Точка зрения 9 марта 2010 г. 20:06

Надежды на утиль

Interfax-Russia.ru – Программа утилизации автомобилей стартовала в России. Дополнительные бонусы к этой программе подготовили некоторые регионы страны.

Программа по утилизации автохлама была запущена в женский праздник - 8 марта. Планируется, что эксперимент завершится 1 ноября. К утилизации принимают легковые автомобили массой до 3,5 тонн старше 10 лет как отечественного, так и импортного производства, которые были зарегистрированы на последнего владельца не менее года.

Пункты по утилизации расположены в 43 регионах России. В частности, в Москве таких пунктов шесть, в Московской области – один, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - по одному пункту. Один из пунктов по утилизации расположен в здании ОАО "АвтоВАЗ".

Автомобиль в пункт утилизации собственник может сдать как самостоятельно, так и через дилера, продающего автомобили отечественного производства. За доставку автомобилей в пункты утилизации дилерам возместят до 5 тыс. рублей. Всего на возмещение затрат дилеров по транспортировке автомобилей из бюджета будет выделен 1 млрд рублей.

Вместе с тем затраты автовладельцев по доставке автомобилей до торговой организации, а также затраты по уничтожению автомобиля пункт утилизации возмещать не будет. Более того, собственник подержанного автомобиля при его сдаче в утилизацию должен будет самостоятельно оплатить уничтожение автомобиля. Обойдется это ему примерно в 3 тыс. рублей.

Есть еще одно непременное условие – автомобиль, отправляемый на утилизацию, должен быть полностью укомплектован. Обязательно наличие кузова, двигателя, коробки передач и других элементов трансмиссии, органов управления, колес, аккумуляторной батареи, панели приборов, штатного электрооборудования, сидений.

В случае, если гражданин действует через дилера, то расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД компания берет на себя. Дело в том, что сотрудникам Госавтоинспекции предстоит подтверждать свидетельства об уничтожении старых автомобилей, по которым их собственникам будет предоставлена скидка при покупке новой машины.

В перечень дилеров включено 1 тыс. 568 торговых организаций. Из них 144 пункта по продаже автомобилей Chevrolet, 144 пункта по продаже Opel, 142 дилера Lada, 135 - ГАЗ, 115 пунктов - Renault, 114 - ТaгАЗ, 101 пункт по продаже коммерческих автомобилей Fiat, 95 дилеров по продаже Ford, 92 - УАЗ, 80 - Skoda, 80 - Nissan, 76 пунктов Volkswagen, 63 пункта по продаже легковых автомобилей Fiat, 56 пунктов Toyota, 42 - Ssang Young, 41 - Chevrolet Niva, 36 - Isuzu, 12 - KIA. Соответствующий перечень размещен сайте Мипромторга.

При сдаче автомобиля в утиль потребитель получает взамен ваучер на 50 тыс. рублей, который сможет использовать только на приобретение нового автомобиля отечественного производства, включая машины, производимые в режиме "промышленной сборки".

В перечень автомобилей, которые можно будет приобрести со скидкой в 50 тыс. рублей, входит вся линейка ОАО "АвтоВАЗ", автомобили ОАО "УАЗ" (в том числе внедорожники Hunter, Patriot, Pickup). Кроме того, в перечень включены Volga Siber (ОАО "ГАЗ"), Kia Spectra и Sorento (ОАО "ИжАвто"), Hyundai Sonata, Accent, Santa Fe (ООО "ТагАЗ") и ТагАЗ Road Partner, Tager, LC100. От ООО "Соллерс - Дальний Восток" - Ssang Yong Actyon, Kyron, Rexton, Actyon Sports. ОАО "Соллерс-Набережные Челны" - Fiat Dolbo Panorama и Fiat Albea. Кроме того, в список вошли собираемые в России Nissan Teana и X-Trail, Toyota Camry, Volkswagen Tiguan, Isuzu NLR85, Chevrolet Niva, Captiva и Cruze, Opel Antara и Astra, Fiat Ducato, Ford Focus и Mondeo, Renault Logan и Sandero, Skoda Fabia и Octavia.

Некоторые автопроизводители готовы привлекать покупателей и дополнительными скидками. К примеру, специальную акцию подготовил "АвтоВАЗ": покупатель, предоставив дилеру сертификат об утилизации старой машины, сможет купить автомобиль Lada 2105 в любой комплектации за 99 тыс. рублей (розничная стоимость около 160 тыс. рублей), а любую модель семейства Lada Kalina в комплектации "стандарт" - за 199 тыс. рублей (розничная стоимость около 260 тыс. рублей). Время действия акции и количество автомобилей ограничено, предупреждает пресс-служба компании.

