Interfax-Russia.ru – Москва раскритиковала предложенные ЕС условия оказания финансовой помощи Кипру и выразила обеспокоенность судьбой размещенных там депозитов российских госструктур.
Кипрская десятина
В июне 2012 года Кипр стал пятой страной еврозоны, обратившейся за помощью к Евросоюзу (ЕС). "Тройка" (Еврокомиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд) после оценки состояния экономики страны заявила, что для исправления ситуации ей может потребоваться более 10 млрд евро, или 56% ВВП. В дальнейшем оценка была повышена до 12-16 млрд евро.
Дело в том, что Кипр нуждается в получении внешней финансовой помощи до июня, когда ему предстоят крупные выплаты по внешним обязательствам - в июне 2013 года страна должна погасить 1,4 млрд евро по своим облигациям. Поэтому, чтобы не допустить дефолта, все договоренности должны быть достигнуты до этого срока. При этом Париж и Берлин неофициально выражали пожелания завершить переговоры до конца марта.
Хотя экономика Кипра составляет меньше 0,2% совокупного ВВП еврозоны, в Брюсселе опасаются, что дефолт Кипра подорвет восстановительные процессы в Греции в силу высокой взаимосвязанности банковских секторов этих государств. Кроме того, он может подпортить имидж единой Европы.
Кипрские банки, активно кредитовавшие греческие компании и покупавшие греческие облигации, стали жертвой краха греческой экономики и реструктуризации ее долга. При этом банковский сектор Кипра в 8 раз превышает размер кипрской экономики, поэтому его спасение стало настолько проблемным. Страны-кредиторы также озабочены тем, что через банки острова проходят огромные средства российских компаний и частных лиц.
Главная проблема - насколько быстро можно сократить долг Кипра до подъемного уровня. Если стране будут выделены необходимые ей 17 млрд евро (из которых 10 млрд приходиться на рекапитализацию банков), то ее долг достигнет 145% ВВП, что, если не считать Греции, станет самым высоким показателем в ЕС.
К концу минувшей недели, как сообщал Financial Times, министры финансов еврозоны еще не имели единой позиции по вопросу оказания помощи Никосии. Так, сторонники более радикального плана действий, включающего в себя реструктуризацию кипрского банковского сектора, хотели бы сократить долг Кипра до 100% ВВП уже к 2016 году. Другие готовы были согласиться на план, при котором тот же уровень долга будет достигнут к 2020 году.
За более радикальные меры выступали Международный фонд, Германия и другие северные страны ЕС. В частности, МВФ посчитал возможным списание части стоимости крупных депозитов в кипрских банках. Еврокомиссия и ряд стран опасались, что такие шаги приведут к оттоку денег как из кипрских, так и, возможно, из других европейских банков. Они предлагали повысить на Кипре налоги на увеличение капитала и, возможно, собрать с держателей депозитов разовый налог.
В итоге, Европейский союз и Международный валютный фонд 16 марта приняли решение предоставить Кипру пакет помощи в 10 млрд евро ($13 млрд), чтобы спасти остров от банкротства. При этом значительная часть финансовых потребностей острова должна быть покрыта за счет разового сбора с вкладчиков кипрских банков. В том числе примерно половину этого бремени должны были взять на себя иностранцы - россияне и британцы, имеющие вклады в местных банках.
Чтобы сократить собственное участие в операции оздоровления кипрской экономики, международные доноры потребовали от Никосии ввести чрезвычайный налог в 6,75% на все банковские вклады ниже 100 тыс. и 9,9% - свыше этого порога, а также удержать банковские проценты с этих сумм. Деньги должны были списать со счетов к моменту открытия банков 19 марта (из-за начала поста, так называемого, "зеленого понедельника" 18 марта на Кипре был выходным днем).
Также, по договоренности с кредиторами, от Кипра потребовали повысить налог на прибыль компаний с нынешних 10% до 12,5%, ввести налогообложение процентных доходов и пройти аудит соблюдения антиотмывочного законодательства. Кроме того Кипр должен ускорить приватизацию, которая должна дать бюджету 1,4 млрд евро, и сократить бюджетные расходы на 4,5% ВВП.
