Interfax-Russia.ru - Госпрограмма автокредитования населения претерпела большие изменения, но ее эффективность еще предстоит доказать, считают эксперты.
Новые меры правительства по стимулированию потребительского спроса на автомобили российского производства практически совпали по времени с опубликованием статистики комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за июнь 2009 года. Согласно данным АЕБ, опубликованным в среду, продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России упали за месяц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 56%. В целом за I полугодие снижение продаж составило 49% по сравнению с тем же периодом 2008 года - до 763 тыс. 926 машин.
Правительство осознало, что в ситуации, когда рынок продолжает стремительно падать, льготное кредитование населения на покупку автомобилей, собранных в России, нужно серьезно совершенствовать. Об этом заговорили еще в мае, когда стало ясно, что программа госкредитования не пользуется большим спросом у населения. По данным Минпромторга, с апреля 2009 года было выдано всего порядка 15 тыс. кредитов. Таким образом, посчитали аналитики ВТБ-24, на долю госпрограммы пришлось всего 10-11% всех выдаваемых в стране автокредитов, чего явно недостаточно. При этом Минпромторг РФ рассчитывает, что до конца года объектами автокредитования станут около 120 тыс. автомобилей.
Напомним, что льготные кредиты на покупку машин стоимостью до 350 тысяч рублей с апреля этого года выдают ВТБ-24, Сбербанк и Россельхозбанк. Минимальная предоплата при этом составляла 30% , а кредит, взятый в 2009 году вне зависимости от месяца, необходимо было погасить до 31 декабря 2011 года.
Список автомобилей, участвующих в госпрограмме, на сегодняшний день состоит из 22 моделей АвтоВАЗа, а также базовых моделей Ford Focus, Chevrolet Niva, UAZ Hunter, Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan и Skoda Fabia. Всего 29 вариантов.
Во вторник "вторая версия" госпрограммы, наконец, родилась. Схема кредитования не изменится, но заметно смягчаются условия. В тот же день на заседании президиума правительства РФ глава кабинета министров Владимир Путин заявил о том, что минимальная предоплата снижается вдвое - до 15%, модельный ряд предлагаемых населению автомобилей станет шире, а ценовая ниша машин, по которым государство субсидирует кредитную ставку, также возрастет почти в два раза. "Сегодня мною подписано постановление о расширении модельного ряда и ценовой ниши до 600 тыс. рублей", - сказал Путин.
В свою очередь, глава Минпромторга РФ Виктор Христенко дал дополнительные разъяснения по поводу льготного кредитования для граждан. "Есть еще один существенный момент, это - устойчивая трехлетняя схема самого кредита: 36 месяцев срок кредитования". То есть срок погашения кредита для тех, кто возьмет его после вступления нового постановления в силу, сможет "перетечь" в 2012 год. Кроме того, добавил Христенко, в системе льготного кредитования расширяется количество участвующих в этой работе банков.
Главным образом, имеются в виду частные банки, обладающие собственным капиталом в размере более 70 млрд рублей, а также имеющие отделения в каждом федеральном округе. Получается, что в программе смогут поучаствовать Альфа-банк, Банк Москвы и другие. Сегодня некоторые из таких сильных банков вместе с автопрозводителями уже предлагают совместные кредитные продукты. Если к ним добавить господдержку, процентные ставки можно будет понизить едва ли не до нуля, полагают некоторые эксперты.
Владимир Путин напомнил, что по предыдущему постановлению государство субсидировало и субсидирует до сих пор две третьих ставки рефинансирования по кредитам для покупки автомобилей. Таким образом, по его словам, государство "главным образом" помогает покупать отечественные автомобили.
Новое постановление содержит такие же нормы поддержки, то есть государство будет продолжать субсидировать кредиты в размере двух третьих ставки рефинансирования, отметил премьер. Впрочем, иномарок в модельном ряду явно прибавится, хоть и отечественной сборки, говорят эксперты. Так в список могут попасть Skoda Octavia, а также более богатые и престижные комплектации Ford Focus и Skoda Fabia. Вероятно, в программу попадет и Chevrolet Cruze, который скоро начнут собирать на заводе GM в Санкт-Петербурге. Как отмечают в Минпромторге, список по новой программе льготного автокредитования в окончательном виде не утвержден и в настоящее время дорабатывается. По предварительным оценкам экспертов, старый список могут дополнить около 20 моделей, а общее число вариантов возрастет до полусотни.
Между тем, уже понятно, что новые условия программы невыгодны АвтоВАЗу, большинство автомобилей которого стоят менее 350 тыс. рублей. Очевидно, что продукция отечественного автогиганта просто не прошла проверку на привлекательность, и в правительстве решили, что дальнейшие шаги навстречу реальному потребительскому интересу в такой ситуации неизбежны. Субсидирование коснется теперь более дорогих автомобилей, в том числе иностранных марок, а значит, из общих средств госпрограммы - 2 млрд рублей - АвтоВАЗ получит меньшую часть.
Логику происходящего Interfax-Russia.ru объяснил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его мнению, причин тому, что предыдущая госпрограмма забуксовала, несколько. "Во-первых, изначально расчет был на достаточно небогатых автомобилистов, но кризис ударил по ним особенно больно, и они вообще отказались от покупки новых автомобилей, во-вторых, кризис показал, что долгов в такие нестабильные времена лучше не иметь, то есть людей отпугивает высокий риск, который ассоциируется с возможным непогашением кредита из-за кризисных явлений, ну а в-третьих, российские автомобилисты готовы экономить, но только не на качестве, и теперь, на мой взгляд, куда охотнее будут брать по программе иномарки дороже 350 тысяч, чем дешевую продукцию автопрома", - говорит эксперт, называя при этом расширение модельного ряда за счет иномарок, произведенных в России, "шагом навстречу потребителю". "В пределах 600 тысяч рублей появится возможность приобрести приличную иномарку, отвечающую высоким требованиям в плане эксплуатации, безопасности, дизайна и других параметров", - отмечает Похмелкин.
По его мнению, на то, что "вторая версия" госпрограммы льготного автокредитования населения будет более эффективной, "надежда есть". В то же время, полагает лидер Движения автомобилистов России, на практике гораздо более интересны населению были бы прямые дотации на покупку автомобилей. "На кредитах многие обожглись, да и банки, которые сталкиваются с "невозвратами", все жестче говорят с заемщиками. Получить кредит на машину без проблем и в благополучные годы было не так уж легко - проверял на себе. Так что прямая поддержка была бы намного эффективнее", - отмечает эксперт.
Косвенно его слова подтверждают и данные Минпромторга, согласно которым с апреля 2009 года по 2 июля от физических лиц в банки поступило почти 30 тысяч заявок на льготные автокредиты, а удовлетворено было лишь около 15 тысяч из них. Отказ получает, по сути, каждый второй.
Вместе с тем, другой эксперт - аналитик ИК "Метрополь" Михаил Пак - считает, что новые меры поддержки приняты как нельзя кстати. "Многим автопроизводителям поддерживать продажи позволяли масштабные скидки на машины 2008 года, но это время прошло, и теперь автокредитование - фактически единственный драйвер рынка", - сказал эксперт на днях в одном из интервью.
Впрочем, в ряде европейских стран наряду с льготным кредитованием сегодня действуют и другие меры поддержки спроса на новые автомобили. К примеру, там вводятся так называемые премии за утилизацию автомобилей, когда государство доплачивает покупателю новой машины часть ее стоимости, если при ее покупке тот утилизировал старую. Так, в Германии, по данным экспертов, программа платной утилизации старых автомобилей позволила на 40% поднять спрос на немецком авторынке.
В России, говорит Виктор Похмелкин, эта схема тоже могла бы принести плоды, если бы не одно "но". "К сожалению, у нас так и не принято закона об утилизации автомобилей, так что альтернативой автокредитованию такая мера сможет довольно нескоро", - констатировал собеседник Interfax-Russia.ru.
Обозреватель Сергей Нагорный