По словам вице-президента "АвтоВАЗА" по продажам и маркетингу Максима Нагайцева, по данным на 4 марта, дилерам волжского автозавода уже поступило более 30 тыс. заявок на приобретение машин в рамках программы, и более половины потенциальных покупателей уже определились с моделями машин, которые они будут покупать. "В структуре поступивших заявок (на покупку - ИФ) классика составляет 40%, другие модели представлены в равной мере, что позволит равномерно загрузить мощности завода", - уточнил Нагайцев. За первые 4 месяца действия программы "АвтоВАЗ" планирует продать 100 тыс. машин, при этом около 30 тыс. машин - за первый месяц программы.

Помимо автопроизводителей дополнительные бонусы бывшим владельцам старых машин готовы предоставить и некоторые региональные власти. Так, в дополнение к федеральной программе Нижегородская область предлагает свой вариант программы по утилизации автомобилей. Правда, по областной программе можно купить только автомобили, произведенные на нижегородской площадке. Вместе с тем, как признал министр промышленности и инноваций области Николай Сатаев, данная программа "более мягкая по сравнению с федеральной". "Она предусматривает также компенсацию 50 тысяч рублей в чистом виде. Но мы принимаем автомобиль, который старше семи, а не десяти лет. Мы не требуем, чтобы автомобиль находился в собственности хозяина, не требуем наличия полной комплектации машины, а также не делаем ограничений по массе", - рассказал Сатаев.

Таким образом, при приобретении автомобиля нижегородского производства скидка может составить 100 тыс. рублей - 50 тыс. рублей по федеральной и 50 тыс. рублей по областной программе. И если в прошлом году на льготных условиях сдавать и покупать автомобили могли лишь граждане с нижегородской пропиской, то теперь продукцию региональных автопроизводителей по программе стимулирования спроса могут покупать все граждане РФ. Кстати, региональные программы, стимулирующие покупательский спрос на автомобили отечественного производства, впервые в России начали действовать в Нижегородской области летом 2009 года.

Помимо Нижегородской области поддержать отечественных производителей дополнительным скидками решили и в Ульяновской области, где машины марки UAZ можно будет приобрести дешевле на 120 тыс. рублей. Правда, воспользоваться такими льготными условиями смогут только жители региона. В частности, помимо ваучера на 50 тыс. рублей еще по 50 тыс. рублей покупателям новых "УАЗов" выделит правительство области, а еще 20 тыс. рублей скидки обеспечит Ульяновский автомобильный завод. К примеру, новую модель внедорожника UAZ 469 региональные покупатели смогут приобрести за 179 тыс. рублей, при его розничной стоимости 299 тыс. рублей. UAZ Patriot, на который до 31 марта действует скидка 15 тыс. рублей, в Ульяновске можно будет купить за 355 тыс. рублей, говорится в сообщении завода. Однако и здесь количество новых автомобилей, продаваемых с дополнительной скидкой, ограничено. "Всего в рамках этой программы будет продано 500 автомобилей", - сообщила пресс-служба завода.

В целом ожидания экспертов относительно программы утилизации оптимистичны. Так, аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов на вопрос ifx.ru, окажется ли, по его мнению, программа популярной у населения, ответил: "Однозначно, да". При этом, по его словам, больший спрос на программу будет наблюдаться не в Москве и Санкт-Петербурге, а в регионах, и ее участниками будут преимущественно те, кто владеют старым бюджетным автомобилем. Он предположил, что в столичных регионах старые автомобили, скорее всего, будут менять на иномарку местной сборки, в провинции - на новые отечественные машины. Еще одной категорией пользователей, по мнению аналитика, станут представители малого бизнеса, которые смогут сменить на льготных условиях, например, "ГАЗели".

Негативные моменты в рамках эксперимента могут коснуться только дилеров, которым будет необходимо доставить автомобили к месту утилизации и пр., полагает Матевосов.

В свою очередь ведущий эксперт "Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования" Владимир Сальников полагает, что программа по утилизации автохлама должна оказаться успешнее, чем программа льготного автокредитования. По его мнению, на успех программы сработает эффект отложенного спроса. А некоторые сложности в реализации программы, считает эксперт, могут возникнуть только с точки зрения общеэкономического эффекта - ведь во время подготовки площадок для утилизации могут возникнуть дополнительные издержки.

Во всем мире аналогичные программы по утилизации автомобилей были "чрезвычайно успешными", напомнил аналитик ИК "Тройка Диалог" Михаил Ганелин. Если для участия в программе в России не нужно будет собирать груды документов, то и здесь программа имеет все шансы на успех.

Между тем, как ранее сообщал Interfax-Russia.ru, ряд экспертов все же не советуют возлагать особые надежды на программу утилизации автомобилей. В частности, президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин считает, что если программа субсидирования процентных ставок по автокредитам "с грехом пополам работает", то перспективы программы утилизации "вызывают сомнение".

"Сдавать старые иномарки в России практически не будут, так как их розничная цена в большинстве своем выше 50 тыс. рублей, а для владельцев отжившей свое автовазовской "классики" доплата в 2/3 стоимости нового автомобиля - все та же вазовская "классика" за 130-170 тыс. рублей, скорее всего, станет неподъемной", - пояснил Interfax-Russia.ru свою точку зрения Хазин. Поэтому, по его мнению, реализация программы в лучшем случае притормозит спад продаж автомобилей, но едва ли позволит рынку выйти на тренд роста.

Его точку зрения подтверждают и результаты опросов общественного мнения. В частности, по данным исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru, не собираются принимать участие в госпрограмме по утилизации 65% россиян, имеющих старые авто. Большинство из них считает предложение властей невыгодным. "Сама идея имеет право на существование, но вознаграждение достаточно скудно"; "В перечень не входит ни одного достойного, на мой взгляд, варианта"; "Давали бы наличными! А так придется брать машину на условиях, которые тебе навязывают!" - объясняют они свой отказ.

Еще 18% респондентов со старыми автомобилями пока не решили, готовы ли они воспользоваться данной программой. Главные причины, по которым автовладельцы пребывают в сомнениях относительно целесообразности участия в программе, – неуверенность в ее действенности, небольшая сумма компенсации, а также нежелание получать ваучер вместо "живых" денег. "Моему автомобилю 10 лет, но получать 50 тыс. рублей, когда я могу продать его за 100, – это более чем странно"; "Не могу пока разобраться в самой процедуре. Может оказаться, что шкурка выделки не стоит", - вот типичные ответы.

О своем намерении воспользоваться новой программой заявили лишь 17% россиян, имеющих отвечающие условиям программы автомобили. Причем, более половины из них (53%) намерены поменять старый автомобиль на авто иностранного производства: "Иностранные машины – более качественные и комфортные!"; "Конечно, буду брать иномарку".

То, что большинство российских автовладельцев не планируют участвовать в правительственной программе утилизации старых автомобилей, подтверждает и февральский опрос ВЦИОМ. Главная причина, по которой владельцы старых автомобилей не желают участвовать в программе - неподходящие условия (37%) и недоверие к правительственным программам вообще (30%).

Оценивая предложенные правительством условия по утилизации машин, большинство респондентов согласились, что автомобиль должен находится в собственности владельца не менее года (70%), что под действие программы попадают лишь автомобили старше десяти лет (66%), что скидка в 50 тыс. рублей распространяется только на машины, произведенные в России (62%) и что один сертификат позволяет приобрести только одну новую машину (61%). Однако у 69% опрошенных вызвало недовольство положение о том, что для участия в программе утилизации необходимо заплатить 3 тыс. рублей.

По пессимистичным прогнозам Минпромторга, программой воспользуются около 17% автовладельцев, по оптимистичным - болeе 33%. "В любом варианте это в 10-20 раз больше, чем есть тот ресурс, которым мы располагаем", - заявил глава Минпромторга РФ Виктор Христенко. По его словам, в России на данный момент насчитывается 14 млн владельцев автомобилей, чей возраст старше 10 лет. В федеральном бюджете на реализацию программы утилизации заложено 11 млрд рублей. Планируется, что за период действия программы будет выдано 200 тыс. ваучеров. А это лишь 1,5% потенциальных участников программы автоутилизации.

Посоветовал автомобилистам не тянуть со сдачей старых машин для получения скидки и премьер-министр РФ Владимир Путин. "Хотел бы обратиться к тем нашим гражданам, которые планировали в ближайшее время приобрести новый автомобиль: если вы действительно планируете это сделать, то приобрести новую машину нужно сейчас, в этом году, нельзя откладывать эту покупку. Именно сейчас можно получить максимально выгодные условия - одновременно и 50 тыс. рублей скидки, и кредит под низкий, субсидируемый государством процент. Не факт, что такие условия сохранятся на следующий год ", - подчеркнул премьер.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще