Точка зрения 16 ноября 2012 г. 12:03

Ловушка для избирателя

Interfax-Russia.ru – Следующий 2013 год вряд ли преподнесет серьезные сюрпризы по итогам региональных выборов. А некоторые избиратели рискуют вовсе не заметить предвыборной кампании.

Прошедшие в середине октября выборы во многих регионах, как известно, обеспечили успех "Единой России". Они укрепили позиции партии власти на местах, пошатнувшиеся было после прошлогодних выборов в Госдуму. Итоги последних стали причиной масштабных протестов в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов страны.

По мнению специалистов, не исключено, что в следующем году "Единая Россия" выступит еще более уверенно. Победу предрекают даже несмотря на то, что к участию в выборах будут допущены оппозиционные партии.

Согласно принятым в июне поправкам, выборы всех уровней в России будут проходить раз в год. Последние пару лет выборы проходили два раза в год – весной (обычно в марте) и осенью (в октябре).

Ближайший единый день голосования должен пройти по всей стране 8 сентября 2013 года.

В частности, в этот день состоятся прямые выборы губернаторов как минимум в восьми российских регионах. Своих глав будут выбирать жители Хабаровского и Забайкальского краев, Владимирской, Московской и Магаданской области, Ингушетии, Удмуртии и Чукотского автономного округа. Возможно, к ним добавится также несколько субъектов федерации, в которых губернаторские выборы необходимо будет провести досрочно.

Кроме того, в более чем десятке регионов состоятся выборы региональных парламентов. Свой состав осенью 2013 года обновят законодательные собрания Владимирской, Ростовской, Иркутской, Ульяновской областей, Смоленская, Ивановская и Ярославская областные думы, Верховный совет Хакасии, Госсобрания Башкирии и Якутии, парламенты Чечни, Калмыкии, Бурятии, Кемеровской и Архангельской областей.

Преобразования могут затронуть саму предвыборную гонку. В российском ЦИКе еще в конце октября предложили заметно сократить сроки проведения избирательной кампании.

Об этом, в частности, заявил секретарь ЦИК РФ Николай Конкин в ходе встречи с членами теризбиркомов Тульской области.

"Это может привести к сокращению сроков избирательной кампании со 180 до 60 дней. Также предполагается сократить срок агитации и время работы участковых избирательных комиссий, которая может занять всего две недели", – отметил Николай Конкин. При этом срок агитации по предложению ЦИКа сокращался бы фактически вдвое.

Однако, в "Единой России" уже отнеслись к этой идее отрицательно. Так в руководстве партии не поддержали прозвучавшее предложение.

"30-дневный срок, отведенный для агитации, с учетом растущего количества партий в России, считаю оптимальным", – сообщил журналистам секретарь генсовета партии, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, комментируя заявление секретаря Центризбиркома.

По словам политика, некоторые, напротив, даже предлагают рассмотреть вопрос о продлении периода агитации во время избирательной кампании.

"У каждой партии должно быть достаточно возможностей донести до избирателей свою программу, провести встречи и заявить о своих кандидатах", – заявил секретарь генсовета "Единой России".

В любом случае, подчеркнул Неверов, подобные решения необходимо принимать с учетом мнения всех участников выборного процесса.

В оппозиционных партиях к идее сокращения агитационного периода отнеслись неодобрительно.

Так в КПРФ заявили, что подобная ситуация отвечает задаче "сохранить статус-кво существующей политической ситуации".

"Власть идет на все, чтобы ничего не менять. В том числе и сложившуюся в последнее время тенденцию на снижение избирательной активности граждан, разочарованных выхолащиванием самого понятия "справедливые выборы", ведущего к появлению нелегитимной законодательной власти", – заявила депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова.

"Отмена порога явки" в день выборов – следствие того, что власть просто не хочет видеть людей на избирательных участках. Показательный пример – выборы 14 октября 2012 года в ряде регионов РФ, когда партия власти устроила "выборы себя из самой себя", – предположила депутат.

По мнению Алимовой, оппозиционным партиям придется проводить избирательную кампанию в очень сложных условиях, а если они попытаются начать агитировать заблаговременно, то "к ним могут быть применены санкции".

С ней согласился коллега из "Справедливой России", депутат Госдумы и председатель московского отделения партии Александр Агеев. По его словам, коммунисты и справедливороссы выступали в Госдуме против назначения единого дня голосования на второе воскресенье сентября.

"Мы мотивировали свою позицию как раз тем, что агитационный период "растворяется" в мертвом сезоне отпусков и дачных работ. По нашему мнению, это обстоятельство создает преимущества партии "Единая Россия", которая будет в таких условиях задействовать свой административный ресурс. По сути, сроки полноценной агитационной и собственно всей избирательной кампании введением сентябрьского единого дня голосования искусственно сокращаются или прерываются", – заявил депутат Агеев.

По его словам, "прокрустовы сроки" избирательной кампании удобны лишь одной партии, которая из-за административного ресурса может вести агитацию "хоть круглый год".

Участники предвыборной гонки в будущем могут столкнуться и с другими ограничениями. Так вскоре после октябрьских выборов стало известно, что глава думского комитета по информационной политике Алексей Митрофанов готовит поправки к закону "О рекламе". В них, якобы, будет прописан запрет на критику партий.

По данным "Коммерсанта", за распространение информации, которая наносит вред репутации партийцев, можно будет получить срок до пяти лет, а контроль за политической рекламой, в том числе и в межвыборный период, будет возложен на Центризбирком.

В свою очередь, в ЦИК "Коммерсанту" заявили, что вопрос о политической рекламе "давно назрел". В КПРФ возразили, что под определение рекламы будет подгоняться "вся политическая деятельность партий" и это грозит "тотальным запретом" на критику партии власти.

Как пояснил изданию сам Митрофанов, "все, что касается использования политической рекламы во время избирательной кампании, отрегулировано законом, а то, что вне избирательной кампании, – это пустота, лакуна в законодательстве".

Правда, пока депутат не торопится вносить эти поправки – предполагается, что в законе "О рекламе" будет отдельная глава "Особенности использования политической рекламы" и появится термин "политической рекламы" как специфического "вида агитации".

Нынешнее законодательство запрещает кандидатам во время предвыборной кампании сопровождать рассказ о конкурентах "негативными комментариями". Митрофанов предложил распространить запрет и на межвыборный период.

На инициативу Митрофанова уже жестко отреагировали коммунисты.

"Подобная попытка заткнуть рот партиям не только аморальна, но и противоестественна ", – отметил в беседе с журналистам лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

Он привел в пример американскую избирательную кампанию, в которой два кандидата на пост президента США, провели "полноценные три раунда жестких дебатов между собой". Зюганов напомнил, что коммунисты в Госдуме давно внесли законопроект об обязательном проведении дебатов во время избирательной кампании.

"Господин Митрофанов должен помочь нам провести этот закон, и тогда у нас тоже будут полноценные политические дебаты", – отметил лидер коммунистов.

Как бы то ни было, даже если спорные поправки о политрекламе не будут рассмотрены, следующая избирательная кампания все равно в корне будет отличаться от предыдущих. Потому что некоторые избиратели из-за отпускного и дачного сезона (август – начало сентября) рискуют ее попросту не заметить. А некоторые даже пропустить.

Обозреватель Алексей Дружников

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще