины. Аналитики Moody‘s считают, что ослабление требований к заемщикам МВФ устраняет для Киева необходимость делать сложный выбор - между соблюдением программы фонда и затратой части резервов на погашение еврооблигаций, находящихся в собственности России.

"Новые правила лишают вопрос о статусе российского долга - официальный или коммерческий - релевантности и, таким образом, позволяют Украине пропустить платеж 20 декабря, не ставя под угрозу участие в кредитной программе МВФ", - отмечалось в обзоре Moody‘s.

Между тем, для того чтобы МВФ продолжил финансировать страны, допустившие просрочку или неисполнение по долговым обязательствам перед суверенным (в терминологии фонда - "официальным") кредитором, должны выполняться три критерия. Во-первых, срочная помощь со стороны фонда должна быть признана принципиально важной, при этом страна-должник обязана придерживаться всех требований программы МВФ. Во-вторых, заемщик должен предпринять добросовестные попытки достичь соглашения с кредитором в рамках параметров, установленных программой фонда.

И последний критерий - решение предоставить финансирование не должно повлечь нежелательные негативные последствия для возможностей МВФ мобилизовать средства от официальных кредиторов.

Предполагается, что оценку соответствия каждого отдельного случая указанным критериям будет проводить исполнительный совет МВФ, насчитывающий 24 члена от 8 стран с наибольшими квотами в фонде.

МВФ оставалось только определиться со статусом российского еврооблигационного займа в соответствии со своей методологией, хотя Украина и считала его таким же, как и любой другой долг по еврооблигациям.

Для официального подтверждения статуса долга Украины перед РФ на $3 млрд Россия инициировала заседание совета директоров МВФ, который 16 декабря вынес заключение, что долг Киева перед Москвой имеет официальный, а не коммерческий статус.

Голосование в совете директоров прошло в заочном режиме, никто из представителей стран не оспорил разосланный проект решения, и оно считается принятым.

Решение совета, в который входят представители основных стран-акционеров организации, означает, что у Украины теперь нет оснований отказываться от переговоров с Россией об условиях реструктуризации задолженности.

В свою очередь глава Минфина РФ Антон Силуанов пояснял, что после того, как статус российского долга будет подтвержден, Украина должна будет пересмотреть перечень коммерческих кредиторов, утвержденный ее правительством. Именно в этот список были включены и российские бумаги на $3 млрд.

Дело в том, что условия соглашения Украины с держателями еврооблигаций предусматривают, что Киев никому из других коммерческих кредиторов не может дать условия реструктуризации долга лучше. А поскольку официальный статус долга России теперь подтвержден, это ограничение на российские бумаги никак не распространяется, и у Киева нет формальных причин отказываться от двусторонних переговоров с Россией об условиях погашения бумаг.

"Даже МВФ, принимая последние изменения в своих документах (необходимые для продолжения реализации программы помощи Украины, несмотря на возможный дефолт по обязательствам перед РФ - ИФ), указывал, что официальный кредитор должен иметь условия лучше для реструктуризации по сравнению с коммерческими кредиторами. Фонд пишет, что принятое решение об изменении правил финансирования программ при наличии просрочки не меняет сложившуюся практику, по которой официальный кредитор получает условия лучше, чем коммерческие", - отмечал Силуанов.

Таким образом, Киев, чтобы получить очередной кредитный транш МВФ, должен будет теперь продемонстрировать желание договориться с Москвой.

Вместе с тем, отвечая на вопрос, готова ли Россия обсуждать урегулирование долга Украины по евробондам в досудебном режиме, глава Минфина сказал, что это уже невозможно сделать технически.

Между тем Минфин Украины заявил, что Киев не сможет погасить "российские" еврооблигации на начальных условиях независимо от их статуса, "не нарушая при этом финансовых целей программы Международного валютного фонда и свои обязательства в соответствии с условиями новых суверенных еврооблигаций, выпущенных в ноябре 2015 года".

При этом Минфин отмечает, что невыполнение обязательств по "российским" облигациям не повлечет кросс-дефолт по новым суверенным евробондам, и подчеркивает, что Украина сохраняет за собой все права в соответствии с украинским, английским, международным и любым другим правом, касающимся облигаций со сроком обращения до декабря 2015 года.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook