Точка зрения 8 апреля 2010 г. 16:42

Долгожданный договор

Interfax-Russia.ru - Главы России и США подписали в Праге новый Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Новый договор о СНВ подписали в четверг в чешской столице президенты РФ и США Дмитрий Медведев и Барак Обама. Этот документ заменит одно из наиболее значимых в истории соглашений в области разоружения – договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1992 года, срок действия которого истек 4 декабря 2009 года.

Новый договор будет действовать до 2020 года. Стороны пришли к соглашению, что документ может быть продлен на срок не более пяти лет, если до этого его не заменит последующее соглашение по СНВ. Документ, который подписали два президента 8 апреля, представляет собой объемный пакет документов, из которых собственно текст договора занимает всего 15 страниц.

Значительно более объемным документом является протокол к договору – 154 страницы. Положения этого протокола, разбитое на 10 глав, конкретизируют статьи договора, и прописывают порядок его выполнения.

Выполнили и перевыполнили

Дмитрий Медведев заявил, что подписание нового договора о СНВ – это историческое событие, которое определит разоруженческие процессы в мире на годы вперед. "Это очень важно и для Европы, и для всей нашей планеты", - подчеркнул российский лидер. "В Праге произошло действительно историческое событие", - добавил он. При этом, по мнению президента РФ, подписанный документ "в полной мере выдерживает баланс интересов России и США.

Обама высказался в том же ключе: "Сегодня ключевой момент для ядерной безопасности и нераспространения и для американо-российских отношений". По словам президента США, договор предполагает сокращение ядерного оружия и средств его доставки и включает режим контроля, который повышает доверие, "дает большую гибкость для защиты нашей безопасности, способствует обеспечению Америкой безопасности наших европейских союзников".

Как считают в российском внешнеполитическом ведомстве, России и США при заключении нового договора об СНВ, действительно, удалось сохранить баланс взаимных интересов. "Главное заключалось в том, чтобы обеспечить сохранение баланса интересов, который, собственно, и определяет понятие стратегической стабильности. Я могу сказать, что нам это удалось, и что от этой предсказуемости выигрывают все", - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции в Москве в среду.

Как сообщил ранее на брифинге официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, Россия "выполнила и даже перевыполнила" российско-американский договор СНВ-1 и российско-американский договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) от 2002 года. С 8 апреля 2010 года оба эти документа официально стали частью истории.

Напомним, что СНВ-1 устанавливал предельное количество ядерных боезарядов – 6 тыс. боеголовок у каждой из сторон. Помимо этого он запрещал производство, испытание и развертывание баллистических ракет воздушного запуска, подводных пусковых установок и орбитальных ракет. Еще в 2001 году оба государства заявили о выполнении обязательств. По данным на начало декабря 2001 года, у России оставалось 5 тыс. 518 боезарядов, а у США – 5 тыс. 948 боезарядов.

Озабоченности Кремля сняты

Новый договор по СНВ включает в свои параметры носители в неядерном оснащении и снимает озабоченности Москвы относительно "возвратного потенциала" США, объяснили в Кремле журналистам накануне подписания документа.

Согласно договору, каждая из сторон через 7 лет после его вступления в силу сможет иметь не более 700 единиц развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 1 тыс. 550 единиц боезарядов на них и 800 единиц развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также ТБ.

"Данный уровень (700 единиц развернутых носителей и 800 единиц развернутых и неразвернутых пусковых установок – ИФ) установлен по нашей инициативе с целью введения в юридическое поле договора развернутых и неразвернутых пусковых установок, а также тяжелых бомбардировщиков, что позволит ограничить "возвратный потенциал" и создаст стимул для ликвидации или переоборудования данных средств СНВ", - заявил помощник президента РФ Сергей Приходько.

Он также сообщил, что "новый договор предусматривает строгий контроль за переоборудованными под обычные вооружения подводными лодками и тяжелыми бомбардировщиками, позволяющий гарантировать, что этим средствам не будут возвращены способности несения ядерного оружия".

