Россия / Точка зрения 7 декабря 2010 г. 12:06

Климат-контроль

Interfax-Russia.ru – В Минэкономразвития признали, что с инвестиционным климатом в регионах России не все благополучно. Для его улучшения будут менять законы и снижать административные барьеры.

Совместными усилиями

Минэкономразвития РФ подготовило концепцию снижения административных барьеров и повышения доступности госуслуг на 2011-2013 годы. Об этом на всероссийской конференции "Инвестиционный климат в российских регионах", проходившей в конце минувшей недели, заявила министр экономического развития России Эльвира Набиуллина.

"Минэкономразвития считает, что инвестиционный климат в регионах – это одно из ключевых направлений в экономической политике государства", - сказала глава ведомства. Она подчеркнула, что "инвестклимат страны, по сути, является совокупностью инвестклиматов регионов".

Набиуллина напомнила, что правительство РФ в 2010 году приняло специальный план первоочередных мер по улучшению инвестклимата в стране. Некоторые из этих мер, отметила министр, уже работают. В частности, это изменения в федеральном миграционном законодательстве. Речь идет прежде всего об особенностях привлечения из-за рубежа высококвалифицированных специалистов. "Уже более 2 тыс. высококвалифицированных специалистов приехали в нашу страну по упрощенной процедуре. Упрощение процедур миграционного законодательства будет продолжаться", - рассказала министр.

Другой полезной мерой министр назвала исключение из законодательства нормы об обязательной инвентаризации объектов капитального строительства. "Это должно сократить сроки на 30-90 дней по вводу в эксплуатацию новых объектов", - заметила глава Минэкономразвития.

Кроме того, сказала Набиуллина, уже работает механизм, который позволяет рассматривать конкретные жалобы инвесторов на действия чиновников при согласовании проектов.

Активная совместная с бизнесом работа над законодательством идет, по словам Набиуллиной, и в сфере упрощения таможенных процедур.

Однако наиболее сложной для выполнения мерой по улучшению инвестклимата остается упрощение административных процедур при согласовании новых проектов. Министр признала, что иностранные инвесторы небезосновательно считают существующие в России административные барьеры серьезным демотивирующим фактором. "Пока кардинального улучшения ситуации в сфере согласования разрешения для начала инвестиционных проектов не удалось достичь, поэтому это будет наш приоритет на следующий год", - сказала Набиуллина.

С другой стороны, федеральная власть ждет действий и от руководства регионов. В частности, отметила министр, субъекты РФ могли бы активнее заимствовать друг у друга успешный опыт привлечения инвесторов, внедрять лучшие практики и методики, совершенствовать свое законодательство и т.д. Кроме того, Набиуллина намекнула, что регионам давно пора обратить внимание на привлечение инвестиций в коммунальную сферу. В других странах коммунальная сфера является привлекательным сегментом для частных вложений, потому что "там есть понятный денежный поток".

По словам Набиуллиной, сейчас есть инвесторы, которые готовы вкладывать в такие проекты в России, однако сами регионы не спешат привлекать в ЖКХ инвесторов и менять свою регуляторную среду. Им "легче получить бюджетные деньги в качестве инвестиций, легче загнать это в тариф для всех", посетовала министр.

Ставка на "гибкие" факторы

На конференции, где выступила Набиуллина, комитет по международному сотрудничеству Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и международная аудиторская компания KPMG представили анализ инвестиционного климата российских регионов с точки зрения иностранных инвесторов. Исследование инвестиционного климата проводилось в 2010 году на основе опроса ведущих иностранных инвесторов, работающих в России.

"За апрель – сентябрь 2010 года команды РСПП и KPMG провели встречи с ведущими иностранными инвесторами, работающие в одном или нескольких субъектах РФ, вошедших в исследование. Состоялась серия консультаций с региональными администрациями и главами регионов, были проанализированы нормативные акты, определяющие инвестиционную политику региона, их применение на практике", - говорится на официальном сайте РСПП.

Для детального исследования отобрали 12 регионов, доходы которых формируются в основном за счет несырьевых источников. Это Татарстан, Архангельская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Саратовская, Свердловская области, а также Краснодарский и Пермский края. "Привлечение прямых иностранных инвестиций в несырьевые сектора экономики является одним из ключевых условий модернизации российской экономики", - пояснили принцип отбора регионов в РСПП. Эксперты также оценили общую текущую ситуацию с привлечением прямых инвестиций по всей стране.

На конференции "Инвестиционный климат в российских регионах" управляющий партнер KPMG в России и СНГ Эндрю Крэнстон озвучил краткое резюме исследования. Отметив, что прямые иностранные инвестиции "играют все более важную и актуальную роль в российских регионах", и что по объемам этих вложений Россия сейчас занимает 11-е место в мире, Крэнстон констатировал, что разрыв между ожиданиями инвесторов и теми мерами, которые принимают региональные власти, все еще огромен: "Хотя принимаются значительные меры по привлечению инвесторов, их ожидания и фактическая ситуация в регионах все еще в большой степени не соответствуют друг другу. Это несоответствие ожиданий вызвано как "жесткими" факторами, такими как инфраструктура, природные ресурсы, рабочая сила, база научных исследований и разработок, так и "гибкими" факторами, такими как инвестиционный процесс, налоговое и финансовое стимулирование и т.д.".

По словам представителя KPGM, инвесторы считают, что недостатки "жестких" факторов можно компенсировать сильными показателями по "гибким" факторам. "Это позволяет регионам контролировать свою инвестиционную привлекательность для прямых иностранных инвестиций, поскольку регионы могут самостоятельно влиять на "гибкие" факторы и, следовательно, существенно изменять ситуацию в относительно сжатые сроки".

Таким образом регионы могут контролировать свою инвестиционную привлекательность и менять ее в сжатые сроки, резюмировал Крэнстон.

Он также заметил, что "карта" инвестиционного климата в российских регионах очень неоднородна. Лидирующие территории привлекают миллиарды долларов ежегодно, а регионы-аутсайдеры – в KPGM таковых насчитали 37 – за последние четыре года привлекли менее $100 млн в виде прямых иностранных инвестиций.

Лицом к инвестору: история успеха

Одним из самых благополучных регионов России в плане создания благоприятных условий для иностранных инвесторов аналитики РСПП и KPGM назвали Калужскую область. За 2005–2009 годы среднегодовой темп прироста прямых иностранных инвестиций составил здесь 168%.

"Объем иностранных инвестиций за пять лет составил $4 млрд. За первое полугодие область стала лидером в России по привлеченным иностранным инвестициям на душу населения", – заявил на конференции глава региона Анатолий Артамонов.

"Мы заботимся об инвесторах буквально как родители заботятся о своих детях. Причем так мы работаем и с отечественными, и с иностранными, и с большими, и с маленькими инвесторами", - объяснил губернатор причину успеха региона.

По его словам, личное участие главы региона в диалоге с инвесторами приносит хорошие результаты. "Мы, к примеру, договорились: инвестор решил на определенной территории разместить производство. Сколько времени нужно, чтобы начать строительство предприятия, на реализацию этого проекта? Я инвестору говорю – дай мне лист бумаги, на котором будет нарисован план твоего предприятия. Я на нем напишу, что я разрешаю строительство, и этого достаточно, чтобы начать работы. Многие, кто у нас работает, это знают", - рассказал Артамонов.

Еще один залог успеха Калужской области – наличие индустриальных парков. "Проще всего доброжелательную инвестиционную политику проводить в рамках специально отведенных для этого площадок, - считает губернатор региона. – Любой из наших 8 индустриальных парков – это набор полностью подготовленных площадок с понятными для инвестора правами на землю, со всей необходимой для реализации инвестпроектов инфраструктурой".

При необходимости регион может обеспечить дополнительные возможности – подвести к границе инвестиционного участка воду, газ, электроэнергию или дорогу. "Это забота власти. Задача инвестора – определиться с тем, чтобы более удачно и качественно разместить и реализовать свой проект. Причем для нас тоже очень важно, чтобы этот проект был успешным", - заключил Артамонов.

Впрочем, даже он признает, что инвесторы "не стоят в очередь". По мнению Артамонова, многих зарубежных бизнесменов пугают не столько реальные проблемы, сколько стереотипы: "разговоры о коррупции, бюрократии и нестабильной законодательной базе".

По мнению калужского губернатора, все реальные "подводные камни" должны быть известны потенциальному инвестору еще в самом начале переговоров. "Нужно честно рассказать обо всех опасностях потенциальному инвестору, который идет в регион. Это может касаться логистики, сырьевой базы, энергоресурсов, кадров и так далее", - перечислил Артамонов.

Он добавил, что для региона, проводящего активную инвестиционную политику, очень важно иметь хорошее взаимопонимание с федеральной властью, и здесь есть свои риски уже для региона. "Регион имеет определенные обязательства перед инвестором, мы обслуживаем кредиты, которые взяли на обустройство площадок. Но, к сожалению, эти затраты сегодня Минфин не считает в наших расходах! Нам считают зарплаты работникам бюджетной сферы, затраты на ремонт и содержание дорог, на "коммуналку" и т.п. При этом благодаря региону федеральный бюджет получил 30 млрд рублей допдоходов за счет таможенных поступлений. Но в Минфине думают так: раз растет налоговая база, значит регион не нуждается в поддержке из бюджета", - посетовал Артамонов.

Он выразил надежду, что вскоре эта ситуация изменится, сославшись на недавнее заявление президента РФ Дмитрия Медведева. Напомним, 30 ноября глава государства, оглашая ежегодное послание Федеральному Собранию, заявил: "В целом надо поощрять, а не лишать поддержки регионы, которые добились увеличения собственной доходной базы, и учитывать это при распределении федеральных дотаций", - сказал Медведев.

При этом, по мнению главы государства, каждый субъект РФ должен принять "внятную программу улучшения инвестиционного климата и создания новых высокопроизводительных рабочих мест на основе так называемых "лучших региональных практик".

Глобальный аспект

Залог благоприятного инвестиционного климата в регионе – это прежде всего хорошее взаимодействие бизнесменов и власти, уверены специалисты. "Очень важно создать в каждом регионе атмосферу политической воли и механизм ее каждодневной реализации", – сказал в этой связи на конференции президент РСПП Александр Шохин. "В лидерах (по инвестициям – ИФ) те регионы, где руководители лично осознают необходимость решения задач. Следствие этого – прозрачные и системные методы работы с инвесторами, а не разовые, связанные с конкретными проектами", – поддержал Шохина глава ГК "Ренова", президент фонда "Сколково" Виктор Вексельберг.

Вместе с тем, говоря о ситуации в целом, Вексельберг привел довольно пессимистичную цифру – данные исследования Всемирного банка, согласно которому Россия занимает 120-е место в мире из 138-ми по привлекательности инвестиционного климата. "Это беспредельно низко для страны, которая декларирует базовые принципы модернизации экономики и общества. Уровень, который мы занимаем, принципиально не соответствует тем задачам, которые мы сегодня решаем", - признал глава ГК "Ренова".

Одной из причин такого положения Вексельберг называет то, что регионы России недостаточно используют возможности международных финансовых институтов и крупнейших отечественных банков для привлечения инвестиций. "Речь, в частности, идет о Международном валютном фонде и Всемирном банке. Активнее надо сотрудничать с ВТБ и Внешэкономбанком", - сказал Вексельберг.

"Мир сегодня глобален, потому Россия должна однозначно интегрироваться в мировую экономику, и путем к этой интеграции, безусловно, являются взаимные инвестиции, - считает один из крупнейших бизнесменов страны. – Мы, вступая во Всемирную торговую организацию, открываем двери для более активных форм торговли, но без обеспечения нормальных условий для финансирования новых проектов и реальных инвестиций как следующего шага международной кооперации нам не обойтись".

С ним согласна и министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина: "Кризис нас многому научил, тому, например, что мы должны создавать хороший инвестиционный климат, для того чтобы реально диверсифицировать экономику регионов, создавать рабочие места. Совершенно очевидно, что как наша страна конкурирует на международном рынке капитала за потоки инвестиций, так и регионы должны конкурировать между собой за инвестиции".

Обозреватель Сергей Нагорный