Interfax-Russia.ru – Российским водителям талон техосмотра заменили диагностической картой. Автодилеры получили право на проведение ТО обслуживаемых ими автомобилей.
Официально диагностическая карта стала документом еще летом 2012 года, после того как президент России Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым, документом, подтверждающим допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории РФ, вместо талона технического осмотра (ТО) признается диагностическая карта.
Подписанный президентом закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был принят Госдумой 13 июля и через пять дней одобрен Советом Федерации.
Как пояснял "Интерфаксу" замдиректора департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Евгений Ковтун, новый закон не отменяет для автовладельцев прохождения самой процедуры техосмотра, а лишь дает возможность совместить эту процедуру с сервисным обслуживанием автомобиля.
По его словам, талон отменен как не совсем нужный для документооборота документ. "По талону самая главная история в том, что вы приходите проходить техосмотр, вам дают подробный документ - диагностический акт. Потом на основании этого документа делается маленький документ, который называется талоном техосмотра, и с ним вы идете к страховщику. По сути, дальше он нигде не требуется, срок его жизни составляет иногда несколько минут", - пояснил он.
Ковтун отмечал, что, грубо говоря, закон начнет действовать с августа. "Дилерам надо еще аккредитоваться. Естественно, не все дилеры пойдут туда аккредитовываться, но большая часть все же пойдет. Это те дилеры, которые имеют оборудование, необходимое для техосмотра. Они быстро подадут заявления на аккредитацию", - сказал он.
Он также подчеркнул, что для дилеров в документе прописан особый порядок работы. "По действующему закону, если вы приехали к любому оператору на любом автомобиле, то оператор не вправе вам отказать. Понятно, что дилер хотел бы обслуживать только свои автомобили и не хотел бы, чтобы к нему приезжали конкуренты или, например, старые автомобили", - сказал Ковтун, уточнив, что теперь дилер вправе отказать в проведении техосмотра.
По его словам, такое послабление для дилеров сделано в основном для того, чтобы покрыть рынок услуг техосмотра. "У нас все еще есть недостаток в операторах проведения техосмотра, и такой мерой мы быстро увеличим их количество", - отметил собеседник агентства.
Закон также предоставил дилерам, в установленном порядке аккредитованным на проведение ТО, право осуществлять технический осмотр в отношении определенных марок транспортных средств.
Аккредитацию на проведение ТО дилерам придется получать в Российском союзе автостраховщиков (РСА). "Если автомобиль постоянно обслуживается у официального дилера - есть все отметки в сервисной книжке о прохождении планового техобслуживания; документы, подтверждающие оплату проведения техобслуживания, ему все-таки потребуется проходить процедуру техосмотра для того, чтобы водитель, который у него обслуживается, мог получить диагностическую карту", - пояснял начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов.
Причем, по его словам, реализация нового порядка проведения техосмотра требует подготовки и внесения изменений в целый ряд подзаконных актов, разработкой которых должны были заняться Минфин, Минэкономразвития, Минтранс, МВД, Минпромторг.
Итог их деятельности - проект постановления, которым предусматриваются изменения в правила проведения технического осмотра транспортных средств, обсудили 23 ноября на заседании правительства РФ.
По словам председателя правительства Дмитрия Медведева, речь идет о двух основных изменениях, касающихся "огромного количества автомобилистов". Во-первых, напомнил премьер, официальные дилеры получат право на проведение техосмотра автомобилей тех марок, обслуживание которых они осуществляют. "То есть не нужно проверять машину дважды – сначала у дилера, а потом уже в пункте техосмотра", - отметил Медведев.
Второе изменение – замена талонов техосмотра на диагностические карты транспортного средства, в которых подробно будет описываться фактическое состояние автомобиля по всем его ключевым параметрам.
"Смысл тех предложений, которые сделаны и которые мы сегодня рассмотрим, - возить с собой в машине диагностическую карту не нужно, чтобы это не превратилось в очередную бумажку, отсутствие которой будет влечь санкции для автомобилистов", - пояснил премьер.
По его словам, диагностическая карта будет необходима лишь при оформлении полиса ОСАГО, а наличие последнего и должно быть доказательством того, что техосмотр пройден. "Все данные должны попадать в электронную базу, которая будет доступна для автостраховщиков. Надеюсь, что это создаст основы для более цивилизованного и прозрачного авторынка в нашей стране и, конечно, что не менее важно, сэкономит деньги и время автомобилистов", - подчеркнул Медведев.
Соответствующее постановление правительства, которое, по большому счету, является завершением длительного процесса по отмене талона техосмотра, Медведев подписал 29 ноября.
Теперь талон технического осмотра официально исключен из числа документов, являющихся подтверждением прохождения ТО. На смену ему пришла диагностическая карта – именно ее при успешном прохождении техосмотра на руки получит автовладелец для предъявления страховой компании при покупке полиса ОСАГО.
Поскольку диагностическая карта будет существовать не только в бумажном варианте, но и в электронном, страховая компания всегда может проверить, проходила та или другая машина техосмотр.
Кстати, диагностическая карта существенно упростит и смену собственника транспортного средства – так как в документе о техническом состоянии авто будет указан не регистрационный номер автомобиля, а идентификационный, то новому владельцу не придется заново проходить техосмотр или переоформлять карту на новые номера.
В постановление также включен ряд положений, определяющих порядок учета, хранения, передачи и уничтожения документов о техосмотре. Также новое постановление корректирует введенные в обращение летом 2012 года диагностические карты, в том числе адаптирует их для международного использования.
Кроме того, постановление правительства вводит нового участника правоотношений в сфере проведения технического осмотра транспортных средств – дилера, проводящего сервисное обслуживание отдельных марок транспортных средств.
Впрочем, убежден президент Российской ассоциации автодилеров Андрей Петренко, для дилеров это будет просто еще одной услугой, а не способом зарабатывания денег. "Те тарифы, которые были обозначены, не являются основными для дилера. Для дилера это будет являться, в основном, именно еще одной услугой, которую он предлагает своим клиентам, и повышает свой уровень лояльности по отношению к ним", - пояснил Петренко свою точку зрения "Коммерсанту-FM".
При этом он не исключает, что если дилер будет заинтересован в привлечении большего количества клиентов, то он сможет вообще предложить скидку на выполнение этих работ. В любом случае, считает Петренко, для того, чтобы понять, как будет складываться ситуация потребуется не меньше полугода.
С такой точкой зрения соглашается генеральный директор информационного портала "Автодилер.ру" Олег Дацкив. "Отчасти я согласен, потому что мы знаем, что многие инициативы правительства реализуются не совсем тогда, когда принимаются", - заявил он.
При этом, по его мнению, основной-то организацией, где станут возможны теперь элементы коррупции, станет страховая компания: "Страховая компания не обладает сервисными мощностями, она, кроме как там 5-7-8 тыс. рублей за ОСАГО, за этот полис, ничего больше не заинтересована с человека брать. И здесь, возможно, через какие-то страховых брокеров, не очень порядочных, не из первой десятки страховые компании, возможен вариант получения полиса, который автоматом говорит, что у тебя есть диагностическая карта".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".