В результате всех запланированных мер к 2020 году долг Кипра должен составить 100% ВВП против нынешних 93%, считают министры финансов стран еврозоны, а к 2018 году размер банковского сектора предполагалось сократить до среднеевропейского уровня.
Привлечение к финансированию банков вкладчиков должно облегчить одобрение кредита для Кипра парламентами Германии, Нидерландов и других северных стран, где парламентарии выступали против спасения за счет денег европейских налогоплательщиков банков, где депозиты держат россияне.
Закон не прошел
Процесс одобрения кредитов для Кипра планировали завершить в апреле. До этого европейскую помощь уже получили Греция, Ирландия, Португалия, а также Испания. Однако до сих пор вкладчики европейских банков никогда не несли потерь в рамках операций по спасению стран, оказавшихся на грани банкротства.
Как объявило рейтинговое агентство Moody‘s Investors Service, решение Евросоюза об оказании помощи Кипру, которое включает в себя не имеющий прецедентов одноразовый сбор с вкладчиков банков, будет иметь негативные последствия для кредитных рейтингов как кипрских, так и европейских банков. Эксперты указали на то, что подобные меры лишат Кипр привлекательности для международных инвесторов и могут еще больше ухудшить экономическую ситуацию в стране, а также на то, что это создает опасный прецедент.
Со своей стороны президент Кипра Никос Анастасиадес, обращаясь по телевидению к нации, заявил, что вызвавший широкое возмущение налог на банковские вклады был альтернативой банкротству. "Я выбрал наименее болезненный вариант в сложившихся условиях, я понимаю, какую политическую цену придется за это заплатить", - процитировала британская телерадиокоропорация Би-Би-Си президента.
При этом он пообещал провести срочные переговоры с кредиторами, чтобы смягчить эффект от введения вызвавшего широкое возмущение среди населения страны налога на банковские вклады.
Вместе с тем правительству Кипра не хватило одного голоса в парламенте, чтобы одобрить закон, так как оппозиция отказалась поддержать данный законопроект. Поэтому экстренное заседание парламента Кипра, на котором должны были рассмотреть законопроект, вводящий налог на банковские вклады, поначалу перенесли с 17 на 18 марта, а затем отложили еще на день.
В итоге 19 марта кипрский парламент отклонил законопроект о введении налога на банковские депозиты: "против" введения налога высказались 36 депутатов, 19 – воздержались, "за" не было подано ни одного голоса. Таким образом, законопроект не поддержала даже правящая партия президента Никоса Анастасиадиса, который вел переговоры с ЕС об экстренной помощи.
По данным Financial Times, в Брюсселе были ошеломлены тем, что кипрские парламентарии не захотели перенести груз спецналога полностью на крупные депозиты, превышающих 100 тыс. евро, держателями которых во многих случаях являются россияне. "Стало ясно, что есть бизнес-интересы в парламенте, которые говорят о необходимости защиты депозитов нерезидентов", - сказал FT один европейский чиновник.
Теперь Брюссель ждет контрпредложений от Никосии, которая должна сообщить, каким образом она рассчитывает теперь получить в бюджет 5,8 млрд евро, чтобы обеспечить предоставление Евросоюзом и Международным валютным фондом своих 10 млрд евро. Если кипрские власти не смогут привлечь дополнительные средства, о которых была достигнута договоренность с ЕС, так, чтобы это удовлетворило Брюссель, Кипр окажется перед угрозой полного коллапса банковской системы и возможного выхода из еврозоны.
Позиция Германии в отношении Кипра, судя по всему, остается неизменной. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявил, что сожалеет о решении парламента Кипра отказаться от введения налога на банковские депозиты. В интервью немецкому телеканалу ZDF министр заявил, что неясно, смогут ли кипрские банки когда-нибудь открыться вновь - в настоящее время банки на Кипре все еще закрыты.
Альтернатива Евросоюзу
Помимо привлечения европейской помощи, кипрские власти работают и над планом привлечения денег из России. РФ в 2011 году выдала Кипру кредит на 2,5 млрд евро сроком на 4,5 года. Кипр просил пролонгировать его на 5 лет. Теперь позиция России в вопросе о реструктуризации долга этой страны может поменяться.
Еще когда кипрский парламент откладывал экстренную сессию, в России готовящуюся операцию обсудили на высшем уровне. Президент Владимир Путин 18 марта провел с руководством администрации, помощниками и советниками, курирующими экономические вопросы оперативное совещание, на котором обсуждалась экономическая ситуация в еврозоне.
Как сообщил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, в ходе совещания президент повторил свой тезис, изложенный ранее в послании Федеральному собранию, о том, что в России заинтересованы в деофшоризации экономики, в том, чтобы экономические условия были везде абсолютно прозрачные и понятные, так, чтобы никто не мог их использовать для ухода от уплаты налогов и для укрывательства своих доходов.
"В этом контексте, оценивая возможное решение о введении на Кипре дополнительного налога на банковские вклады, Путин сказал, что такое решение, в случае его принятия, будет несправедливым, непрофессиональным и опасным", - сказал Песков.
Такой точки зрения придерживается и министр финансов Антон Силуанов. "Нельзя сказать, что российская сторона заботится (исключительно - ИФ) о своих вкладчиках в кипрских банках, просто это может спровоцировать негативные последствия для вкладчиков в других банках стран еврозоны, где устойчивость банковской системы вызывает вопросы (Испания, Греция, Португалия)", - подчеркнул министр.
Он также в довольно дипломатичных выражениях предупредил, что планируемые на Кипре шаги могут повлиять на позицию России в вопросе о реструктуризации долга этой страны.
"У нас была договоренность с коллегами из Еврогруппы, что мы будем осуществлять скоординированные действия. Наша роль - возможное ослабление условий возврата ранее выданного кредита. Получается, что действия Еврогруппы по введению налога на депозиты принято без обсуждения с Россией, поэтому мы будем дополнительно рассматривать вопрос о нашем участии с точки зрения реструктуризации ранее предоставленного кредита", - сказал он.
Прокомментировал кипрские новости и премьер-министр Дмитрий Медведев. На заседании наблюдательного совета Внешэкономбанка он также заявил, что Россия должна сделать выводы и скорректировать свою позицию. "Конечно, мы должны из этого будем сделать определенные выводы, потому что у нас есть свои отношения с Кипром, и, конечно, мы продолжим консультации. Но, конечно, вынуждены будем какие-то коррективы в свою позицию вносить, даже при понимании того, что в целом желательно, чтобы деньги хранились в российских банках", - сказал премьер.
Между тем позже Медведев в интервью ряду европейских СМИ и агентству "Интерфакс" отметил, что ситуация в банковской системе Кипра заставляет задуматься и о возможности пересмотра доли евро в международных резервах РФ.
Если ранее премьер неоднократно говорил, что верит в перспективы евро и что Россия не намерена снижать долю европейской валюты в своих резервах, то в этот раз он заявил: "Мне бы хотелось сказать столь же оптимистично, но я вынужден сказать, что это повод задуматься".
По его словам, если введения налога на банковские депозиты стало возможно на Кипре, то почему этого нельзя в Испании, в Италии, в некоторых других странах, где есть проблемы с финансами. "Завтра там начнут вклады конфисковывать. Это повод задуматься", - сказал российский премьер, добавив, что "это пока ничего не изменило".
Он считает, что такие решения "носят явно экспроприаторский, конфискационный характер". "Абсолютно беспрецедентная (мера) по своей природе. Я вообще не могу ее ни с чем сравнить, кроме отдельных решений, которые предпринимались в определенный период советскими властями, которые не особенно церемонились с накоплениями населения", - пояснил премьер-министр РФ.
По итогам 2011 года около 42% международных резервов РФ были размещены в евро, по состоянию на начало 2013 года этот показатель сократился примерно на 1,5 процентных пункта, а на 8 марта международные резервы РФ составляли $522 млрд.
"Это большие деньги, но для нас, как для любой страны, важна предсказуемость, а то предложение, которое было сделано (Кипру со стороны Еврогруппы - ИФ), оно не просто непредсказуемо, оно - свидетельство некоторой неадекватности", - подчеркнул Медведев.
По его словам, на данный момент Россия обеспокоена блокировкой счетов российских госструктур в кипрских банках. "У нас большое количество открытых публичных структур работает через Кипр, у них сейчас заблокированы деньги по непонятным причинам, потому что источник этих денег очевиден, эти деньги везде предъявлены. Это государственные структуры", - заявил премьер, добавив, что именно этим обусловлена "достаточно твердая позиция в отношении событий вокруг Кипра и урегулирования задолженности республики".
Правда, глава правительства не уточнил, о каких структурах идет речь, хотя в частности, по информации "Интерфакса", депозит в Русском коммерческом банке (кипрская "дочка" ВТБ) есть у "Газпрома", он гарантирован материнским банком. Со своей стороны Медведев отметил, что счета, как в российских, так и в зарубежных банках, в том числе на Кипре, имеют большое количество российских публичных компаний, поскольку это удобная юрисдикция для совершения операций.
При этом он заметил, что объемы так называемых "серых вкладов" россиян в кипрских банках преувеличены. "Думаю, что слухи о вкладах, которые, что называется, носят специфический характер и свидетельствуют о "серых" схемах вывода денег из России, их объемы все-таки не столь значительны, как об этом принято говорить", - заявил премьер.
Для российского руководства, отметил глава правительства, крайне важно было бы, чтобы кипрские партнеры предъявили всю информацию, "чтобы те, кто выводил деньги из нашей экономики, как минимум, получил бы надлежащую оценку со стороны государства и понес бы ответственность, и, может, деньги бы эти вернулись".
Кстати, в ноябре прошлого года немецкое издание Der Spiegel (http://spiegel.de/) писало, что российские бизнесмены хранят на счетах кипрских банков $26 млрд, тогда как Financial Times в воскресном издании упоминало о сумме в 25 млрд евро.
В России сейчас находится делегация во главе с министром финансов Михалисом Саррисом, который уже провел встречи со своим коллегой Антоном Силуановым и первым вице-премьером Игорем Шуваловым. В связи с этим в европейских СМИ появляется информация то о приобретении структурами Газпромбанка лицензий на добычу на шельфе Кипра, то о докапитализации кипрских банков за счет денег российских кредитных организаций, которые с трудом успевают опровергать свое участие в заманчивых спасательных операциях.
Медведев подтвердил, что кипрская делегация привезла на переговоры в Москву предложения по приобретению Россией ряда активов. "Мы не отказываемся обсуждать этот вопрос (оказание дополнительной помощи через российские банки - ИФ). В какой форме это может быть сделано? Вот сегодня наши партнеры приехали и привезли целый набор предложений, включая некоторый набор материальных активов, которые, они считают, можно было бы рассмотреть на приобретение Российской Федерацией", - заявил глава российского правительства.
По его словам, последовательность действий должна заключаться в том, что изначально свои предложения делает Евросоюз, "причем желательно, чтобы они как-то сообразовывались с требованиями цивилизованного общежития и общепризнанными нормами международного права", а также внутреннего законодательства, в котором гарантируется неприкосновенность собственности. "После этого мы свои предложения сделаем. Но пока ничего сверхнового мы не услышали", - сказал премьер.
Что касается газового месторождения на шельфе Кипра, то Медведев заметил: "Это непростой вопрос. Во-первых, я не очень понимаю стоимость, и, во-вторых, мы знаем, что там есть свои проблемы с Турцией. Это очень непростой вопрос для обсуждения".
Напомнив, что ранее Россия выдала Кипру кредит в 2,5 млрд евро, премьер отметил: "Так что мы, так или иначе, участвуем в поддержке "штанов", поддержании ликвидности и платежеспособности Республики Кипр". Он подчеркнул, что и на предстоящей встрече 21 марта в Москве правительства и членов Еврокомиссии вопросу Кипра "будет уделено особое внимание".
Глава российского правительства также выразил надежду, "что, в конечном счете, будет принято максимально выверенное решение, которое и Кипру поможет, и не расстроит наших отношений с ЕС".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"