Россия / Точка зрения 29 декабря 2014 г. 08:54

Новые цены на бензин

Interfax-Russia.ru - Все факторы, влияющие на стоимость бензина, сейчас действуют в одном направлении, толкая цены вверх.

Налоговый маневр, вступающий в действие с 1 января 2015 года, ослабление рубля, ускорение инфляции – все играет в пользу роста цен на бензин.

Ожидается, что за год бензин подорожает примерно на 10%, если не произойдет каких-либо неожиданных изменений на рынке. При этом значительная часть годового прироста придется на январь, что связано со вступлением в силу налогового маневра. Цены на АЗС начнут расти после того, как будут распроданы имеющиеся запасы, и в продажу поступит топливо, выпущенное в новых налоговых условиях. Новый бензин будет дороже на 1,2-1,5 рубля за литр в зависимости от октанового числа.

По мнению заместителя генерального директора ЗАО "Алгоритм. Топливный интегратор" Виктора Костюкова, цены на топливо будут расти в рамках общей инфляции.

"У меня есть подборка за 5 лет, в которой сравнивается рост цен на АЗС с инфляцией в России. Минэнерго, ФАС и другие регуляторы рынка нефтепродуктов следят за тем, чтобы цены на АЗС не превышали темпов инфляции. Ничего не изменится! Я думаю, что если уложится следующий год в 10%, то на эту величину разрешат нефтяникам повысить цены. Будет инфляция 15% - разрешат 15%", - отметил Виктор Костюков.

Существует также мнение, что налоговый маневр и инфляции - это разные факторы изменения цены, и их влияние необходимо суммировать. Так, заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич считает, что "10%, что в абсолютных величинах более 3 рублей - это та дополнительная разница в цене бензина, которую обеспечивает "налоговый маневр".

"Когда Госдума принимала этот закон, была озвучена примерно такая же цифра. Однако кроме изменения налоговой нагрузки росту цен способствует и инфляция, которая также составит не меньше 10%. Таким образом, можно прогнозировать рост цен на бензин порядка 20%, и это если мы будем исходить из текущей экономической конъюнктуры, которая тоже очень неопределенна", - заявил Юрий Станкевич.

Желание государственных органов сдержать подорожание бензина вполне понятно, вместе с тем искусственное сдерживание розничных цен при росте оптовых ставит независимых участников топливного рынка в сложное положение.

"В этом году независимые участники рынка 5 месяц работали на нулевой рентабельности, а иногда и в отрицательной. По Москве средняя маржинальная доходность за год по 92-му бензину всего лишь 10% от цены продажи, тогда как эксплуатационные расходы и налоги составляют 10-12%", - говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

"Работа в убыток - это задолженность по налогам, по заработной плате, просроченные кредиты. И мы так работаем, начиная с 2011 года, причем каждый год период такой работы все больше и больше. В этом году он составил 5 месяцев, это очень тяжелая ситуация", - добавил Евгений Аркуша.

Есть еще один фактор, оказывающий существенное влияние на топливный рынок. С 1 января 2015 года в России запрещается оборот моторного топлива ниже четвертого экологического класса. Таким образом, с рынка уходит значительный объем топлива третьего класса. Решение о переходе на использование топлива более высокого качества было принято давно, и нефтяные компании к нему готовились, однако из-за санкций модернизация отдельных нефтеперерабатывающих заводов России может завершиться с опозданием.

"Из-за грядущего запрета топлив класса 3 ожидается выпадение с рынка до 1,5 млн тонн бензина. Заместить его можно дополнительным внутренним производством (такие возможности появятся, как ожидается, во II полугодии 2015 года), либо белорусским товаром. Белоруссия может поставить в Россию до 2 млн тонн бензина, однако у нее нет жестких обязательств по поставкам товара. Здесь важен вопрос цены - белорусские поставщики не станут себе в убыток продавать топливо российским потребителям. Если окажется выгоднее поставлять в Северо-Западную Европу, то товар уедет в Северо-Западную Европу. Из-за этого рынок может столкнуться с недостатком высокооктанового бензина в сезон повышенного спроса и во время профилактики на НПЗ", - прокомментировал ситуацию эксперт агентства "Аналитика товарных рынков" Артем Рахманкулов.

Обозреватель Денис Захаров

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"