Кроме того, Приходько отметил, что "обычные (неядерные) боезаряды межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) включаются в предельное количество боезарядов, предусмотренные договором, а их носители – в общие потолки средств доставки". "Исходим из того, что эта крайне важная договоренность послужит стартовой площадкой для дальнейшего диалога о влиянии МБР и БРПЛ в обычном оснащении на стратегическую стабильность", - сказал помощник президента. Помощник главы государства также подчеркнул, что упрощение процедуры контроля, которое зафиксировано в новом российско-американском договоре о СНВ, позволит примерно вдвое сократить расходы сторон на эту деятельность, что весьма немаловажно в посткризисной ситуации.

Принципиальный момент

Весьма принципиальный момент, вокруг которого у военных экспертов двух стран еще совсем недавно возникали серьезные споры, а именно увязка систем противоракетной обороны и наступательных вооружений, также прописан в новом договоре. "Перед переговорщиками стояла задача адекватного закрепления в новом договоре неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями (ПРО). Такая задача была успешно решена – взаимосвязь СНВ/ПРО, а также возрастающая важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений в договоре прописаны и будут иметь юридически обязывающий статус", - заявил Приходько.

Вместе с тем он отметил, что Россия может выйти из нового СНВ, если американский потенциал ПРО достигнет масштабов, угрожающих ее национальным интересам. "Данное положение распространяется на количественное и качественное наращивание потенциала стратегической противоракетной обороны США", - сказал помощник президента.

После подписания договора Россия обнародовала одностороннее заявление относительно противоракетной обороны США. "Договор между РФ и США по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанный в Праге, может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США", - говорится в заявлении.

Сергей Приходько накануне отметил, что "новый договор представляет собой полноценный, сбалансированный документ, в полной мере отвечающий национальной безопасности РФ". "Договор не создает преимуществ для какой-либо из сторон, и потому нет оснований говорить, что, благодаря договору, кто-то выиграл, а кто-то проиграл", - пояснил представитель Кремля.

Впрочем, как считают специалисты, увязку ПРО и стратегических наступательных вооружений в договоре, очевидно, можно занести, главным образом, в актив России.

Вопросы ратификации

Впрочем, подписание договора СНВ еще не означает вступление его в силу. Закономерным продолжением должна стать ратификация документа парламентами обеих стран.

Причем Россия выступает за максимально быструю ратификацию. Дмитрий Медведев заявил, что этот процесс должен быть синхронизирован в России и в США. "Важно не просто подписать, но и синхронизировать процесс ратификации", - сказал президент РФ на пресс-конференции в Праге.

"В нашей истории, особенно если брать советский период, были примеры, когда одно государство ратифицировало соглашение, а второе говорило: извините, изменились обстоятельства. Этого мы не должны допустить", - добавил Медведев. "Поэтому синхронная внимательная и предельно открытая дискуссия по этому поводу и последующее утверждение нашими парламентами – вот, что нам нужно. За Россией в этом смысле задержки не будет", - сказал Медведев.

Тем временем, Совет Федерации России уже принял решение об отправке в ближайшее время в Вашингтон специальной делегации. Об этом сообщил глава международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов. "У демократов в США большая сложность с ратификацией в том, чтобы убедить республиканцев признать этот документ не имеющим характера межпартийных схваток", - сказал Маргелов журналистам.

Проблема может заключаться в том, для ратификации нового договора СНВ в Сенате США необходимо, чтобы за него проголосовало квалифицированное большинство – 67 законодателей. Демократическая партия, находящаяся у власти в США, не имеет такого количества голосов в сенате. Это может затормозить процесс. Более того, после ноябрьских промежуточных выборов демократы могут утратить еще несколько мест в Сенате.

Несмотря на это, Барак Обама после подписания исторического документа был настроен оптимистично. Он заявил, что будет "работать с Сенатом". "Я хочу работать с американским сенатом для того, чтобы он ратифицировал этот важный договор позднее в этом году", - сказал американский лидер.

Подводные камни

Большинство российских экспертов приветствовали подписание договора СНВ. Его называют и компромиссным, и отвечающим требованиям здравого смысла. "Как можно оценить договор по СНВ – это продукт компромисса, когда каждая из сторон тщательно просчитала, сколько ракет ей понадобиться, чтобы нанести неприемлемый ущерб противнику, или это результат сотрудничества двух стран, их стремления добиваться более стабильного миропорядка, не размышляя более в категориях "нанесения неприемлемого ущерба" друг другу? Скорее это второй подход, чем первый. Сегодня при подписании договора стороны исходят из того, что они не враги, а делают общую, совместную работу", - пишет ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем войны и мира МГИМО(У) Георгий Поволоцкий в своей статье, размещенной на сайте университета.

В свою очередь, бывший начальник международно-договорного управления главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ (2002-2009) генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский также полагает, что новый договор СНВ является равноправным, сбалансированным и предельно учитывает интересы российской стороны. В качестве члена рабочей делегации он принимал участие в разработке договора об ограничении стратегических наступательных потенциалов 2002 года (СНП) и нового договора СНВ. "Я надеюсь, что это будет первый действительно равноправный и сбалансированный договор по сравнению с договором по СНВ-1, без перекосов в сторону усиления контроля над отдельными компонентами ядерных сил России. Согласно этому документу США будет вынуждены реально утилизировать свои носители. Это очень важно", - отметил Бужинский.

По его мнению, важно еще и то, что в отличие от СНВ-1, который на четверть был посвящен контролю и ограничению российских наземных мобильных комплексов, в новом договоре зафиксировано положение, что каждая сторона самостоятельно определяет структуру своих стратегических ядерных сил. "В России основной упор делается на наземные составляющие – мобильные, шахтного базирования, у США – на морскую составляющую и на стратегическую авиацию. В новом договоре никто никого не ограничивает, ни США, ни Россию", - отметил Бужинский.

Между тем, другие отечественные эксперты обращают внимание на неочевидные последствия подписания нового договора. Так, вице-президент Института им. Курчатова, академик РАН Николай Пономарев-Степной считает, что с учетом объемов предстоящего разоружения, обеим странам предстоит как-то решать вопрос утилизации большого количества ядерных материалов. "Использование избытков высокообогащенного урана и оружейного плутония, которые высвободятся при сокращении ядерного вооружения, должно стать следующим шагом для России и США", - сказал эксперт журналистам.

Американские политологи называют подписание "пражского" договора важным этапом российско-американских отношений, хотя они не исключают трудностей в будущем. В частности, президент Центра Никсона Дмитрий Саймс заявил "Российской газете": "Новое соглашение по СНВ демонстрирует улучшение в российско-американских отношениях. Однако не стоит думать, что "перезагрузка" означает возможность для Москвы и Вашингтона избавиться от груза подозрительности и враждебности и начать рассматривать друг друга полноценными партнерами. Для этого нам явно еще многое нужно сделать". По мнению Саймса, соглашение было достигнуто "во многом благодаря тому, что ни одна из сторон не пожертвовала своими программами по развитию вооружений".

"Новые шаги в этом направлении будут гораздо более трудными. Для Москвы новый договор по СНВ подтверждает, что Россия остается супердержавой и поэтому имеет право на уникальные отношения с США. Для Вашингтона соглашение – фундамент в попытках привлечь Россию к более тесным отношениям в таких вопросах, как Иран", - делает вывод эксперт.

В свою очередь, профессор школы международных отношений Американского университета в Вашингтоне Шарон Вейнер отмечает, что ядерное оружие – только один элемент в российско-американской повестке. "Частью следующего этапа диалога должны стать вопросы контроля над вооружениями, дальнейшего сокращения ядерных арсеналов, особенно находящихся на хранении, ограничения тактического атомного оружия, противоракетная оборона", - заключил эксперт.

Подписание договора о СНВ, по сути, поставило точку в достаточно напряженной паузе, которая была заполнена утомительными согласованиями экспертами из России и США различных параметров, сроков, обязательств и т.д. Очевидно, что теперь в отношениях двух стран начнется новый период.

С другой стороны – и об этом не раз говорили лидеры обоих государств – тревогу вызывает позиция других ядерных держав, таких как Великобритания, Китай, Индия, КНДР и т.д. Как заявил в четверг Дмитрий Медведев, "нам абсолютно небезразлично, что происходит с ядерным оружием в других странах, и мы не можем себе представить ситуации, когда Россия и США будут предпринимать усилия по разоружению, а мир будет двигаться принципиально в другом направлении". Российский лидер в этой связи приветствовал инициативу Обамы о проведении в Вашингтоне саммита по ядерной безопасности. Саммит намечен на 12-13 апреля, и Медведев уже подтвердил, что примет в нем участие.

Обозреватель Сергей Нагорный

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще