Кодеиновая дилемма

Interfax-Russia.ru – Минздравсоцразвития отложило на полгода запрет на безрецептурный отпуск лекарств, содержащих наркотик кодеин. Между тем, ряды "аптечных" наркоманов стремительно пополняются.

Жертвы "крокодила"

Минздравсоцразвития после заседания Госсовета, которое состоялось 28 апреля и было посвящено проблемам наркомании в России, приняло решение отложить до ноября этого года принятие решения о запрете на продажу кодеиносодержащих препаратов без рецепта. На введении такого ограничения уже долгое время настаивает Федеральная служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ФСКН), ссылающаяся на свою шокирующую статистику. Так, по данным ведомства, 25% всех наркоманов в РФ являются так называемыми "аптечными" наркоманами, которым в большинстве случаев от 15 до 30 лет.

Они извлекают наркотические вещества главным образом из обезболивающих и противокашлевых препаратов. Эти лекарства, знакомые каждому – "Нурофен Плюс", "Коделак", "Солпадеин" и другие – содержат в качестве одного из основных действующих компонентов кодеин. Сегодня их можно купить без рецепта в любой аптеке по доступным ценам.

"Страна, российское общество столкнулось с принципиально новой угрозой и вызовом – лекарственно-аптечной наркоманией", - заявил 22 апреля глава ФСКН Виктор Иванов, добавив, что в России отмечаются "ежегодные удвоения количества дезоморфиновых наркоманов" (дезоморфин – синтетический наркотик, производимый на основе кодеина).

Он привел и более конкретные данные. "Общее количество изъятого в процессе оперативной деятельности дезоморфина только за 2009 год возросло в семь раз, что эквивалентно 112 млн разовых наркотических доз", - сказал руководитель ФСКН.

В I квартале текущего года, по его словам, объем изъятого дезоморфина вырос в 30 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Основа этого зелья – кодеин – это алкалоид, содержащийся в опии. Он близок по химическому строению к морфину. Изготовленный из него дезоморфин в девять раз активнее и в пять раз токсичней морфина, в 15 раз токсичнее героина. Он вызывает привыкание с первого укола (у некоторых людей легкую зависимость вызывают даже препараты, содержащие мизерное количество кодеина) и наносит непоправимый ущерб организму. В первую очередь страдают печень мозг и сердце, а также сосуды, мягкие ткани и кожа на тех участках тела, куда делают смертоносные инъекции. Уже после первых уколов кожа на руках покрывается струпьями и набухает. Из-за этого в среде наркоманов дезоморфин образно называют "крокодилом".

От первого "крокодильего укуса" до смерти, как правило, проходит всего полтора - два года, говорят врачи-наркологи, отмечая, что даже потребители героина живут в три раза дольше. Еще страшнее то, что больные дезоморфиновой наркоманией, по мнению медиков, практически неизлечимы.

О масштабах "аптечной" наркомании в России косвенно говорит иррациональный, фантастический рост спроса на кодеиносодержащие лекарства, отмеченный в последнее время. "Ограничить продажу содержащих условные наркотики препаратов предлагают уже давно. И, как правило, инициатива исходит не от структур здравоохранения, а от правоохранительных органов. По данным ФСКН, продажи кодеиносодержащих препаратов выросли за последние два года в 23 раза", - рассказал Interfax-Russia.ru генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев.

Избежать перегибов

Проблема настолько масштабна, что варианты ее решения рассматривали на недавнем заседании Госсовета в Иркутске. Президент РФ Дмитрий Медведев на этом заседании поручил правительству проработать вопрос о необходимости запрета безрецептурного отпуска кодеиносодержащих препаратов. "С одной стороны, очевидно, что у нас нет такого количества людей, которые потребляют все кодеиновые препараты в соответствии с назначениями. Очевидно, что значительная часть приобретаемых препаратов идет на изготовление наркотиков. Это абсолютно точно, и нужно смотреть правде в глаза", - сообщил Медведев.

Вместе с тем, глава государства, выслушав все точки зрения, признал, что резкий запрет безрецептурного отпуска лекарств с кодеином может привести к другим проблемам – у тех, кто принимает обезболивающие и противокашлевые препараты по назначению. "С другой стороны, мы понимаем, что введение рецептурного отпуска для значительной части наших людей с учетом нашей неорганизованности, коррумпированности целого ряда структур может создать проблемы", - признал президент.

Дело в том, что лекарства, о которых идет речь, время от времени принимает почти каждый второй россиянин. "Более 70 млн граждан периодически нуждаются в кодеиносодержащих препаратах, которые снимают боль разного происхождения. Наибольшей популярностью эти препараты пользуются у пожилых людей и пациентов с онкологическими болезнями", - говорит Виктор Дмитриев.

Если миллионы людей с головной болью или кашлем пойдут в больницы за рецептами, в медучреждениях, где проблема с очередями и так стоит остро, может просто случиться бюрократический коллапс. Многие, конечно, могут найти аналоги "проблемных" лекарств без кодеина, но не все так просто, говорят эксперты.

"Аналоги есть, но встает вопрос об эффективности и побочных реакциях", - поясняет Дмитриев. То есть в плане терапии кодеин эффективнее и безопаснее аналогичных компонентов, которые не являются производными опия.

Над тем, как избежать перегибов в этом нелегком вопросе, сейчас ломают голову в Минздравсоцразвития. Медведев дал ведомству задание – представить ему к 1 июня предложения о том, как именно в России ограничить свободную продажу препаратов, содержащих кодеин. "Речь идет о представлении президенту объективного доклада со всех сторон, чтобы он принял соответствующее решение", - сообщила журналистам глава министерства Татьяна Голикова.

Она подчеркнула, что важную роль при подготовке доклада будет иметь анализ социальных последствий. "В ограничительный список попадают привычные препараты для населения. И важно понять, в том числе социально оценить ситуацию – будет ли сильный наплыв в учреждения здравоохранения для того, чтобы выписать рецепт", - сказала глава Минздравсоцразвития.

По ее мнению, важно оценить, какой будет реакция населения. "Не вызовет ли это еще большего раздражения, и получится, что мы можем принять позитивное решение – и в общем на это все нацелены – но эффект будет социально не оправдан, если уровень недовольства будет очень высоким из-за того, что надо идти отстаивать в очереди для того, чтобы выписать привычное лекарство", - сказала Голикова.

Эксперты одобряют

Между тем, специалисты считают, что запретить безрецептурный отпуск большинства обезболивающих давно пора. "Это очень важная тема, которую нужно довести до конца. Полный запрет на свободный отпуск кодеиносодержащих необходимо ввести как можно раньше", - сказал "Интерфаксу" председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

По его мнению, данная мера должна быть ключевым направлением в борьбе с наркоманией. "Необходимо исключить из свободного оборота товары двойного назначения и снизить шаговую доступность к наркотикам ", - сказал он.

"Пора расширить список рецептурных препаратов, так как самолечение и "аптечная" наркомания в нашей стране приобрели ужасающие масштабы", – говорит в свою очередь президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.

С экспертами согласен и директор Московского НИИ пульмонологии, главный терапевт России Александр Чучалин. "Конечно, запрет на безрецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов – это позитивное направление. Кодеин относится к наркотическим веществам, которым должен быть учет", - заявил он "Интерфаксу".

Александр Чучалин отметил, что в большинстве зарубежных стран кодеиносодержащие препараты невозможно купить без рецепта. "Очень хорошо, что Россия также может перейти на эту практику", - сказал он.

На международный опыт ссылается и глава АРФП Виктор Дмитриев, но с важной оговоркой – корни "аптечной" наркомании не только в доступности содержащих кодеин лекарств, но и в менталитете, а также в уровне жизни населения. "В Европе позиция такова: население в курсе того, что из таких препаратов можно изготовить какой-то наркотик. Они считают, что процент тех людей, которые синтезируют в кустарных условиях из кодеиносодержащих препаратов наркотики, достаточно низок по сравнению с процентом тех людей, которые используют эти препараты по прямому назначению, - говорит эксперт. – Критерии отнесения препарата к рецептурным или безрецептурным во всех странах разные. В критериях, которые рекомендует ВОЗ, есть национально-психологические особенности и образовательный уровень населения. То, что у нас иррационально высокий коэффициент потребления кодеиносодержащих препаратов, показывает уровень сознательности нашего населения".

Не случайно, как напоминает "Российская газета", в ряде стран, таких как Великобритания, Израиль, Канада, Австралия и Польша, кодеиносодержащие препараты продаются свободно, без рецепта, и таких страшных проблем, как в России, в связи с этим не возникает.

Поэтому, как считает Дмитриев, "надо смотреть глубже, наркомания – это болезнь, но рост наркомании наблюдается в тех регионах, где высокий уровень безработицы, где молодежи нечем заняться".

Впрочем, по его мнению, Минздравсоцразвития делает правильно, что берет время на оценку ситуации. "Надо четко понимать, что как только мы переводим эти препараты в рецептурный отпуск, мы получаем очереди в поликлинике, увеличиваем нагрузку на аптеки. Тем самым мы подталкиваем аптечных работников к продаже таких препаратов из-под прилавка", - говорит глава Ассоциации российских фармацевтических производителей.

Добавим, что с точки зрения фармбизнеса потенциальные потери от вероятного спада объемов продаж кодеиносодержащих лекарств будут не столь существенны, как может показаться. "Стоимость подобных препаратов в среднем не превышает 100 рублей. Такого, чтобы кодеиносодержащие препараты были критично важны для фармпроизводителей и аптек, нет", - отмечает Дмитриев.

Кроме того, некоторые фармкомпании заранее готовятся к переменам, запуская производство лекарств без "проблемного" компонента. Например, крупнейшая российская фармацевтическая компания "Фармстандарт" не так давно начала выпускать "Пенталгин", не содержащий кодеина.

Так или иначе, но возможные финансовые потери фармкомпаний от падения продаж лекарств с кодеином в любом случае не сопоставимы с теми потерями, которые несет сегодня молодое поколение россиян.

Обозреватель Сергей Нагорный