Interfax-Russia.ru – Правительство РФ поддержало законопроект о запрете бэби-боксов. За нарушение запрета, в частности, предлагается ввести штраф на сумму до 5 млн рублей.
Споры вокруг создания бэби-боксов – специальных инкубаторов, вмонтированных в здание больницы или социального учреждения, где можно анонимно оставить новорожденного – не утихают давно. Политики, общественные деятели и СМИ дискутируют о том, насколько гуманно и правомерно создавать ящики, в которых можно безнаказанно оставить ребенка. Спорят и о традициях и об общемировой практике подобных мер.
В числе аргументов "за" введение бэби-боксов называют то, что такие устройства позволят уменьшить число убийств матерями новорожденных. Оппоненты апеллируют к тому, что это не решит проблемы, однако создаст риск торговли детьми и рост числа отказов от младенцев, а также безответственное отношение к материнству.
Проблемы детоубийства, как и поиск возможности его предотвратить, не новы.
Первые бэби-боксы появились в XII веке по инициативе папы римского Иннокентия III. Прототип современного бэби-бокса - "колесо подкидышей" действовало в госпитале рядом с Ватиканом.
В России деятельность по призрению "государственных младенцев", то есть, устройство "отказных" детей под опеку государства, стали развивать при Петре I. Он издал указы о запрете детоубийства. В Москве и других российских городах были открыты госпитали для незаконнорожденных детей, в которых была введена практика "тайного приноса" младенцев. Незаконнорожденные дети должны были, по взрослению, отдаваться в гарнизонные школы, а потом пополнять ряды российской армии.
Екатерина Великая тоже приложила усилия к сокращению детоубийств, открыв приюты для подкидышей. Там появились и первые "окна жизни", а при каждом воспитательном доме был открыт родильный госпиталь, где роженицы имели право не называть свое имя.
Профессор кафедры истории российской государственности Института общественных наук РАНХиГС Рудольф Пихоя в беседе с Interfax-Russia.ru отметил, что кроме государственных учреждений для "подкидышей" в дореволюционной России, младенцев зачастую отдавали в монастыри.
"В дореволюционной России существовала разумная система: существовали воспитательные дома, это были мощные хорошо финансированные учреждения, куда можно было приносить детей, от матерей которые оказались в бедственном положении. Эта система финансировалась государством. Подобного рода учреждений было на всю Россию немного. Но одновременно с этим существовало много подобных учреждений при ряде монастырей. Это считалось богоугодным делом. Небогоугодным делом считалось детей бросать. Но сохранять человеческую жизнь – это всегда дело было богоугодное", - отметил историк.
К примеру, по уставу Московского воспитательного дома, основанного в 1763 году, младенцев обязаны были принимать, не спрашивая у приносящего ничего - только имя малыша и крещен ли он.
К идее установки бэби-боксов в Европе вернулись в 2000 году после обнародования статистики о младенцах, выброшенных в мусорные контейнеры. Первый бэби-бокс в апреле 2000 года был установлен в Гамбурге и получил поддержку правительства.
Специальные бэби-боксы стали появляться в Чехии, Италии, Венгрии, Бельгии, Австрии, Швеции, Словакии, Южной Африке, Индии.
В России первый бэби-бокс был открыт в ноябре 2011 года и сразу вызвал немало споров. Сама идея получила поддержку после ряда резонансных случаев детоубийств.
Пермский уполномоченный по правам ребенка Павел Миков стал одним из первых, кто озвучил идею необходимости создания бэби-боксов в России, отметив в 2011 году, что это не панацея, а необходимая мера для спасения жизни .
"Молодежи нужно прививать ответственное отношение к родительству, работать со студентами вузов и техучилищ, особенно проживающими в общежитиях, профилактика должна проходить в школах и женских консультациях. И к этой работе должны подключиться все субъекты профилактики – начиная от систем здравоохранения и образования, и заканчивая правоохранительными органами", - заявлял тогда Миков.
По его словам, бэби-боксы не призывают отказаться от ребенка и нет никаких оснований думать, что установка "окон жизни" даст толчок к массовым отказам от детей. Данная мера позволит тем, кто решил отказаться от ребенка тайком, не пойти на убийство.
Но споры о внедрении бэби-боксов не утихали. В процессы открытия "окон спасения" стали вмешиваться надзорные органы. Так, открытие "окна жизни" в кировском центре реабилитации и помощи "Вифлеем в Вятке" при католическом приходе в 2015 году завершилось скандалом и прокурорской проверкой.
В марте 2016 года в ходе слушаний в Общественной палате, председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов выразил неодобрение идее создания бэби-боксов.
"Подобная практика не может быть одобрена – уничтожая стыд за отказ от своего ребенка, она будет лишь способствовать превращению подобных отказов в норму. Эксперты при этом отмечают, что убедительных подтверждений эффективности бэби-боксов в профилактике преступлений против новорожденных детей не существует", - приводятся на сайте комиссии слова Дмитрия Смирнова.
А вскоре в Госдуму внесли проект закона, запрещающего в России бэби-боксы. Автором инициативы выступила сенатор Елена Мизулина. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что практика анонимного оставления детей в специализированных местах влечет рост числа отказов от новорожденных: "эта тенденция фиксируется во всех странах, где подобная практика имела или имеет место".
Бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко назвал тогда такую инициативу закрытия "окон жизни" бесчеловечной.
"Это не просто неправильная идея, она по-настоящему бесчеловечная. Мы все ужасаемся трагическим новостям, когда в мусорке в очередной раз находят умершего младенца. Запрет на бэби-боксы приведет только к одному: возрастет количество новорожденных, выброшенных на помойку или оставленных где-то в лесополосе без единого шанса выжить", - сказал Онищенко "Интерфаксу", комментируя соответствующую законодательную инициативу.
По его словам, задача государства - создать условия, в которых у матери не возникнет даже мысли избавиться от ребенка, неважно, в каких обстоятельствах он родился.
Также в защиту "окон жизни" высказалась уполномоченный по правам ребенка в Московской области Оксана Пушкина. "Я буду до последнего стоять на том, что бэби-боксы в России необходимо сохранить, а право решать, открывать их или нет, оставить за регионами (...) Я уверена, что бэби-боксы не провоцируют отказы от детей", - сообщала Оксана Пушкина.
Между тем, правительство поддержало законопроект Елены Мизулиной о запрете бэби-боксов.
"Стало известно о том, что правительство Российской Федерации дало положительный официальный отзыв на подготовленный сенатором Еленой Мизулиной совместно с экспертами общественной организации "Родительское Всероссийское Сопротивление" законопроект", - говорится в сообщении на официальном сайте сенатора.
По ее данным, в отзыве правительства говорится, что целесообразность принятия законопроекта обусловлена необходимостью выполнять Конвенцию о правах ребенка, а создание бэби-боксов противоречит статьям 6-9 и 19 данного документа.
Однако оговорено, что правительством РФ законопроект поддерживается при условии его доработки с учетом имеющихся замечаний.
Как отмечается в документе, законопроектом предлагается внести в федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" изменения, предусматривающие запрет на осуществление деятельности, направленной на организацию анонимного оставления детей. Кроме того, законопроект дополняет Кодекс РФ об административных правонарушениях статьей 6.191, предусматривающей ответственность юридических лиц за создание условий для анонимного оставления детей после их рождения в виде наложения штрафа в размере от одного до пяти миллионов рублей либо административного приостановления деятельности юрлица на срок до девяноста суток.
Вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что надо обдуманно подходить к проблеме бэби-боксов.
"Оставление детей в бэби-боксах - это вопиющий случай. Надо подумать, как сделать так, чтобы детей, которые оказались никому не нужными, общество своевременно подхватывало, чтобы сохранить им жизнь и дать будущее", - сказала она.
Вице-премьер подчеркнула, что в настоящее время "проблем с усыновлением детей нет". Если в 2012 году в России было 119 тыс. сирот, то сейчас - 64 тыс., и малышей среди них нет. "В детдомах остаются дети с тяжелыми заболеваниями и дети, у которых много братьев и сестер, не все приемные родители решаются усыновить всех", - подчеркнула она.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, в свою очередь, считает, что в данной инициативе "негативы и риски перевешивают позитив".
"Этот законопроект инициативно формировался в Государственной Думе и был внесен в правительство. Министерство здравоохранения принимало участие во многих площадках по обсуждению этого проекта, мы видели те прогнозируемые позитивы, которые предполагались, когда эта система вводилась", - заявила Скворцова.
При этом Кремль дистанцировался от дискуссии о запрете на бэби-боксы.
"Я не стал бы сейчас озвучивать какую-то позицию, потому что ведется общественная дискуссия, никаких решений не принималось, существуют диаметрально противоположные точки зрения, причем достаточно аргументированные", - сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
В Общественной палате РФ данный вопрос обсуждается давно.
"Я считаю, что бэби-боксы это не какая-то страшная инициатива. Они не должны быть на государственном уровне в каждом регионе. Но если есть люди, которые готовы это финансировать за счет частных средств, есть НКО, которые готовы это делать, то почему нет?", - заявила Interfax-Russia.ru член Общественной палаты Юлия Зимова.
Она также подчеркнула, что сейчас в России нет комплексной системы работы с женщинами, попавшими в кризисную ситуацию.
"Если правительство одобрило законопроект, это еще не говорит о том, что будет принят закон. Нам надо выходить на диалог и конструктивно работать, обсуждая как регулировать эти бэби-боксы, а не запрещать", - сказала Зимова.
Обозреватель Валерия Сорокина
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook