Interfax-Russia.ru – Россия предпринимает вторую попытку обрести зарубежного стратегического партнера в деле освоения углеродных богатств арктического шельфа.
Три лицензированных участка ОАО "НК "Роснефть" в Карском море станут объектами инвестиций со стороны американской ExxonMobil. Соглашение обеих компаний о партнерстве уже называют беспрецедентным, а масштаб инвестиций "очень большим".
Как говорится в сообщении американской компании, соглашение предусматривает инвестирование около $3,2 млрд в геологоразведку и освоение участков Восточно-Приновоземельские - 1,2,3 в Карском море и Туапсинского лицензионного участка "Роснефти" в Черном море. При этом доля участия "Роснефти" в обоих проектах составит 66,7%, ExxonMobil – 33,3%.
Председатель правительства РФ Владимир Путин на встрече с руководством компаний, предшествовавшей церемонии подписания соглашения, заявил, что это событие будет позитивно воспринято мировыми энергетическими рынками. "Конечно, масштабы инвестиций очень большие. Страшно произносить такие цифры: прямые инвестиции, как я посмотрел по справкам, могут составить от 200 до 300 млрд, а если ещё говорить об обустройстве территории, инфраструктуре, строительстве необходимых сооружений, то цифра может дойти и до 500 млрд", - отметил премьер-министр.
Стоит напомнить, что ExxonMobil стала не первой компанией, с которой "Роснефть" пытается развернуть совместное освоение арктического шельфа. Как сообщалось ранее, партнером могла стать британская BP, однако сделка сорвалась.
Впрочем, между несостоявшимся соглашением и новым договором о стратегическом партнерстве есть принципиальное отличие. На момент переговоров о сотрудничестве ВР находилась в очень сложном положении. На нефтяной платформе в Мексиканском заливе, арендованном компанией, произошла очень серьезная авария. Взрыв и пожар на платформе произошли 20 апреля, а официально сообщить о заглушке скважины компания смогла только 19 сентября. По официальным данным, в залив вытекло 4,9 млн тонн нефти.
В общем, руководство ВР не смогло отказаться от сделанного россиянами предложения – соглашение предполагало не просто обмен активами, а вхождение в акционерные капиталы друг друга. Однако партнер ВР по российскому совместному предприятию ТНК-ВР - консорциум ААР - оспорил эту сделку в международных судах, вынудив новоиспеченных партнеров отказаться от стратегического альянса.
Со своей стороны ExxonMobil считает такое взаимное вхождение в капиталы для себя неприемлемым. Как сообщает "Интерфакс-АНИ", вице-премьер РФ Игорь Сечин после подписания соглашения вынужден был признать: с обменом акций "Роснефти" придется подождать. "Мы посчитали, что обмен акциями на данном этапе не требуется", - заявил он журналистам.
В то же время новый стратегический партнер России по освоению арктического шельфа сделал целый ряд шагов навстречу интересам российской государственной компании. И это обстоятельство также отметил Владимир Путин.
"Я посмотрел, из чего, из каких составляющих собрано это соглашение. Здесь и совместная работа на шельфе, на других участках. Это совместное создание центра исследования, арктического центра в Петербурге, это подготовка кадров, работа с финансовыми учреждениями. Фактически, это действительно в полном смысле слова стратегическая потребность", - заявил премьер-министр.
В коротком выступлении Владимир Путин фактически перечислил все плюсы соглашения с ExxonMobil. Во-первых, это высокая надежность технологий и оборудования, которые компания использует при работе на шельфе. Вообще на шельфе, насколько я понимаю, ваша компания работает уже около 50 лет, обладает уникальными технологиями. Я даже посмотрел, что меня удивило: ваша платформа в Канаде выдерживает удар айсберга в 1 млн тонн", - заявил Владимир Путин.
Кроме того, соглашение дает "Роснефти" возможность работать на участках ExxonMobil, в том числе на территории США, в Мексиканском заливе, Техасе, а в перспективе - принимать участие в совместных проектах на территории третьих стран. Наконец, у американской компании накоплен большой опыт работы в России.
"Вы упомянули нашу совместную работу на Дальнем Востоке (разработка шельфа на Сахалине – ИФ). Она действительно очень позитивная, и сегодняшний шаг – это продолжение нашей совместной работы, имею в виду положительный опыт, достигнутый за последние годы, - подчеркнул глава правительства РФ. - Только в одном месте добычи – на одной из платформ, где вы работаете, создано 13 тыс. рабочих мест. Это уже о многом говорит".
Однако сговорчивость американских партнеров имеет четко очерченные границы. Об этом говорит опыт реализации проекта "Сахалин-1". Этот проект, обещающий стать самым дорогим в новейшей истории России, осуществляется на условиях соглашения о разделе продукции.
На деле это означает, что вся произведенная продукция делится на две части: "компенсационную", которая возмещает затраты инвестора, в частности, на поисково-разведочные работы, и "прибыльную". Последняя и делится на долю инвестора и долю государства.
Так вот, российская сторона получает прибыль от проекта "Сахалин-1" только при условии, что мировые цены за баррель нефти превышают $100. Несколько раз российская сторона пыталась оказать на ExxonMobil значительное давление с целью добиться пересмотра условий соглашения, но позиция компании осталась неизменной. Кстати, из-за твердости, проявленной ExxonMobil, на Сахалине в рамках проекта до сих пор не разрабатывается природный газ. "Газпром" не смог настоять на своем варианте продаж газа (на внутреннем рынке), американцы не отступились от своего варианта продаж на внешних рынках. Спор продолжается более 5 лет.
Интересно отметить также, что глава компании ExxonMobil Рекс Тиллерсон на церемонии подписания соглашения практически прямо заявил о надеждах иностранных инвесторов на изменение режима налогообложения компаний-партнеров.
"Мы очень ценим те усилия, которые предпринимает Правительство по изменению и улучшению налогового режима в структуре налогообложения. Это благоприятно скажется не только на российских инвесторах, но и на иностранных инвесторах и поможет развивать инвестиции, увеличивать, расширять сотрудничество в той сложной обстановке, которая имеет место быть в России, - сказал он. - Я очень позитивно воспринимаю заявления со стороны правительства Российской Федерации о том, что будет создаваться и создаётся конкурентная обстановка, учитывается опыт оптимизации структур налогообложения и прочих режимов в других странах".
Для "Роснефти" сотрудничество с западной фирмой – серьезное подспорье в деле освоения арктического шельфа. Между тем оно само уже вызвало резкие протесты со стороны общественных экологических организаций РФ – хоть непосредственно и не относится к Карскому морю. В тот же день, когда в Сочи подписывали соглашение о Восточно-Приновоземельском блоке участков, появилось обращение экологов к Владимиру Путину. В обращении предлагается приостановить проект освоения Приразломного месторождения в Печорском море. Более того, "зеленые" ставят под сомнение экономическую целесообразность добычи углеводородов в Арктике.
"В мире отсутствуют технологии и инфраструктура для ликвидации разливов свыше нескольких сотен тонн в ледовых условиях. А с платформы "Приразломная", по нашим оценкам, могут вытечь десятки тысяч тонн, с учетом того, что платформа будет накапливать до 120 тысяч тонн. Для сравнения - это втрое превышает объем Exxon Valdez и сопоставимо по объемам с аварией BP в Мексиканском заливе", - говорится в обращении.
Впрочем, пока перспективы стратегического партнерства между "Роснефтью" и ExxonMobil выглядят вполне радужными.
"Мы четко видим приоритеты стратегического развития "Роснефти" - создание первоклассной базы по освоению шельфа и повышению извлекаемости нефти. Партнерство "Роснефти" с её уникальной ресурсной базой с крупнейшей и одной из самых высококапитализированных компаний в мире отражает наше стремление повысить капитализацию бизнеса путем применения передовых технологий, инновационного подхода к ведению бизнеса и через усиление кадрового потенциала, - приводятся в сообщении ExxonMobil слова президента "Роснефти" Эдуарда Худайнатова. - Эта сделка является результатом многолетней совместной работы с ExxonMobil и выводит "Роснефть" на масштабные проекты мирового класса, превращая компанию в лидера глобальной энергетики".
Компании договорились совместно изучить возможности разработки трудноизвлекаемых запасов нефти в Западной Сибири. Также они создадут Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок (ARC) в Санкт-Петербурге, где будут работать специалисты "Роснефти" и ExxonMobil. Центр будет использовать собственные технологии двух компаний, а также разрабатывать новые для реализации как совместных проектов в Арктике, включая буровые и добывающие платформы ледового класса.
Обозреватель Елена Глушкова