Interfax-Russia.ru – Изменения в административный регламент по работе дорожно-патрульной службы существенно ограничили в правах инспекторов ГИБДД.
В пятницу поправки в регламент работы ДПС опубликовала "Российская газета". Часть вступивших в силу еще в прошлом году изменений ранее в открытом доступе не публиковалась - данная информация была доступна лишь в наставлении по дорожно-патрульной службе, у которого гриф "для служебного пользования".
Сам "Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" был утвержден приказом МВД России 2 марта 2009 года, зарегистрирован в Минюсте РФ 18 июня и вступил в силу с 1 сентября прошлого года.
Напомним, что согласно регламенту, российские автоинспекторы получали право отстранять от управления автомобилем и направлять на медосвидетельствование чиновников самого высокого ранга и иностранцев, пользующихся иммунитетом. "Раньше было непонятно, что делать с инспектором, который видит, что должностное лицо, пользующееся иммунитетом, управляет автомобилем в нетрезвом виде. Ни задержать, ни отстранить от управления он (инспектор) его не может. Если вдруг отважится на такой поступок, то окажется виноватым. В регламенте четко прописано, что в этой ситуации инспектор обязан отстранить такого водителя от управления", - заявлял глава департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России Виктор Кирьянов в интервью "Российской газете".
Помимо этого с 1 сентября сотрудникам ГИБДД, которые следят за дорожным движением с помощью технических средств фиксации нарушений ПДД, разрешили наблюдать за дорогой из укрытия. "Контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме - с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля", - говорилось в регламенте. При этом оговаривалось, что автоинспектора не вправе скрывать от водителей раскраску и маячки патрульных машин "с использованием открытой панели багажного отделения и иных способов".
Однако Генеральная прокуратура России внесла главе МВД РФ протест, в котором указала, что ряд положений регламента противоречат требованиям Конституции РФ, федеральных законов, а также нарушают конституционные права граждан.
В частности, пункт документа, разрешающий милиционерам контролировать дорожное движение из укрытий, противоречит, по мнению Генпрокуратуры, ст. 3 Федерального закона "О противодействии коррупции", согласно которому деятельность органов государственной власти должна быть публичной и открытой.
Подобные методы контроля, по мнению Генпрокуратуры, "главным образом направлены на выявление и пресечение административных правонарушений в ущерб их профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, что не согласуется с положениями ст. 2 Закона "О милиции", Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Кроме того, по словам официального представителя ведомства Марины Гридневой, предусмотренный регламентом порядок привлечения к административной ответственности лиц с особым статусом и обладающих неприкосновенностью противоречит Конституции РФ. "Существует закон, который четко регламентирует порядок привлечения к ответственности лиц с особым статусом. Регламент, который был в свое время принят в МВД, не соответствовал действующему законодательству, потому он и был опротестован Генпрокуратурой и будет приведен в соответствие с законом", - заявила "Интерфаксу" Гриднева.
Впрочем, недовольство по поводу нового регламента высказывала не только Генпрокуратура. Как эмоционально выразился вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский: "Сотрудники ГАИ в течение одной секунды перечеркнули все нормы и сочли, что могут выкидывать из-за руля вышеназванных лиц (с особым статусом – ИФ)".
19 сентября департамент ОБДД МВД удовлетворил протест Генпрокуратуры РФ и отменил право сотрудников ГИБДД задерживать лиц с особым статусом. Вместе с тем заместитель министра внутренних дел Николай Овчинников обратился в комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству с просьбой выработать позицию по протесту Генпрокуратуры РФ в связи с рядом положений регламента.
Депутаты согласились, что ряд положений регламента действительно "не соотносится с Конституцией РФ и отчасти носит тоталитарный характер". Не понравилось парламентариям и то, что некоторые положения документа можно трактовать субъективно, а ряд позиций регламента носят "двусмысленный характер". Высказали они и предложения, которые не были учтены в первоначальном документе. В частности, по поводу прав сотрудников ГИБДД останавливать транспортные средства по своему усмотрению без достаточных оснований.
Между тем, в департаменте ОБДД МВД утверждали, что Административный регламент, опротестованный Генпрокуратурой, разработан на основе норм действующего российского законодательства, а разногласия вызваны лишь трактовкой отдельных его норм. "Никаких революционных изменений мы не планировали, да и не могли планировать, поскольку все пункты регламента соответствуют существующей правовой базе", - сказал "Интерфаксу" заместитель начальника ДОБДД МВД России Павел Бугаев. По его словам, порядок разработки и согласования Административного регламента, определенный постановлением правительства РФ, был соблюден.
"Проект прошел согласование в различных согласительных комиссиях при правительстве РФ, с представителями общественности и окончательное согласование в Минюсте, включая правовую экспертизу документа", - отметил замглавы ДОБДД, добавив, что на стадии разработки предлагаемый вариант регламента был размещен в интернете для публичного обсуждения. "Замечаний и предложений от граждан было очень много. Все они были проанализированы и учтены при разработке проекта", - сказал Бугаев.
Кроме того, сообщил заместитель главного автоинспектора России, на всех этапах доведения положений регламента до сведения, как сотрудников, так и граждан, разъяснялось, что это "инструмент не какого-то давления, а наоборот, позволяющий минимизировать конфликтные ситуации". "Данный регламент рассчитан на добросовестного сотрудника милиции и законопослушного гражданина. Если те и другие таковыми не являются, то для них существует другой регламент в виде Уголовного кодекса", - отмечал он.
И все же Генеральная прокуратура России добилась своего - ДОБДД МВД РФ внес в текст коррективы. Приказом МВД РФ от 31 декабря 2009 года в текст Административного регламента ГИБДД внесены изменения, которые Минюст зарегистрировал 27 января 2010 года. Поправки исключили возможность неверной трактовки, и теперь в документе четко прописывается кто, как и за что может остановить водителя транспортного средства.
Итак, сотрудники российской Госавтоинспекции больше не имеют прав оформлять в отношении лиц с особым статусом нарушения ПДД и направлять таких лиц на медосвидетельствование. Теперь инспектор при задержании нарушившего правила VIP лица должен сообщить об этом дежурному и составить рапорт своему руководству. К лицам, обладающим иммунитетом, относятся: зарегистрированный кандидат на должность президента РФ, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы РФ, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченный по правам человека в РФ, члены избирательных комиссий, судьи, прокуроры и следователи СКП РФ.
Причем, если кто-то из вышеуказанных лиц, находящихся за рулем автомобиля, нетрезв, то автоинспектор должен принять меры, чтобы он не поехал дальше. Однако, в тексте документа не указано, что конкретно должен сделать сотрудник ДПС, а также что делать ему, если нетрезвый водитель с иммунитетом откажется выполнять законные требования милиционера.
Кроме того, изменения коснулись и полномочий инспекторов по использованию укрытий. Так, согласно внесенным поправкам, контролируя дорожное движение, автомобиль со спецокраской - с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом РФ и оборудованный устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов - обязательно должен стоять так, чтобы все водители его видели и могли предотвратить нарушение. Инспектор вправе открыть багажник, который может закрыть собой спецокраску и спецсигналы машины, только в том случае, если в багажнике установлен работающий прибор автоматической фотовидеофиксации нарушений.
Также изменения в регламент предписывают сотрудником ГИБДД в целях из собственной безопасности нести службу в темное время суток и в условиях ограниченной видимости только на освещенных участках дороги. При этом они всегда должны иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение.
А вот в светлое время суток сотрудники ДПС имеют полное право укрыться за "естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети". Но только при одном условии – контролировать дорожную ситуацию они будут только с помощью технических средств фотовидеофиксации нарушений.
Если же ситуацию на дороге контролируют сотрудники ДПС на патрульном автомобиле без спецокраски, то останавливать нарушителей они не имеют права. Остановить недобросовестного водителя и оформить протокол могут только наряды на посту ДПС, либо наряды, работающие на автомобилях со спецокраской.
В административном регламенте также четко прописана разница между осмотром и досмотром. "Даже сверка номеров кузова, двигателя или идентификационного номера - это уже досмотр. А досмотр в отличие от осмотра должен проводиться в присутствии понятых и с составлением соответствующего протокола", - отмечает "Российская газета".
Впрочем, нормы, запрещающие высаживать из-за руля пьяных VIP персон, еще в прошлом году на стадии подготовки изменений в регламент раскритиковали общественные организации. "Похоже, что авторы этого документа озабочены не обеспечением безопасности дорожного движения, а решением вопроса о ведомственных привилегиях", - заявил, в частности, "Интерфаксу" лидер межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.
По его мнению, "новый проект регламента создает парадоксальную ситуацию: дорожный инспектор, обязанный обеспечивать безопасность движения, может только составить рапорт и отпустить обладающего особым статусом водителя, который представляет собой реальную угрозу для всех участников движения, т.е. фактически являющегося потенциальным убийцей".
По оценке Лысакова, первоначальный вариант регламента был полезен именно тем, что давал инспектору право принимать меры административного воздействия в отношении VIP персон.
Лидер межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" убежден, что сейчас одна из основных проблем – это бесправие дорожного инспектора. "Вопрос не в том, чтобы отобрать права. Пусть эти люди будут неподсудны с точки зрения разбирательств в ГАИ, я имею в виду судей и следователей. Но меры обеспечения, т.е. отстранение от управления транспортным средством, отправление на штраф-стоянку, или направление на медицинское освидетельствование - инспектор должен иметь право сделать это по отношению к любому водителю", - считает собеседник агентства.
Проблема, по его мнению, состоит также и в том, что с юридической точки зрения решение об изъятии из регламента этих прав инспектора, безупречно. "Фактически Генпрокуратура заставила МВД не мытьем, так катаньем дезавуировать эту часть административного регламента. И это очень печально, потому что формально прокуратура права - регламент противоречит закону о прокуратуре, а подзаконный акт не может иметь силу федерального закона и перевешивать закон о прокуратуре", - сказал Лысаков.
С запретом на применение мер административного воздействия в отношении лиц, облеченных иммунитетом, не согласен и лидер Движения автомобилистов России, депутат Госдумы РФ Виктор Похмелкин. "Факт исключения этой возможности вызывает сомнения. Ведь речь идет о защите всех без исключения участников дорожного движения, а водитель, находящийся в определенном состоянии за рулем, невзирая на его статус, может представлять серьезную угрозу", - заявил Interfax-Russia.ru Похмелкин.
По его мнению, прокуратура, оспорив предыдущие положения регламента, заняла неверную позицию: "Уцепившись за формальности, защищающие статус сотрудника, не учла, что речь должна идти о защите каждого участника дорожного движения".
Что касается запрета караулить нарушителей дорожного движения из засады, то в этом случае, считает Похмелкин, все правильно: "Здесь не может быть ничего скрытного, ведь основная задача инспекторов дорожного движения предотвращать нарушения, а не провоцировать их".
Таким образом, нареканий не избежала и новая реакция административного регламента ГИБДД. Теперь, правда, не со стороны надзорных органов. Сейчас вряд ли можно убедить все общество, что неприкосновенность отдельных водителей прибавит безопасности на российских дорогах…
Обозреватель Анастасия Николаева